Страшная правда об обстоятельствах спасательной операции от первого лица.
Краснодар. 18 июля – Новая Кубань. 13-летний житель Новосибирска был найден мертвым в горах в Краснодарском крае 13 июля. Ребенок пропал во время туристического похода группы из 13 человек.Фото: Поисковый отряд "Лиза Алерт"/vk.com
О заключении судмедэкспертов о причинах наступления смерти пока ещё официально не сообщилось. Трагедия начинает обрастать мифическими слухами о том, что произошло нечто сверхъестественное, рассуждениями, кто в этом виноват и т.д.
* В Сочи обнаружен пропавший в горах 13-летний школьник
Но главное в этой истории совсем другое. Могли ли успеть найти не тело, а живого ребенка? Почему этого не произошло? Учитывая возраст мальчика, по логике вещей, у него имелись все шансы хотя бы какое-то время бороться за жизнь даже в условиях горно-лесистой местности, разве что, если только смерть не носит насильственный характер.
Кроме того, складывается впечатление, что вокруг случившегося всеми способами пытаются не допустить возникновения общественного резонанса. Поисковая операция освещалась уполномоченными ведомствами грамотно и регулярно, но только сам её ход: сколько человек задействовано, какие районы обследованы и т.д.
* Вертолет МИ-8 не обнаружил 13-летнего подростка, пропавшего в горах Сочи
* Спасатели обнаружили рюкзак пропавшего в горах Сочи ребенка
* В Сочи спасатели седьмые сутки ищут пропавшего 13-летнего мальчика
Из официальных сообщений не было понятно, что это за группа, как мальчик из Новосибирска оказался в кубанских горах и.т.д. На фоне пристальной концентрации внимания на легендарном ЧМ-2018, даже СМИ не пытались в этом разобраться. А власти, которые в подобных случаях ранее всегда официально сообщали о взятии на личный контроль хода поисковых операций, расследования дела и выражали соболезнования родным и близким других погибших, на этот раз молчат.
Странным обстоятельством является и то, что сами участники этой туристической группы, которых нашему изданию удалось разыскать, по непонятным причинам в один голос отказываются даже просто изложить хронологию событий рокового дня, когда пропал ребенок. Причем мотив носит крайне сомнительный характер: страх о привлечении к ответственности за дачу ложных показаний, в случае, если вдруг они не совпадут со сведениями, предоставленными ранее во время официальных допросов или информацией от других членов группы.
На условиях анонимности читатель нашего издания, имеющий непосредственное отношение к ситуации, пояснил, что определенную роль в дальнейшем развитии событий может играть директор школы, в которой работала учительница, выступавшая руководителем группы в походе. Директор по совместительству является депутатом III созыва Совета городского поселения…
Итак, тело мальчика нашли на 10-е сутки после исчезновения. «Новой Кубани» от непосредственного участника поисково-спасательной операции стало известно, что обнаружили его военнослужащие Росгвардии. Расчеты ведомства в этот период как раз были сосредоточены в Сочи и задействованы в обслуживании матчей ЧМ-2018.
Нашли тело ровно в тот день, когда бойцы и присоединились к операции. За считанные часы после прибытия на место сотрудники успели получить основные вводные в оперативном штабе, взять необходимое оборудование и каким-то немыслимым образом оперативно осуществили подъем по сложному скалистому участку. Даже у опытных альпинистов, которые все это время находились на месте, уходило на это гораздо больше времени и усилий.
- Приезжает вызванная полицией Росгвардия, которую, как мы думаем надо будет «водить». Однако, приехавшие гвардейцы, в хорошем смысле повергают в шок: приехали, за час максимум расквартировались и подготовились к подъему, командир выслушал все вводные, изучил треки, получил от нас навигаторы, и они ушли «чтоб не терять полдня», потом по трекам мы увидим, что наверх они взлетели за час и, разделившись на 4 группы, очень качественно и быстро отработали задачи. «…» По рации от гвардейцев проходит информация, что одной из групп, ушедших по нашей задаче, обнаружено тело погибшего. Приметы совпадают. – Так рассказала о моменте обнаружения тела ребенка помощник координатора поискового отряда «Лиза Алерт» Нина Маньковская, которая сама принимала участие в операции, то есть находилась на месте событий.
