Реклама: ООО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СОЧИ», ИНН 2367009555, ID: 915606

Краснодарский кардиолог Виталий Зафираки — о доказательной медицине, болезнях сердца, гипертонии и пользе здорового питания

Краснодарский кардиолог Виталий Зафираки — о доказательной медицине, болезнях сердца, гипертонии и пользе здорового питания
Фото и видео: Новая Кубань

«Новая Кубань» публикует второй блок интервью с краснодарским врачом Виталием Зафираки, записанное в рамках ютуб-проекта. Виталий Константинович в этой части беседы ответил на вопросы по своему прямому профилю — кардиологии. Наш собеседник рассказал, что такое доказательная медицина, как питание и образ жизни влияют на организм, какие показатели артериального давления должны насторожить и что делать, чтобы сохранить сердце здоровым.

Напомним, в первой части интервью речь шла о пандемии коронавируса и вакцинации.



– Виталий Константинович, вы сторонник доказательной медицины. Могли бы вы рассказать, что это такое и на чем держится ваша философия, как доктора?

– Доказательная медицина - это не отдельная наука, это скорее разновидность медицинской практики, которая в процессе лечения, диагностики и профилактики заболеваний, использует только те медицинские вмешательства, действенность, эффективность и безопасность которых доказаны на основе хорошо спланированных, качественных клинических исследований. Дело в том, что клинические исследования бывают разного качества. Именно отбор, систематизация, и анализ медицинской информации в этой сфере, а также ее ранжирование по уровням доказательности составляют идейную основу доказательной медицины. Любое клиническое решение, которое принимает врач, должно быть на чем-то основано, желательно - на лучших из имеющихся доказательств в этой сфере. Есть множество практик, которые не являются доказательной медициной: народная медицина, авторские методики, медицинская магия, гомеопатия и многие другие, которые не утруждают себя проверкой действенности своих вмешательств в русле научной медицины. Тем не менее, они существуют и будут существовать, пока люди обращаются к альтернативным методам.

– Долгие годы вы занимаетесь изучением болезней сердца и сосудов. Уже не один год Россия лидирует по смертям от сердечно-сосудистых заболеваний. Это весьма удивительно, так как наша страна не самая слабая по экономике и уровню здравоохранения. Как вы считаете, с чем связано это печальное лидерство?

– Наследие по высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний мы получили от СССР. В восьмидесятые годы (ХХ века — прим.) в Советском Союзе была такая же высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. В девяностые годы она выросла в полтора раза. С 2003 года в нашей стране наметилась тенденция к снижению сердечно-сосудистой смертности. Это произошло благодаря серьезным усилиям со стороны властей, в том числе со стороны органов здравоохранения. Благодаря тому, что существенно увеличилось финансирование здравоохранения, кардиохирургические и эндоваскулярные операции стали по сути дела рутиной. В каждом регионе есть, как минимум, один центр, который выполняет высокотехнологичные операции на сердце и сосудах. Но не все определяется этими вещами. До тех пор, пока основная масса россиян будет вести нездоровый образ жизни, сердечно-сосудистая смертность не снизится кардинальным образом.

Для примера приведу данные по Финляндии, где с 1960-2000-е года был проведен беспрецедентный по своим масштабам эксперимент по снижению сердечно-сосудистой смертности. Дело в том, что в шестидесятые годы 20 века в Финляндии смертность от сердечно-сосудистых заболеваний была такой же, как в СССР. Это было предметом серьезной озабоченности финского правительства. В эти годы были предприняты меры по изменению образа жизни, питания, физической активности финнов, а также проводилась борьба с вредными привычками. В итоге это все привело к кардинальному изменению рациона питания. Например, количество употребляемых овощей увеличилось в 3 раза, а животных жиров — уменьшилось в 2 раза, сливочного масла — в 12 раз, и так далее. Кроме того, изменились подходы к физической активности, здоровому образу жизни и вредным привычкам. Все это финансировалось государством. Произошла переориентация сельского хозяйства и мясомолочной продукции на овощную благодаря субсидиям, которые получали фермеры. Все это вылилось в серьезные изменения в здоровье финнов. За сорок лет северо-карельского эксперимента (начался именно в Северной Карелии) смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась в 8 раз. Это неслыханный успех.

