«Драма с интригой, публичной борьбой мнений и позиций»: эксперт оценил транспортную реформу в Краснодаре

«Драма с интригой, публичной борьбой мнений и позиций»: эксперт оценил транспортную реформу в Краснодаре
Фото: МУП «КТТУ»
Перемены в системе общественного транспорта в краевом центре следуют одна за другой. В городе внедряют выделенные полосы, с главной улицы исчезли троллейбусы, ряд автобусных и троллейбусных маршрутов сокращены или изменены, произошла формальная отмена регулируемых тарифов. Еще мэрия обещает приобрести партию электробусов, а губернатор анонсировал создание наземного метро. Пока же символом перемен стал демонтаж контактной сети, проведенный мэрией Краснодара в начале июня.

На вопросы о происходящем в транспортной сфере города в интервью «Новой Кубани» ответил профессиональный эксперт в области управления организациями и бизнесом, член советов директоров российских компаний Евгений Змиев.

Как на транспортную систему столицы Кубани повлияет отмена троллейбусов?

– Разворачивается целая транспортная драма с интригой, публичной борьбой мнений и позиций, а также с неясным для широкой общественности исходом. Отмена троллейбусных маршрутов на самом напряженном, а значит, кассовом участке – приведет к снижению пассажиропотока и выручки муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия.

Удивительно, что сам муниципалитет не останавливает все эти действия против выручки принадлежащей ему компании (Краснодарского трамвайно-троллейбусного депо – «Новая Кубань»). Де-юре мэрия заинтересована в устойчивой прибыльности собственных предприятий, росте налогов и получении дивидендов в городской бюджет. Вы можете представить, чтобы какой-либо частник принимал меры к демонтажу частей своего бизнеса и уменьшению доходов?

На этом примере мы еще раз видим, что власти явно проигрывают частному бизнесу в эффективности управления своими активами. Но если где-то в муниципальном предприятии убыло, то в частном бизнесе автоперевозчиков обязательно прибудет: пассажиры хотят ездить по своим маршрутам, и обязаны оплачивать проезд живыми деньгами.

К чему могут привести закупки электробусов? Стоит ли надеется на сокращение размера краснодарских пробок, как обещают городские власти?

– Закупка электробусов даст пользу, если их возможности будут использованы для продления маршрутов в удаленные районы Краснодара, где еще нет контактной сети. Это увеличит пассажиропоток на данных маршрутах и улучшит транспортный сервис для горожан.

Но заметно уменьшить пробки электробусы не смогут. Не хватит их количества и надежности работы, чтобы закрыть дыру в контактной сети на улице Красной.

Что вы ждете от анонсированного введения выделенных полос для проезда общественного транспорта?

– Это, с одной стороны, даст возможность большему количеству его пассажиров быстрее проезжать к месту назначения, а с другой стороны, уменьшится число полос для автомобилей и пробки из них станут еще длиннее и дольше. Перед горожанами выстроится дилемма: ехать на общественном транспорте быстро или долго стоять на собственном авто в пробках.

А как прокомментируете уход от регулируемых тарифов?

– Решение об их отмене на маршрутах, эксплуатируемых частными перевозчиками, направлены «в ту же копилку». Если это делается не для предоставления возможности частникам повышать тарифы на проезд без утверждения в муниципальном тарифном органе, то какой другой смысл в этом революционном мероприятии можно найти?

Вырисовывается интересная картина: все меры бьют в одну точку – переместить пассажиров с муниципального транспорта на частный и увеличить доходы негосударственных перевозчиков. И без решений и нормативных документов самой мэрии такие действия осуществить сложно. Пока муниципалитет теряет прибыль, частники приобретают пассажиров и расширяют бизнес.

В результате транспортная система города становится менее управляемой и более зависимой от интересов частных перевозчиков. Случись что, и они смогут диктовать свою волю властям, которые не имеют возможности оставить горожан без транспорта и парализовать экономику города. Сейчас мэрия еще в силах изменить и повернуть вспять этот процесс, а завтра?

Можно ли назвать это все масштабной транспортной реформой? И если да, то к чему она должна привести?

– Такой концентрат действий в одной отрасли Краснодара в короткое время можно назвать и транспортной реформой, и переделом рынка транспортных услуг.

