Реклама: ИП Терентьев Павел Альбертович. ИНН 482613868955. ID: 915606

Уроки французского. Чего ждать Грузии и России после избрания Зурабишвили президентом?

Уроки французского. Чего ждать Грузии и России после избрания Зурабишвили президентом?

Грузинская мечта Саломе Зурабишвили стала явью. Со второй попытки политик заняла пост главы закавказского государства. Чем примечательна биография госпожи президента? Кто стоит за ее избранием? Какие перемены последуют в Грузии после ее прихода? «Новая Кубань» решила найти ответы на эти вопросы.

Имя нового президента Грузии стало известно после второго тура выборов, прошедшего 28 ноября 2018. Зурабишвили набрала 59,52% голосов (1,14 млн проголосовавших), в то время как ее соперник Григол Вашадзе – 40,48%.

«Я буду президентом всех. Все смогут обратиться ко мне со своими вопросами — общественными или политическими. Я буду тем президентом, который создаст ощущение мира и стабильности в стране. От меня никто не услышит оскорблений или нетерпимости. Я буду ко всем относиться с уважением – сообщила Зурабишвили в эфире телеканала «Имеди» после завершения голосования.

«Саломе Зурабишвили – неординарная личность, ориентированная на западные ценности. Саломе работала министром иностранных дел Грузии при правлении Михаила Саакашвили, но сегодня считает его одним из ответственных за вооружённое противостояние в августе 2008 года», – отмечает эксперт по международным вопросам из Грузии Васо Капанадзе.

Своя особая атмосфера

66-летняя Зурабишвили – особая глава государства. Это не только первая полноправная женщина-президент за всю историю Грузии (и Кавказа), но и последний политик, избранный на этот пост всенародным голосованием. С 2024 страна окончательно станет парламентской республикой, а за президента будет отвечать избирательная коллегия, куда входит 300 членов (депутаты парламента и представители местных властей).

Впрочем, уже сейчас власть глав государства закавказской страны крайне ограниченна. По грузинской конституции (принятой еще с подачи Саакашвили и его партии во времена их правления), президент государства не обладает значимыми полномочиями. Более того, по оценкам многих наблюдателей реальная власть в стране сосредоточена в руках миллиардера Бидзины Иванишвили, успевшего побыть грузинским премьером, а сейчас контролирующего правящую партию «Грузинская мечта».

«Напомню, что Зурабишвили поддержана лично Иванишвили. И мы можем ожидать преемственность курса в стратегических моментах. Изменения политики могут носить только стилистический характер. Это связано с тем, что пост президента Грузии является номинальным», – отмечает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.

С этим мнением соглашается и Васо Капанадзе.

«Зурабишвили, будучи независимым кандидатом на пост Президента Грузии, тесно связана с правящей партией «Грузинская Мечта» и с его председателем Бидзиной Иванишвили. Без их поддержки ей было бы очень сложно выиграть выборы. Поэтому оценки внутренних и внешнеполитических вопросов у Зурабишвили и Иванишвили в целом совпадают», – отмечает эксперт-международник.

Впрочем, считать Зурабишвили совсем несамостоятельным политиком было бы неправильно. Во-первых, она продемонстрировала свой независимы характер, когда руководила грузинским МИДом и пребывала в оппозиции. А во-вторых, кадровый дипломат, проработавший во французском МИДе почти 30 лет, обладает таким значимым ресурсом, как международный авторитет и связи с руководством ЕС. Возможно, что Зурабишвили окажется более строптивым президентом, чем ее предшественник – Георгий Маргвелашвили.

Как бы то ни было, но сейчас грузинское общества после избрания нового главы государства возлагает надежды на некоторые перемены.

«Надеюсь, что новый президент примет непосредственное участие в решении 3-х самых важных задач страны: в улучшении сложной экономической ситуации в Грузии, в процессе восстановления социальной справедливости в стране, а также в процессе восстановления территориальной целостности государства», – делится Васо Капанадзе.

Лицом к Западу, затылком к России

Еще на посту министра Зурабишвили просалилась резкими и едкими замечаниями, идущими вразрез с мнением официальных лиц. А перейдя в оппозицию, она и вовсе высказала тезис, что «Пятидневная война» была спровоцирована Саакашвили (правда, сославшись на то, что также считают ЕС и США). Именно поэтому в самой Грузии за Зурабишвили закрепился образ «пророссийского» политика, с которым ей пришлось бороться.

Уже став главой государства, она подтвердила вектор на конфронтацию с Москвой и ориентацию на Запад. Впрочем, пока только в качестве риторики.

«Не думаю, что, пока Россия ведет себя так, как сейчас, с учетом того, что происходит на линии оккупации (имеются в виду Абхазия и Южная Осетия, признанные Москвой независимыми государствами), где похищают людей, и эта линия движется вглубь нашей территории, все ближе к Тбилиси, с учетом того, как Россия сейчас ведет себя в отношении Украины, не думаю, что все это означает, что мы можем прямо сейчас перейти к сотрудничеству», – заявила Зурабишвили в интервью «Русской службе Би-би-си» после своего избрания.

Грузинские власти следуют проевропейским курсом, подчеркнула Зурабишвили. Она отметила, что если западные партнеры Тбилиси начнут диалог с Москвой, то Грузия не останется в стороне.

Политика нового президента по отношению к России будет зависеть от позиции правящей партии в этом вопросе, считает Васо Капанадзе. По словам эксперта, после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, политические отношения между двумя странами зашли в тупик.

