Минута немолчания

Минута немолчания

Почему экипаж Boeing не принял единственно верное решение?

Одна за другой авиакатастрофы становятся жестокой закономерностью последних месяцев.

Мир еще не успел оправиться после трагедии Airbus A321, как в Ростове разбивается Boeing 737. Катастрофа произошла в ночь на 19 марта.

Жертвами рокового случая стали 62 человека. Рокового, потому что беду ничто не предвещало: самолет был исправен, а экипаж имел высокую квалификацию. Но непредвиденные обстоятельства помешали лайнеру благополучно приземлиться на российскую землю.

Самолет авиакомпании FlyDubai рейсом FZ981 вылетел из Дубая в 21.38 по московскому времени. Полет проходил в штатном режиме, об этом свидетельствуют данные бортовых самописцев. Однако во время посадки ситуация начала выходить из-под контроля. После двух неудачных попыток при заходе на очередной круг в режиме автопилота 37-летний командир судна Аристос Сократус сообщил о наборе высоты. Борт должен был достигнуть эшелона 1500 метров. Подъем происходил под углом 15 градусов. Однако спустя 40 секунд, не достигнув нужной высоты, автоматика была отключена. Самолет стремительно пошел в пике. Затем был включен стабилизатор. Экипаж предпринимал тщетные попытки вытянуть машину рулем высоты. Об этом свидетельствует последняя минута записи переговоров в кабине: «Не делай этого, не делай этого, не волнуйся, тяни, тяни, тяни...» При этом хвостовое оперение оставалось неподвижным, так как было заблокировано. Судно стало неуправляемым, с вертикальной скоростью 21 тыс. футов в минуту стремительно врезалось в землю и взорвалось.

Newkuban_Samol_2.jpg

Всего этого могло не произойти, если бы командир не принял решение садиться именно в Ростове. В ночь на 19 марта диспетчерская служба аэропорта несколько раз предупреждала пилотов всех самолетов о сложных метеоусловиях. Рейс FZ981 должен был приземлиться около 1.20 по Москве. Однако первая попытка экипажа не увенчалась успехом. Boeing кружил над городом около 2 часов, ожидая улучшения условий. Специалисты центра погоды «Фобос» сообщили, что в эту ночь в Ростове-на-Дону было зафиксировано редкое природное явление – «струйное течение». Скорость ветра превышала 100 км/час, эпицентр простирался над аэропортом с высоты 629 метров почти до 10 тыс. метров, в нижней тропосфере отмечалась турбулентность, шел мелкий дождь, видимость составляла около 3,5 километра. При этом воздушная гавань продолжала принимать рейсы. Связано это с тем, что решение о посадке принимают командиры экипажей. В 1.23 и в 1.28 приземлились два лайнера. Затем у пилотов начали возникать проблемы: трижды пытался сесть самолет «Аэрофлота», в итоге пилот принял решение лететь в Краснодар. Его примеру последовали и судна, прибывавшие в Ростов позже.
Выходит, что единственным шансом удачно приземлиться в этом аэропорту была посадка с первой попытки, когда погода еще позволяла. Однако самолет был заполнен менее чем на одну треть, а особенностью Boeing является сложность управления полупустым лайнером в условиях порывистого ветра. Наиболее верным было бы увести машину на запасной аэродром в Краснодар. В СМИ опубликованы шокирующие откровения диспетчера: «Мы просили, умоляли командира экипажа совершить посадку в Краснодаре, поскольку погода была жуткая. Самолет при первом круге на посадку буквально занесло. Но он отказался и пошел на второй круг».

Newkuban_Samol_3.jpg

Принятое экипажем решение имеет финансовую подоплеку. При посадке не в аэропорту назначения авиакомпания несет крупные дополнительные расходы, исчисляющиеся десятками тысяч $: услуги аэродрома, доставка пассажиров к месту назначения и т.д. Председатель Комиссии гражданской авиации Общественного совета Рос­транснадзора Олег Смирном подтвердил, что пилоты зарубежных авиакомпаний получают жесткие инструкции по экономии: «Приходилось слышать, как менеджеры говорили: ты что так часто на второй круг уходишь? Летать не умеешь? Под угрозой увольнения пилоты начинают рисковать». Таким образом, стремление избежать финансовых потерь и послужило одной из причин трагедии.