Скорость, с которой идут изменения, а также режим умалчивания подробностей и планов, без предварительного широкого обсуждения, наводит на мысль, что кому-то надо поставить горожан перед фактом и доказать, что точка невозврата пройдена, назад дороги не будет. Еще Маркс показал, что «всем движет интерес». И, похоже, высокая скорость реализации такого большого количества преобразований им и подогревается.

Попробуйте попросить власти сделать то, что им неинтересно, а горожанам нужно. Вам сообщат тысячу причин и ссылок, почему это невозможно здесь, сейчас или при нашей жизни вообще. А в заключение добавят, что им нужны цифры, обоснования, утвержденные стратегии плюс опыт других городов и стран.

В нашем случае действия властей есть, а опубликованных цифр, обоснований, стратегий и чужого опыта нет. Для горожан это делает неизвестным и непредсказуемым будущий результат.

Насколько вероятны опасения скептиков о грядущем переделе транспортного рынка Краснодара и уходе общественных маршрутов с ряда направлений?

– Можно видеть сокращение доли муниципального перевозчика на внутригородском рынке и увеличение доли частных перевозчиков. Причем для скептиков выглядит это так, что муниципалитет, используя собственные властные ресурсы, сам добровольно и сокращает свою долю.

В результате конкуренция на рынке снижается. А чем ее меньше, тем выше может стать цена. У частного бизнеса нет другой цели, кроме как извлекать максимум доходов и наращивать прибыль. И нерегулируемые тарифы ему только в помощь на этом пути обогащения.

Как обстоят дела с воплощением в жизнь в Краснодаре проекта «Городская электричка»?

– Принятый в реализацию губернатором Кубани Вениамином Кондратьевым и гендиректором РЖД Олегом Белозеровым проект наземного метро продолжает реализовываться.

По инициативе Кондратьева разработан, внесен в заксобрание региона и в марте 2019-го одобрен депутатами закон «О внеуличном транспорте». Он определяет полномочия администрации края по утверждению маршрутов и графиков движения наземного метро, проходящего по территории нескольких муниципальных образований, из которых состоит Краснодарская агломерация.

Логично предположить, что губернатор продолжит реализацию подобной инициативы. Почин главы должен привести к созданию совместных рабочих групп и разработке проектов строительства вторых путей, высоких платформ, двух депо, закупки нового лучшего подвижного состава «Ласточек», согласование межбюджетных вопросов, выход на дорожную карту (с расписанными сроками, суммами и конкретными исполнителями) и иных мероприятий.

Власти края не афишируют, что нынешнему проекту «Городская электричка» фактически предшествовал проект «НАЗЕМКА», разработанный с вашим участием. Как вы относитесь к такому заимствованию?

– Действительно, реализуемый властями края и РЖД проект фактически является копией «НАЗЕМКИ» (Наземного метро Краснодарской агломерации), который разрабатывался мной и коллегами из движения «Городские решения».

Но для нас принципиально важно не подтверждение авторства (о котором и так все знают), а реализация проекта силами властей. Важно, что наземное метро сможет кардинально решить в Краснодаре проблему пробок и начнет приносить существенную пользу городу и его жителям.

Как вы оцениваете действия мэрии по продлению четырех трамвайных линий в Краснодаре?

– К этому решению властей Краснодара отношусь сугубо положительно. С подобной инициативой ранее выступали многие общественники и политики, включая меня.

Продление путей пойдет на пользу транспортной системе города. Трамвай сегодня является тем видом транспорта, который меньше всего «завязан» на пробки. Здесь только можно приветствовать решения мэрии.

Проектирование первой из четырех линий планируют завершить в 2020-м. Будем надеяться, что после этого инициатива не пойдет в долгий ящик. И что найдутся деньги на строительство первой из новых линий и на разработку проектов остальных трех.

Как в целом должно идти развитие общественного транспорта в городе?

– Понятно, что система общественного транспорта Краснодара не будет такой, как была прежде. Она будет меняться. И муниципальная власть сейчас должна задать самой себе вопрос: как сделать краснодарские автобусы, трамваи и троллейбусы удобными для горожан?

Если мэрия находит ответы, и, обсуждая их с общественностью, слышит подтверждающее «да», значит она идет по правильному пути. В противном случае говорить о движении вперед – неправильно. Реформа ради реформы никому не нужна. Иначе вместо нормальной работы системы мы завтра можем столкнуться с транспортным коллапсом.

Автор

Автор: Дмитрий Мирошников.
/

Читайте newkuban.ru в Яндекс.Дзен

Комментарии


Rambler's Top100