Павел Салин также констатирует, что градус антироссийских настроений в Грузии весьма высок, поскольку война 2008 года не забудется еще долго.

«Как в случае с Украиной по отношению к грузинским политикам нельзя применять категорию «более или менее лояльный к России». Их можно лишь по степени антироссийских настроений. На выборах Зурабишвили была наименее антироссийски настроенным кандидатом. Но степень нелюбви к РФ в стране настолько сильна, любой политик попадает в очень жесткие рамки, не позволяющие работать над улучшением имиджа. К тому же у президента Грузии еще и отсутствует инструментарий», – рассуждает директор Центра политологических исследований Финансового университета.

По словам Васо Капанадзе, Зурабишвили является вполне адекватным, прагматичным и перспективным политиком, готовым на диалог при возникновении обстоятельств. Обладая огромным опытом работы дипломатом, президент имеет шансы для постепенного улучшения грузино-российских отношений и усиления позиций Грузии на международной арене.

«Ей необходимо укомплектовать сильную команду в рамках администрации президента Грузии, чтоб достойно представлять страну на международной арене и в первую очередь в процессе улучшения непростых политических отношений с Россией, что не удалось сделать её предшественнику – Георгию Маргвелашвили, показавшему себя слабым главой государства», – уточняет эксперт по международным вопросам.

Васо Капанадзе считает, что связь закавказской страны с Европой будет и дальше укрепляться, хотя, до членства Грузии в ЕС ещё очень далеко. А перспективы вступления Грузии в НАТО выглядят еще более туманными. С момента Бухарестского саммита прошло больше 10 лет. И реального продвижения вперёд в этом направлении практически нет (в том числе, из-за территориальных проблем Грузии).

«Гипотетически можно говорить, что Зурабишвили являлась более проевропейским кандидатом, в то время как ее главный соперник (поддержанный Саакашвили) – более проамериканским. Но разница здесь не существенна. Грузия продолжит сотрудничать с США и НАТО по военной политической линии. Переориентации там ждать не приходится. Позиции американцев в стране по-прежнему сильны, а у европейцев отсутствует интерес к военно-политическому сотрудничеству. Возможно, внешнеполитический вектор чуть-чуть будет скорректирован, если новый президент Грузии использует свои связи в Европе для лоббизма грузинской продукции (которая уже присутствует на рынке ЕС). Но это все штрихи, технические детали. Стратегических изменений ждать не приходиться хотя бы потому, что у нового президента нет реальных рычагов для влияния на внешнюю политику», – рассказывает Павел Салин.

Французский связной

Президент Грузии происходит из особой семьи. Ее отец – Леван Зурабишвили возглавлял грузинскую диаспору во Франции. Ее дед и прадед – Иван Зурабишвили и Нико Николадзе – известные грузинские политики и публицисты. Саломе родилась в Париже в 1952 году, куда ее обширная семья отправилась в политическую эмиграцию в начале 1920-х годов.

Здесь же она окончила Институт политических исследований – кузницу политической и дипломатической элиты Франции. Еще одно образование она получила в Колумбийском университете США.

На дипломатическом поприще Франции Зурабишвили сделала блестящую карьеру. С 1984 по 1988 год она была первым секретарём посольства в США, в 1992 году была назначена первым секретарём постоянной миссии Франции в НАТО, в 1993 году – заместителем французского постоянного представителя в Европейском Союзе. С 1997 года работала инспектором МИД республики, а 2001 году стала руководителем Генерального секретариата национальной обороны Франции по международным вопросам и стратегии. В 2003 году Саломе вернулась на родину предков, став чрезвычайным и полномочным послом Франции в Грузии.

Возможно, прояви Зурабишвили терпение – и дослужилась бы до поста главы Французского МИДа или высокопоставленного дипломата ЕС или в ООН. Но Саломе решила идти другим путем. В марте 2004-го она возглавила министерство иностранных дел Грузии, перейдя в команду пришедшего к власти несколькими месяцами ранее после «Революции роз» Михаила Саакашвили.
Главным достижением Зурабишвили на этом посту, по признанию самого министра, стало принятие Грузией решения о выводе с территории Грузии российских военных баз. Но ей пришлось уйти в отставку в октябре 2005-го из-за острого из-за острого конфликта со спикером парламента Нино Бурджанадзе по поводу борьбы за контроль над послами государства (кстати, Бурджанадзе тоже успела побыть президентом, но целых два раза. Но только в качестве и.о. в пересменках между выборами главы Грузии).

Покинув власть, Зурабишвили создала общественное движение, которое позже стало партией и влилось в коалицию сил, направленную против Саакашвили. Несмотря на кипучую деятельность в оппозиции и даже избрание в парламент, Саломе так и не добилась успехов и покинула собственную партию в 2010.

В 2013 году она все же решилась баллотироваться в президенты Грузии, но не смогла зарегистрироваться в качестве кандидата по причине наличия двойного гражданства (Франции и Грузии). Вторая попытка в 2018 году оказалась результативной. Впрочем, считается, что в этот раз успех ей принесли не только состоявшийся отказ от гражданства Франции, но и поддержка связанного с европейским государством Бидзины Иванишвили.

Кстати, самому Иванишвили в свое время также пришлось отказаться от французского гражданства, чтобы стать главой правительства. В европейском государстве миллиардер успел прожить длительное время, обзаведясь там недвижимостью. А в родной Грузии им была основана французская школа в Тбилиси (в числи множества других благотворительных проектов).

Возможно, именно принадлежность к великой европейской культуре позволила в итоге двум политикам найти общий язык и начать действовать сообща.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100