К сожалению, в нашей стране пока все ограничивается борьбой с курением и с употреблением алкоголя. Но и на этом пути произошли серьезные сдвиги, и смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в 2003 года снизилась в полтора раза. Тем не менее, мы все еще находимся вблизи тех уровней смертности, на которых находилась Финляндия в 60-70-е годы.

– Нельзя ли провести такой эксперимент в Краснодарском крае? Ведь у нас есть и овощи, и фрукты, круглогодичное лето. Что мешает внедрить похожую методику на Кубани?

– Нужна именно воля государства и властей для того, чтобы изменить питание населения. В Финляндии это произошло не вдруг. Была проведена очень серьезная работа: вещание на телевидении и радио, внедрение принципов правильного питания с детского сада. Как говорится, если из каждого утюга звучит… Кстати, в ходе финского эксперимента смертность от онкологических заболеваний снизилась в 3 раза, что является тоже очень серьезным успехом. Чтобы заниматься такими вещами, инициатива должна исходить свыше, от властей. В том числе это должно быть субсидирование сельского хозяйства, стимулирование пищевой промышленности, серьезная пропаганда, чтобы изменить сознание людей в здоровую сторону. Когда я вижу на кассе супермаркета, что покупают люди, то прихожу в ужас: пакеты с колбасой, сосисками, картофелем, колой, чипсами. До тех пор, пока это сохраняется, мы не сможем кардинально переломить ситуацию с сердечно-сосудистыми болезнями, потому что заслуги медицины здесь достаточно скромны. Это примерно 25% вклад в снижение смертности, большая часть - это образ жизни людей.

– Какая бы картина Вас порадовала бы? Что должен взять человек в супермаркете, чтобы Вы поняли, что этот человек следит за своим здоровьем?

– Безусловно, основу рациона должны составлять рыба, овощи и цельнозерновые продукты: крупы, хлеб грубого помола - и лишь небольшую часть красного мяса. Лучше вообще оттуда исключить фастфуд, продукты промышленной переработки мяса, сладкие напитки. Этого либо вообще не должно быть, либо это должен быть самый минимум.

– Продолжая эту тему, получается, что правильный образ жизни напрямую влияет на наше здоровье?

– На примере Финляндии, мы убедились, что это действительно так. То, что мы едим, закладывает фундамент нашего здоровья или нездоровья.

– Любители вкусно покушать или ленивые люди могут сказать, что в 19 веке, когда не было фастфуда и прочего, средняя продолжительность жизни была 30-40 лет.

– Действительно, средняя продолжительность жизни была невелика. Но она включает серьезный вклад младенческой смертности. То есть кто-то умер в первые дни после рождения, а кто-то дожил до преклонного возраста, а суммарная средняя продолжительность жизни окажется не такой уж большой. Действительно, основная масса людей в те годы умирала или от инфекционных заболеваний, или от голода, или от травм, которые возникали в силу социальных катаклизмов.

Практически вся история человечества - это история войн. Война в средние века была перманентным состоянием в жизни общества. Безусловно, люди тогда, может быть, жили в большем согласии с природой. В том смысле, что эволюционно мы приспособлены необильно питаться, иметь много физической активности. Тот образ жизни, который сейчас преобладает у основной массы людей в индустриально развитых странах, - это малоподвижность, переедание, рафинированные продукты, недосыпание, хронические стрессы, лишний вес, вредные привычки. Все эти вещи способствует тому, что мы обзаводимся хроническими болезнями. Во-вторых, благодаря усилиям медицины и социальной гигиены мы получили возможность дольше жить, вследствие чего, мы успеваем обзавестись хроническими болезнями, что было невозможно для средневекового воина, который мог окончить свои дни в тридцать лет и до хронических болезней просто не дожить.

– Подвержены ли сердечники дополнительным рискам в условиях распространения COVID-19? Ведь мы часто слышим, что коронавирус «бьет по сосудам».

