Реклама: ИП Терентьев Павел Альбертович. ИНН 482613868955. ID: 915606

Неоновый вещизм Майкла Крейга-Мартина

Неоновый вещизм Майкла Крейга-Мартина

Флешки с наушниками на ступеньках истории материального мира

25 ноября в Лондоне открылась ретроспективная выставка Майкла Крейга-Мартина. «НК» рассказывает, что это за художник и как научиться с легкостью распознавать его работы.

14.jpg

 Майкл Крейг-Мартин, без сомнения, один из самых выдающихся художников своего поколения. Массовый зритель любит и уважает его за узнаваемость. Его картины - это большие, графические рисунки самых обыкновенных рутинных объектов (ноутбуков, лампочек и т.д), сюрреалистично изображенных в ярких и насыщенных цветах. Объекты Крейга-Мартина, в первую очередь, незамысловаты, без лишних «абрисов и валеров» они так и остаются предметами минималистичного значения - несколько четких контуров создают эффект практически архитектурного наброска. В то же время, эта простота линий разбавлена неожиданными комбинациями неоновых цветов. Именно этот условный конфликт между аскетичностью контура и страстными бунтующими цветами привносит жизнь в каждую композицию Крейга-Мартина. Сам художник когда-то рассказывал, что этот конфликт намеренный. Так как он изображает свои объекты такими, какие они есть в действительности, в оригинале, то есть максимально простыми, его первостепенная задача - раскрасить их в абсолютно неествесственные, «небытовые» цвета.

13.jpg

В нынешней ретроспективе главное для Майкла раскрыть тему скоротечности. В его картинах с 1981 года до последних лет наглядно прослеживается то, как быстро происходит износ техники и технологий, как практически незаметно для современников прогресс мимикрирует в регресс и, если хотите, в атавизм. Мир перестал быть аналоговым и окончательно стал оцифрованным, Крейг-Мартин также указывает зрителю на хрупкость и уязвимость западного общества.

Очевидно, что половину своей творческой жизни Крейг-Мартин посвятил «реинкарнации» и эксперименту с жанром Ванитас (от лат. Vanitas - суета, тщеславие). Ванитас - жанр живописи, спекулирующий символами напоминающими о бренности человеческой жизни, о эфемерности удовольствий и неизбежности смерти. Такие аллегорические натюрморты были особенно популярны в эпоху барокко, когда в центр композиции художники того времени обычно помещали изображение человеческого черепа. Таким образом, в своих работах Крейг-Мартин также лишает содержания предметы, которые в повседневной жизни кажутся нам незаменимыми; в произведениях художника они абсолютно пусты и не являются ничем, кроме красивой и яркой картинки. «Я переиначивал привычное», - говорил сам художник. Он с точностью и иронией контролирует хаотичный беспорядок и искусственные цвета с гармоничностью композиции.
12.jpg
Из интервью Майкла:
«Я всегда стараюсь представить объекты в наиболее простом виде, мне не хочется усугублять их глубинным контекстом. Вся базовая информация, которую я хочу передать зрителю УЖЕ есть собственно в изображенном объекте. Всю дополнительную информацию зритель уже добавляет сам. Многие из моих объектов - это предметы массового пользования. Первоначально, эти предметы совершенно безличны, но как только вы заполучаете один из таких объектов в свою собственность - они становятся, напротив, чрезвычайно личными. Мне интересно это сопоставление личностной ассоциации себя с этими объектами, которые на самом деле являются абсолютно неперсонифицированными. Эти вещи, они все уже кажутся потребителю настолько привычными… мы не воспринимаем их как нечто важное, но на самом деле, уже сейчас, они и есть - мир. Мы с вами живем в очень материальном мире, в мире вещизма».

Справка «НК»
Майкл Крейг-Мартин родился в Дублине в 1941, затем учился в Йельском университете до переезда в Англию в 1966. В Великобритании он сделал себе имя будучи наставником целого поколения YBA (прим. Young British Artists - молодые британские художники), которых он обучал в Голдсмите в восьмидесятых.

Катя Штерн, по материалам The Telegraph и Art.Zip

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100