Технический вопрос динамики полета также не совсем поддается логическому объяснению. Специалисты отмечают, что угол наклона при наборе высоты являлся допустимым. При этом произошла потеря скорости и сваливание в пике, что бывает, если нос лайнера слишком сильно задран. Причиной отключения автопилота могла послужить паника экипажа после попадания борта в так называемые атмосферные ножницы. Самолет сильно тряхнуло, он резко нырнул вниз, Сократус, пытаясь вывести второго пилота из состояния шока, перешел к ручному управлению. Загадкой остается включение стабилизатора. Функция полностью заблокировала работу хвостового оперения, за счет чего пилоты и не смогли выровнять крен рулем высоты. Экипаж не понимал, почему не удается восстановить горизонтальный полет, а значит, стабилизатор был включен неумышленно. В процессе перехода в ручной режим командир мог не заметить, что зацепил кнопку. Причина тому – потеря концентрации внимания. К сожалению, пилоты авиакомпании FlyDubai подтверждают тяжелый график полетов, регулярные переработки, что и приводит к хронической усталости. Меркантильное желание авиакомпании извлечь максимальную прибыль из своей деятельности, не взирая на человеческий фактор в работе пилотов, присутствует и в технических обстоятельствах трагедии.
Межгосударственный авиа­ционный комитет огласил результаты расследования авиакатастрофы самолета под Ростовом-на-Дону. «Причиной «энергичного» снижения Boeing стали одновременные отдача штурвала «от себя» и отклонение стабилизатора на пикирование», – опубликовано в предварительном отчете. Отмечены сложные метеоусловия и отсутствие технических неполадок. По мнению специалистов, причина случившегося – ошибка пилотов: «Актуальна версия беспорядочных действий пилотов, не соответствующих сложившейся нештатной ситуации».

На днях с момента авиакатастрофы прошел ровно месяц. Напомним, что трагедия Boeing 737-800 унесла жизни 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Среди погибших была и наша землячка, 26-летняя жительница Анапы Олеся Караванцева. Очевидно, что смерть пассажиров была мгновенной. Самолет моментально сорвался в пикирование, поэтому понять, что случилось, так никто и не успел.

Политика неба: жизнь или штурвал

Учиться никогда не поздно

Ростовская авиакатастрофа произошла из-за ошибки пилотов – таковы официальные результаты предварительной проверки. «Человеческий фактор», унесший жизни людей, – звучит парадоксально. Трагедия послужила поводом усомниться в уровне квалификации пилотов.

Росавация направила авиа­компаниям предписание о необходимости проверки навыков по заходу на второй круг. С экипажами повсеместно отработают процедуру вывода лайнеров из сложных пространственных положений. Замглавы Росавиации Олег Сторчевой поручил авиа­перевозчикам предоставить отчет о профпригодности пилотов и провести переобучение экипажей, работающих на «Боинг 737».

В программу войдут теоретический курс и работа на тренажерах по методике ухода на второй круг в ручном режиме после прерванной посадки с разных высот.

Остается надеяться, что инициатива будет проявлена и иностранными коллегами. Международные перелеты сегодня являются неотъемлемой частью нашей жизни. Поэтому вопрос сотрудничества государств по обеспечению безопасности
и повышению квалификации пилотов приобретает особое значение.

Правда между жизнью и смертью

Факторы человеческие и нечеловеческие

Терять близких людей в авиакатастрофе – тяжелое бремя для родственников. Вместо живого человека остались лишь кадры страшной новостной хроники и речи официальных лиц, сообщающих сухие факты случившегося. Единственное, что можно сделать в память о родных – докопаться до истины.

Такую цель преследуют семьи жертв рейса 981.

Американская юридическая фирма Ribbeck Law Chartered начала процесс против компании Boeing. Иск подан в суд округа Кук (Чикаго, США). Причины случившегося неоднозначны. Ввиду гибели экипажа такая версия, как ошибка пилотов может быть выгодна всем комитетам и комиссиям, чтобы не проводить более детальные расследования. Даже если эти люди виновны, то почему к управлению пассажирским самолетом были допущены лица несоответствующей квалификации? На пресс-конференции в Дубае исполнительный директор FlyDubai Гейт аль-Гейт сообщил, что командир корабля и второй пилот имели налет 5,7 тысячи часов, этого «достаточно для управления самолетом в любых условиях». Последнюю проверку лайнер прошел 21 января 2016 года. В рамках судебного процесса юристы Ribbeck Law Chartered направили запрос в Boeing и нескольким производителям комплектующих деталей о предоставлении данных по работе систем посадки и управления самолетом. Еще одним ответчиком дела станет Flydubai, в компании выяснят информацию об обучении пилотов на Boeing-737.

Как пояснили представители юридической компании, цель процесса – установить все стороны, виновные в случившейся трагедии. Мануэль фон Риббек разделяет позицию родственников погибших: «Для семей пассажиров чрезвычайно важно, чтобы все без исключения стороны предстали перед правосудием».

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
Загрузка...
Rambler's Top100