– Чем больше груз хронических болезней у человека, тем больше вероятность тяжелого течения инфекции Covid-19 и выше риск фатального исхода. В тоже время от вакцинации в наибольшей степени выигрывают не молодые здоровые люди, а люди, обремененные грузом хронических болезней. Было известное исследование, опубликованное на основании данных, полученных в Шотландии в журнале The lancet, где оказалось, что выигрыш от вакцинации наиболее выражен именно у людей пожилых и с грузом хронических болезней. Когда сравнили смертность среди привитых и непривитых у этого контингента, оказалось, что она отличается в 30 раз. В то же время среди молодых и здоровых людей разница в смертности между привитыми и непривитыми была всего лишь в четыре раза. Но это совершенно очевидные данные, которые говорят о том, кто в наибольшей степени выигрывал от вакцинации. Конечно, ситуация меняется, поэтому трудно говорить о том, что вчерашний успех повторится сегодня или завтра. Это постоянная борьба с текущими проблемами, коррекция наших подходов в диагностике, профилактике и лечении, потому что микромир постоянно меняется и преподносит нам новые и новые сюрпризы.

– Одним из признаков неблагополучия со стороны сердечно-сосудистой системы является гипертония - проблемы с артериальным давлением. Как с этим жить? И как с этим бороться? Можно ли излечиться?

– Проблема повышенного артериального давления стала массовой именно в середине 20 века, когда огромное количество людей стало жить по-иному, нежели их предки. Урбанизация, малоподвижность, избыточное питание, хронический стресс, злоупотребление солью, алкоголем, курение - все эти факторы риска гипертонии позволяют говорить о том, что это именно болезнь, связанная с образом жизни. Когда я общаюсь с пациентами, один из первых вопросов, которые мне задают: «Найдите причину моей гипертонии».

Действительно, причину повышенного давления можно найти не более чем в 10% случаев, если под причиной подразумевать некую вторую болезнь, скажем, эндокринную или болезнь почек. Но в большинстве случаев повышенное артериальное давление - это следствие того образа жизни, который человек ведет. Те факторы, связанные с образом жизни, которые приводят к повышению давления, я уже в основном перечислил. Те методы лечения, которые мы применяем, направлены и на коррекцию образа жизни, хотя пациенты в большинстве своем не готовы этого делать, и, конечно, медикаментозное лечение, направленное на, во-первых, улучшение качества жизни, а во-вторых, на продление этой жизни: снижение частоты осложнений, главным из которых является инсульт. Это и есть основа лечения гипертонической болезни. Многие пациенты воспринимают такое лечение, как не лечение, а борьбу со следствиями. То есть ваши таблетки не лечат, а только устраняют симптомы или борются с последствиями. Но я считаю, что если лечение улучшает качество жизни, предотвращает осложнения, если сама продолжительность жизни увеличивается, то это огромное достижение. Пациенты, конечно, в основном настроены на исцеление. Но если сама болезнь возникла как следствие его образа жизни и образ жизни не изменился, то о каком исцелении мы можем говорить.

– Какое давление считается нормальным? В каких границах можно не переживать, что у тебя есть какие-то проблемы и сразу мчатся к врачу?

– Сейчас аппараты для измерения давления есть в каждом доме. Стоит насторожиться, если усредненные за несколько дней цифры артериального давления окажутся 135/85 и выше. В этом случае, скорее всего, речь идёт о стабильной артериальной гипертензии, тогда имеет смысл начинать лечение. К врачу стоит обращаться, во-первых, для того, чтобы он оценил, есть ли сама болезнь. Во-вторых, есть ли противопоказания для применения лекарственных препаратов, факторы риска гипертонии, на что можно воздействовать в плане образа жизни, чтобы снизить артериальное давление при минимуме применяемых лекарств. Для разных клинических ситуаций, для разных сопутствующих заболеваний есть свои оптимальные лекарства для лечения артериальной гипертонии. Еще один дополнительный аргумент, чтобы обратиться к врачу - это возможность выявить изменения в органах: в мозге, в сердце, в почках - это как раз те органы, которые наиболее часто поражаются при высоком артериальном давлении, и соответственно проводить лечение устранения этих последствий.