Уголовное дело по факту исчезновения мальчика было возбуждено ещё 7 июля. В рамках расследования будет дана правовая оценка действиям всех лиц, принимавших участие в организации этого мероприятия, а также установлены причины и условия, повлекшие гибель несовершеннолетнего. Такова основная вводная на сегодняшний день.
* По факту исчезновения мальчика в Сочи СКР возбудил уголовное дело по статье «Убийство»
Группа шла по легендарному маршруту «Тридцатка», который уже несколько десятилетий является неэксплуатируемым, то есть за него никто не несет ответственность, и имеет дурную славу. Когда-то при невыясненных обстоятельствах здесь погибали целые группы. Связано это было со странными климатическими явлениями: в начале сентября внезапно выпадал снег и т.д.
С самого начала трагично завершившейся поисковой операции сделали заявление, что группа была не зарегистрирована в МЧС.
Из 13 человек состава на маршрут вышли 10 подростков в возрасте от 11 до 16 лет и трое взрослых. Руководила группой учительница сельской школы Гулькевичского района Краснодарского края.
Она уже подверглась информационной травле в СМИ и социальных сетях. Версия о возможном конфликте во время похода ещё до обнаружения тела ребенка однозначна была опровергнута следственными органами по итогам допроса всех участников.
* Следствие озвучило результаты допросов членов туристической группы по факту безвестного исчезновения ребенка в Сочи
Женщина организовывала туристические походы на регулярной основе, то есть имела необходимый опыт. При школе официально работал кружок. Люди, принимавшие в них участие, характеризуют её исключительно с положительной стороны. И тот факт, что группа вышла на маршрут не зарегистрировавшись, также называют сомнительным, так как лично были свидетелями того, как руководитель группы во время предыдущих походов совершала уведомляющие звонки в экстренные службы.
* Кто руководил туристической группой, в составе которой погиб подросток под Сочи
Перейдем и к самому маршруту.
- Туристический маршрут из Адыгеи через гору Фишт, Черкесский перевал к урочищу Бабук-Аул проходит по территории Кавказского природного заповедника. Красивые виды, довольно легкий, не категорийный маршрут, так называемая «тридцатка», ежедневно по нему проходят группы туристов, в составе многих дети от 6 лет... Хорошо маркированная трасса, расчищенная госинспекторами заповедника и волонтерами, несколько оборудованных мест отдыха туристических групп. Это то, что видит человек, идущий по маршруту. В любую сторону от тропы: скальники, каменные осыпи, горные ручьи и реки с водопадами от 10 до N метров, непроходимые заросли лавровишни по склонам, медведи, рыси, шакалы, волки и прочее. – Так характеризует легендарную «Тридцатку» помощник координатора поискового отряда «Лиза Алерт» Нина Маньковская, лично побывавшая на месте.
Уже во время проведения поисково-спасательной операции это стало понятно, мальчика искали в условиях сложного рельефа. В воздух поднимали вертолет МИ-8 Росгвардии, территорию обследовали на квадроциклах. Когда к операции начали привлекать добровольцев, появились и особые требования:
- Люди необходимы с горной и альпинистской подготовкой, а также имеющие свое личное оборудование.
Все это было обусловлено именно сложностью рельефа на подступаках к маршруту, который сам по себе считается не категорийным.
- В день обнаружения рюкзака (6 июля, - прим. «НК») прошел ливень, уровень воды в реках и ручьях поднялся, в некоторых до полуметра. Работать можно только днем, тяжело, рельеф, жара. «…» Приходит понимание, что «равнинных» добровольцев собирающихся к нам, надо заворачивать, нужны только альпинисты, люди с опытом горных походов. «…» Коптеру работать негде, попытки поднять и что-то рассмотреть провалились, открытых мест почти нет. «…» В следующие дни приезжает множество невероятных людей, почти все впервые на поиске, горные туристы из местного турклуба, приносящие треки по 15 км со словами «извините, ребят, мы больше не смогли». – Поясняет Нина Маньковская.
- Там реально страшно, даже днём. Я раз пять заново родился сегодня. Там вообще нереально пройти. Идешь вдоль русла, очень медленно, так как двигаться по скользким камням вниз тяжело «…» А скальник вокруг сужается и стены всё выше и в какой-то момент ты понимаешь, что если сейчас не повернёшь, ты вообще отсюда не выйдешь. – Таковы отзывы других добровольцев.
Как в таком случае данный маршрут может являться не категорийным? И почему за несанкционированное нахождение людей в данной местности никто не несет ответственность?
