> Фильм «Движение вверх»: история «баскетбольного» Мюнхена-72

Фильм «Движение вверх»: история «баскетбольного» Мюнхена-72

На экраны вышла спортивная драма о легендарной победе сборной СССР по баскетболу.

12.01.2018 17:49

Кадр из фильма "Движение вверх"

Краснодар. 12 янв. - Новая Кубань. В свое время один из мэтров комментаторского цеха высказал предположение, что художественные фильмы о спорте обречены на провал. В первую очередь потому, что экранизация не способна передать тех эмоций, что сохранила документальная хроника. Ведь, действительно, ни один актер не прочувствует того, что испытал Понедельник, отправляя футбольный снаряд в сетку ворот югославов. Вряд ли Данила Козловский получил по ноге (во время съемок «Легенды №17») с той же силой, что Валерию Харламову «прилетело» от канадского опекуна во время «суперсерии». И уж точно из области фантастики – попытка (если таковая случится) сымитировать полуобморочное состояние Бьерна Дели после пятидесятикилометровой гонки в Нагано. Тем не менее все чаще кинематографисты пытаются «воссоздать» моменты легендарных побед.

Отечественная киноиндустрия также не остается в стороне. В прокат вышла лента о выдающейся баскетбольной виктории сборной СССР. В далеком 72-м году на Олимпийских играх в Мюнхене советскими спортсменами были повержены непобедимые американцы. Памятная путаница со временем, знаменитый пас Едешко за три секунды до сирены, «двушка» Александра Белова - и «кудесники оранжевого мяча» остаются без золотых медалей.

Казалось бы, режиссер, осмелившийся взяться за «театрализованную реконструкцию» того триумфа, заведомо выступает в роли камикадзе. Без сомнения, найдутся «острословы», готовые обвинить автора в популизме или в спекуляции на патриотических чувствах зрителя. Однако в данном случае обошлось без этих несколько избитых атрибутов. Ну или по крайней мере – масштаб подобных приемов в картине Антона Мегердичева был сведен к минимуму.

Безусловно, изъять из «Движения вверх» помпезность противостояния со «звездно-полосатыми» оппонентами было невозможно. Оставить публику без столкновения политических строев и прочих компонентов эпохи – погрешить против истины. Скорее, главная проблема состояла в том, чтобы не превратить кинополотно в пропагандистскую вакханалию. И справедливости ради, с этой непростой задачей создателям фильма справиться удалось.

За всеми персонажами кроется личность. За тем или иным героем скрывается человеческая драма, где мечта о верхней ступени олимпийского пьедестала является фактором невероятного объединения.

К несчастью, в целом достойная работа изобилует историческими «ляпами». Для начала тренер Владимир Кондрашин «сменил фамилию» и превратился в Гаранжина (Владимир Машков). Александр Белов (Иван Колесников) «обрел» смертельную болезнь задолго до обнаружения у него страшного недуга. Вдова баскетболиста даже намеревалась защищать честь мужа в суде именно из-за «вольностей» сценариста. Модестас Паулаускас (Джеймс Тратас) надел «робу» антисоветчика, желающего в срочном порядке покинуть просторы Советского Союза. Вымысел затронул и возможность «бойкота» финального противостояния. Встречаются и иные мифы. Словом, только посетителям кинозалов решать, насколько весьма грубая мистификация нивелирует многочисленные достоинства спортивного кино-истории.

Теги: Рецензия "НК", Движение вверх, победа сборной СССР по баскетболу, Олимпиада в Мюнхене, Новая Кубань



наверх