– Я часто сталкиваюсь с тем, что люди сами себе лечение назначают. Есть такие общеизвестные лекарства, которые либо повышают давление, либо его снижают. В итоге к врачам не обращаются даже те люди, у которых многолетняя проблема с давлением. Как Вы относитесь к этому как врач?

– Определенная часть людей всегда будет заниматься самолечением. Тем более, в наши дни для этого гораздо больше возможностей, чем 50 лет назад. Тогда медицинские знания обладали в какой-то степени сакральностью или были достоянием узкой прослойки медицинских работников. Сейчас любая медицинская информация находится в общем доступе и проблема заключается не в том, что у нас недостаток медицинской информации, а наоборот, в ее избытке и критической оценке, потому что на любой тезис в интернете можно найти антитезис. Порой информация совершенна противоречива, и человеку, который не имеет фундаментального медицинского образования, зачастую сложно отделить зерна от плевел и решить, какая информация достойна внимания, а какая является просто информационным шумом.

– Атеросклероз в разных его проявлениях: инфаркт миокарда, стенокардия, инсульт и другое. С чем, как вы считаете, связана эпидемия этих заболеваний в мире?

– В мире, начиная с середины 20 века, произошел бурный рост этих заболеваний. Это связано с кардинальными изменениями в образе жизни людей. Но уже с середины 60-ых годов в индустриально развитых странах, например, в США, в Англии, наметилась серьезная тенденция к снижению заболеваемости и смертности от этих болезней.

В нашей стране это случилось с большим запозданием. Что касается Краснодарского края, то я не являюсь организатором здравоохранения, поэтому сильно не слежу, лучше наш регион или хуже. Я смотрю на ситуацию в целом по России и сравниваю с другими странами. Вижу, что несмотря на серьезный уровень здравоохранения в нашей стране, у нас еще огромный потенциал в плане снижения сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности. Он лежит не столько в русле увеличения кардиохирургической и эндоваскулярной помощи, сколько в серьезных изменениях в образе жизни основной массы людей. Характер питания, физическая активность, вредные привычки - всё, что составляет понятие образ жизни.

Когда проанализировали, за счёт чего в США произошло серьезное снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, оказалось, что основной вклад в это внесло отнюдь не развитие кардио- или эндоваскулярной хирургии, а снижение в популяции уровня артериального давления и уровня холестерина. То есть борьба с нарушениями липидного обмена и борьба с артериальной гипертензией. Это то, чем занимается первичное звено, и это то, за что ответственен образ жизни каждого человека.

– Это возрастные заболевания или их часто можно встретить и у молодых людей?

– Конечно, это заболевания в основном второй половины жизни, потому что именно в это время большинство людей обзаводятся хроническими болезнями. Экспозиция вредных факторов, которые способствуют развитию данных заболеваний к 50-60 годам, только возрастает. Я говорю о курении, малой подвижности, неправильном питании. К сорока годам те изменения, которые связаны с этими особенностями образа жизни, еще не проявляются воочию. К шестидесяти годам человек обычно уже обзаводится хроническими болезнями, связанными с этими факторами риска. В семьдесят лет наступают осложнения. Я сейчас немного утрировал и упростил, но последовательность примерно такая. С каждым прожитым десятилетием после сорока лет серьезно возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний просто в силу того, что экспозиция к вредным факторам риска увеличивается. Одно дело - курить десять лет, другое - двадцать, тридцать. Одно дело - питаться таким образом сорок лет, другое - пятьдесят, шестьдесят.

– Влияет ли гендерный фактор на заболеваемость?

– Безусловно. Если мы говорим о сердечно-сосудистых заболеваниях, которые связаны с атеросклерозом: инфаркт миокарда, инсульт, стенокардия, поражение артерий нижних конечностей - здесь мужчины более подвержены этим заболеванием. Нельзя сказать, что женщины совсем не подвержены. Просто у них женские половые гормоны до менопаузы в существенной мере дают защиту от этих заболеваний. Большая редкость, если инфаркт миокарда случится у женщины до менопаузы. Как правило, это женщина, долго курившая или имевшая другие многочисленные факторы риска. Но в этом плане женщины имеют запас времени примерно в десять лет. Собственно, и продолжительность жизни женщин несколько выше, чем у мужчин.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100