* На ком лежит ответственность за жизнь подростка, пропавшего на туристическом маршруте с «дурной славой» в Сочи
А теперь перейдем к апогею всего произошедшего - целому ряду обстоятельств самой поисковой операции, которые раскрыла Нина Маньковская. Все они шокируют!
Исчезновение ребенка по официальным данным обнаружили 3 июля в 19:30 на переходе от поляны Стадника к поляне Холодный родник в 2-х километрах от села Бабук-Аул при спуске с горы «Фишт» в сторону Сочи. Заявка в ЮРПСО опять же по официальным данным поступила спустя час, в 20:46.
Поисковая операция была начата ЮРПСО МЧС России. Затем подключили другие подразделения: полицию, следственные органы и добровольцев.
Поисковый отряд «Лиза Алерт» был готов направиться на место событий сразу после изучения ситуации. Однако смог вылететь в Сочи аж 7 июля. Связано это было именно с проведением ЧМ-2018.
- В России проходит Чемпионат мира по футболу, в Сочи летят толпы туристов и болельщиков, – поясняет Нина Маньковская.
В аэропортах строго соблюдалась инструкция о норме багажа.
- Мы и так на 2 места превысили оборудованием, – добавила девушка.
Фото: Поисковый отряд "Лиза Алерт"/vk.com
В итоге члены отряда, которые добровольно направились спасать мальчика, не получили возможность доставить на место не то, чтобы всю необходимую экипировку, а даже элементарные палатки и спальники.
Несмотря на то, что на маршруте официально проводилась серьезная поисковая операция, добровольцы столкнулись с целым рядом организационных трудностей:
- С горы спускается одна машина, Рено Дастер, в который мы помещаемся всемером, плюс весь наш багаж и оборудование. Как - до сих пор загадка. «…» Сочинцы присылают и привозят нам продукты с трогательными надписями на банках «сил вам, ребята!» «удачи на поиске» и т.д, шеф-повар сочинского ресторана поднимается на своей машине к нам в штаб, чтобы привезти невероятный запас продуктов и готовит нам настоящий борщ на костре, увидев наши дошираки... Местные радиолюбители, координируемые rz3abk, налаживают прямую связь по рации с Краснодаром и Москвой. – Описывает Нина Маньковская.
Фото: Поисковый отряд "Лиза Алерт"/vk.com
То есть, местные власти, все это время гостеприимно встречавшие болельщиков и участников ЧМ-2018, которые в подобных случаях должны всячески содействовать поискам, не приложили каких-либо усилий для того, чтобы обеспечить подвоз добровольцев к месту ведения операции, предоставить волонтерам питание и прочие элементарные вещи.
Фото: Поисковый отряд "Лиза Алерт"/vk.com
Что касается отсутствия связи, это и вовсе отдельная тема. Мобильные телефоны в этой местности не работают. Попытки применения спутникового оборудования оказались тщетными.
- Работать над склонами бесполезно и грозит потерей коптера, так как постоянно теряется связь, – поясняет Нина Маньковская.
Фото: Поисковый отряд "Лиза Алерт"/vk.com
Оказалось, что даже, несмотря на ведение поисковой операции по спасению несовершеннолетнего ребенка, в этой зоне выполнялось Постановление правительства об усилении мер безопасности на время ЧМ-2018 по футболу.
- Спасибо нашим коллегам в погонах, даже этот вопрос удается решить и на несколько часов нам открывают небо, ФСО отключает «глушилки», - уточнила девушка.
Штаб волонтеров базировался на высоте 690 м в месте выхода туристических групп. Лагерь МЧС был расположен выше. Полиция и СК находились в 1,3 км ниже штаба на кордоне у егеря.
Фото: Поисковый отряд "Лиза Алерт"/vk.com
- Ребята здесь с первого дня и сами ходят на задачи, - уточняет помощник координатора поискового отряда "Лиза Алерт".
