Реклама: ООО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СОЧИ», ИНН 2367009555, ID: 915606

Два Эсмонт и их времена года. В Краснодаре открылась выставка, на которой представлены работы двух поколений художников

Два Эсмонт и их времена года. В Краснодаре открылась выставка, на которой представлены работы двух поколений художников
Фото Татьяны Козьминой

«Времена года» – так называется ретроспективная выставка Александра Эсмонт, открывшаяся в середине января в Краснодарском выставочном зале Союза художников России при поддержке галереи «Арт-Союз», что находятся в старинном особняке по улице Октябрьской. Проект стал возможен, как и в свое время выпущенная книга-альбом, посвященная творчеству замечательного живописца, благодаря издательскому дому «Кот» и лично Татьяне Козьминой.

Экспозиция примечательна еще и тем, что можно увидеть искусство и Вячеслава Эсмонт, отца художника, живописца интересного, тонкого, и таким образом оценить и проследить преемственность, духовное родство двух Эсмонт. Более 100 работ представлены здесь, и практически все эти пейзажи посвящены Кубани, родине Александра, где он родился в 1950 году.

Александр Вячеславович со своего первого дня был окружен любовью и семейным теплом, и, наверное, основное образование, как сам считает, получил все-таки не в Краснодарском художественном училище, а главные профессиональные и эстетические уроки взял от отца и от встреч, общения, дружбы с прекрасными художниками, среди которых были Василий Нечитайло и Григорий Цейтлин.

Сказать, что Александр с малолетства бредил красками, нельзя, сфера его увлечений была широкая, мальчика манила журналистика, танцы, но поездка в Москву и Санкт-Петербург, тогда Ленинград, музеи двух столиц и фантастические пригороды Петербурга невероятно взволновали юную душу, и уже в конце путешествия сомнений не оставалось в выборе творческого жизненного пути. К тому же дом всегда был полон гостей, друзей-художников, и их беседы, споры, уважительное отношение между членами семьи, к вере, посещение церкви скорее всего и сформировали большую личность, дав настоящий внутренний стержень. Конечно же, такой силой духа отличался прежде всего отец – человек с судьбой интересной и драматичной.

Вячеслав Эсмонт родился в Петербурге еще до революции. Однако 1917 год и до этого гибель кормильца семьи заставили пятнадцатилетнего мальчика уйти послушником в монастырь, но в результате гонений на духовенство и нежелание доносить на настоятеля, отнесшегося к нему по-отечески, юноша был отправлен в Соловецкий лагерь. В середине 1930-х годов Вячеслав все-таки смог покинуть Север и уехать в Горловку, на Донбасс, потом было художественное училище в Краснодаре, дальше война, контузия и после демобилизации в победном 1945 году возвращение в столицу Кубани.

Работы Вячеслава Александровича поражают своей законченностью, глубиной, едва заметной грустью и внутренней степенностью, но это сдержанность души, познавшей немало страданий и лишений. Однако все его пейзажи несут сердечность и внутренний уют, взять те же горячеключевские деревенские домики и природу, окружающую их, «Зиму. Федоскино» с небольшим сельским храмом. Но поразительно и другое – умение Вячеслава Эсмонт в холод и неуют поселить тепло и свет.

_Зима.Федоскино_ Вячеслав Эсмонт.JPG
_Горячий ключ_ Вячеслав Эсмонт.JPG
 У Александра в работах уже иная атмосфера, в картинах присутствует покой благостный, без тревоги. Правда, есть один нюанс: если до начала 1980-х годов он работал исключительно акварелью, то последующее творчество было отдано масляным краскам. Акварельная эпоха, без всяких сомнений, изящна, плодотворна, впрочем, как и нынешний период, не менее успешный, содержательный.

Какой у него легкий Крым! К примеру, «Улица в Бахчисарае» безлюдна, но не пустынна, в ней столько летнего, солнечного настроения, южного покоя, неуловимого аромата, что хочется вдохнуть и особенный воздух, и все чудные крымские запахи. А вот зима с заснеженными хатами, опять же с храмом, относит нас ко времени и нынешнему, и старинному. Этакая «Зимка» на века.

В полотне «Лунная ночь» все освещается по-особенному, очень тихо. Несмотря на темное время суток, картина вся «подсвечена» – в небе между тучами высоко виден глаз луны, а внизу в воде его отражение и красные огоньки в окнах домиков. Столько жизни, покоя и мира в ночи! Конечно, здесь надо быть романтиком и поэтом, чтобы поймать подобное состояние природы. Кстати, крошечные костры, фигурки лошадей, стога сена, птицы, причаленные лодки, мостки гармонично дополняют друг друга в его удивительных полотнах, где осенние пейзажи совсем не грустные и не прощальные, а просто неторопливые, размеренные. Вообще, цвет у художника чуть приглушен, местами в своем спокойствии «невозмутим».

efyLL7UyFEs (1).jpg
G3dWS78Gu78.jpg
_Зимний день_ Александр Эсмонтj.jpg
Все те же чувства присутствуют и в его «Кострах рыбацких», с разливом рек, озер, лиманов. К воде у Александра Вячеславовича особое отношение, и сказать, что он любитель рыбалки, значит, ничего не сказать. Как говорит сам художник, «рыбалка – моя вторая половина жизни, и удочка со мной с раннего детства». На самом деле, они прекрасны, его бесконечные водные просторы, где отражаются чистый лунный свет, мерцание ночных костров, тишина дня, вечера и ночи и «крик» пролетающих птиц. С другой стороны, казалось бы, а что нового в его работе «Кубанская ночь», где перед нами все тот же привычный пейзажный комплект, но в том-то и секрет, что член Союза художников России Александр Эсмонт, как никто, из всего этого умеет создать лирический, мечтательный, задушевный ноктюрн. В чем, наверное, и есть ценность истинного творца.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100