Таким образом, все участники поисковой операции по факту оказались рассредоточены. Кроме того, имели место быть и проблемы во взаимодействии даже между официальными структурами, причем в вопросах, имеющих непосредственное отношение к обстоятельствам исчезновения, а значит и поиска. В подтверждение приведем очередную цитату Нины:
- Подробностей по одежде, временным нестыковкам и прочему у МЧС нет. На многие вопросы нет ответов. «…»Идем на кордон к полиции и СК. «…» Настроения в нашу сторону довольно скептические, думают, что мы тут, выражаясь местным языком «балалаечники», не искать, а потусить. «…» Рассказываем про отряд. «…» Постепенно ребята оттаивают, включаются в обсуждение, делятся информацией. Узнаем некоторые подробности пропажи, опроса детей и руководителей группы, появляются уточнения по вводным и новые версии. «...» Взаимодействие с новой сменой МЧС наладить не удаётся, к сожалению, упираемся в непреодолимую стену «вы сюда попиариться приехали» и «вы наш хлеб едите», параллельно, слышим в рации «ребята, я тут у волонтеров подслушал, они там штаны нашли, рядом есть группа наша...» и прочее.»
В заключение, хотелось бы обратить внимание и на ещё одно простое обстоятельство. Так как поисковая операция шла в условиях сложной горно-лесистой местности, использовать даже самую современную технику, которая имеется на вооружении силовиков и спасателей, оказалось невозможно.
- Техника - квадроциклы, мото- бесполезна, территория заповедника накладывает много ограничений, наверх в любом случае только пешком или на лошадях. Лошадей не хватает, одного коня, к сожалению, на этом поиске уже похоронили. - говорит член поискового отряда.
И все это при том, что зона поисковой операции находилась в районе многочисленных аулов, где в качестве средств передвижения местные жители используют именно коней, в краснодарском крае существует целое подразделение конной полиции и доблестное кубанское казачье войско.
Тело мальчика нашли в 1,5 километрах от Поляны Стадника, где по официальным данным, его видели в последний раз, в 600 метрах от места обнаружения его рюкзака. До реки Бушуйки, вдоль русла которой была сконцентрирована поисковая операция, он не дошел совсем немного.
- Неоднократно отработанной сверху вниз и снизу вверх, - уточняет представитель поискового отряда.
То есть, ребенок в действительности боролся за жизнь, как минимум пытался куда-то идти. В условиях горно-лесистой местности на то, чтобы преодолеть это расстояние у него ушло явно не несколько часов. Получается, какой-то промежуток времени после исчезновения он был ещё жив. И при определенном стечении обстоятельств и отсутствии всех этих сложностей при проведении поисковой операции, могли бы найти не тело… Что пережил школьник даже сложно представить: ночь в лесу, тропический ливень, «следы медведей и других животных».
Фото: Поисковый отряд "Лиза Алерт"/vk.com
- Ясно одно - горы не прощают ошибок, а за безопасность детей отвечают взрослые, - таков основной вывод помощника координатора поискового отряда «Лиза Алерт» Нины Маньковской.
Фото: lizaalert.org
Кем допущены в данном случае эти роковые ошибки? Как оценивать уровень организации и координации типичной поисково-спасательной операции? Разве не может и впредь повториться история о том, как не категорийный маршрут, ответственность за несанкционированное нахождение людей на котором никто не несет, снова вышла группа туристов? Все эти вопросы, к сожалению, отнюдь не являются риторическими. О том, какие ответы на них готовы дать власти, можно будет судить после того, как огласят виновных в данной трагедии. И если вся ответственность будет возложена лишь на учительницу, которая повела детей в поход, это должно стать большим шоком для всего разумного общества.
При этом во всем мире Краснодарским краем явно восхищались бы гораздо больше, если бы на фоне высокого уровня организации и проведения ЧМ, регион смог бы продемонстрировать блистательную операцию по спасению обычного 13-летнего мальчика. Два этих события нельзя связывать между собой. Подобное происходит и в других странах и никак не влияет на имидж проводимых мероприятий. Другое дело, какое внимание власти уделяют трагедиям, происходящим в такие периоды, оказывают ли необходимое содействие и как реагируют.
Фото: Поисковый отряд "Лиза Алерт"/vk.com
- Поиски ребенка не прекращаются ни на минуту, помимо следователей и криминалистов регионального управления СКР в них принимают участие сотрудники МЧС, полиции, Росгвардии, егеря, поисковый отряд «Лиза Алерт», другие волонтеры и альпинисты. - Говорится в официальном релизе СК РФ по Краснодарском краю. И именно эти люди, пытавшиеся несмотря на различного рода сложности и обстоятельства, спасти жизнь ребенка действительно заслуживают уважения!
Читайте новости в нашем Телеграме.