Реклама: ООО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СОЧИ», ИНН 2367009555, ID: 915606

Инвестиции, новые производства и возможности. Вице-мэр Краснодара — об экономике города в новых условиях

Инвестиции, новые производства и возможности. Вице-мэр Краснодара — об экономике города в новых условиях
Дмитрий Логвиненко. Фото: пресс-служба мэрии Краснодара

Большое интервью с Дмитрием Логвиненко.

Краснодар — не только столица Кубани, но и ведущий в регионе город по темпам развития экономики. В краевом центре активно развивают промышленность, создают индустриальные парки, осваивают новые отрасли и улучшают возможности для инвесторов. О том, как город справился с последствиями пандемии и санкций, какие новые цели стоят перед экономическим блоком, в интервью «Новой Кубани» рассказал заместитель главы города Дмитрий Логвиненко, курирующий в мэрии работу по вопросам в области экономики, финансов и торговли.

— Дмитрий Сергеевич, после известных событий конца февраля 2022 года в российской экономике началась большая перестройка. Как санкции, уход крупных иностранных брендов сказались на экономике Краснодара?

— Конечно, введение санкций оказало влияние на развитие экономики города. В некоторых отраслях отмечается пусть и незначительное, но снижение темпов роста, которое в то же время значительно ниже прогнозировавшегося в марте-апреле этого года. Экономика города, несмотря на сложности, продолжает функционировать в штатном режиме.

В других же отраслях удалось сохранить положительную динамику. Например, в промышленности темп роста составил 104,9 процента.

По сравнению с прошлым годом на средних и крупных предприятиях увеличилась среднемесячная заработная плата — в январе–мае 2022 года она составила 62 тысячи рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года сумма увеличилась в номинальном исчислении на 14,7 процента, в реальном — на 0,7 процента.

В целом в январе–июне 2022 года объемы базовых отраслей экономики составили 325 миллиардов рублей. Это превышает уровень соответствующего периода 2021 года на 26,8 миллиарда рублей, или на 9 процентов.

— Уже многие годы Краснодарский край держит марку одного из самых инвестиционно привлекательных регионов России, в том числе и для зарубежного капитала. Какие иностранные компании сейчас работают в Краснодаре? Намечаются ли соглашения с новыми партнерами, включая страны, которые ранее не заходили на кубанский рынок?

— В настоящее время мы все-таки делаем упор на импортозамещение, поддержку российских компаний. Однако Краснодар остается инвестиционно привлекательным и для иностранных компаний.

Из наиболее крупных зарубежных компаний, которые продолжают работать и инвестировать в собственные производства в Краснодаре, можно отметить производителя сельскохозяйственной техники ООО «КЛААС», «Данон Россия», которое руководит группой молочных предприятий, в том числе заводом в Краснодарском крае (в краевой столице работает бизнес-центр компании — прим. ред.), ООО «Кабаре Бейкерс», построившее цех по производству замороженных хлебобулочных изделий, в стадии реализации также проект по расширению производства, ООО «ШТИЛЬ ЗЮДВЕСТ» — известный мировой производитель моторизированных инструментов, реализовавший первую очередь строительства логистического и дистрибьютерского центра, в настоящий момент компания ведет работы по второй очереди, в планах — расширение логистического центра.

Несмотря на непростую экономическую и политическую ситуацию, в настоящее время заинтересованность к Краснодару проявляют китайские и турецкие инвесторы. Их интересы консолидируются как на производственном, так и на туристическо-креативном направлениях.

— Тема импортозамещения вновь стала актуальной для экономики всей страны. Как производители из Краснодара участвуют в этом процессе?

— Уход ряда западных компаний с российского рынка и перестройка логистических цепочек приводят не только к интенсификации прямого импортозамещения, но и к переоснащению российских предприятий отечественным оборудованием.

Многие краснодарские компании пользовались импортными комплектующими, материалами и технологиями, а на предприятиях отдельных отраслей (производство металлических изделий, мебели и деревообработка) технологический парк был практически на 100 процентов укомплектован зарубежным оборудованием.
С особой остротой данные вопросы встали перед нашими промышленниками после введения антироссийских санкций со стороны западных стран.

В этой ситуации, с одной стороны, происходит поиск и переориентирование на российских партнеров, а с другой неизбежна работа по освоению новых рынков сбыта и налаживанию поставок из других регионов мира.

В Краснодаре многие предприятия успешно перешли на рельсы импортозамещения, могу для примера выделить следующие.

ООО «БДТ АГРО»разработчик и производитель более 350 моделей почвообрабатывающей техники. Специалисты компании разрабатывают и внедряют аналоги собственного производства взамен использовавшихся ранее импортных компонентов.

ООО «Армалайн» предприятие производит хирургический шовный материал для различных отраслей медицины.

ООО НИЦ «Технологии»компания является разработчиком и производителем камер видеонаблюдения, видеорегистраторов, тепловизоров, а также программного обеспечения для управления системами видеонаблюдения. Выпускаемое оборудование не уступает зарубежным аналогам.

ООО «НПП МашТЭК» Филиал «Компрессорный завод КОСМА» компания производит компрессорное, вентиляционное, холодильное оборудование для нефтегазовой отрасли, топливно-энергетического комплекса, атомной промышленности, является многолетним партнером госкорпорации «Росатом».

Продукция поставляется на строящиеся объекты «Росатома», в том числе в Турции, Китае, Бангладеш, Иране.

— На Кубани активно развивается промышленность, в том числе в рамках промышленных парков. Краснодар по их числу лидирует среди муниципалитетов края. Как в городе развивают промпарки? Какие новые производства были запущены на их базе? Какие существуют преференции для резидентов промпарков?

— На сегодня в Краснодаре действуют два индустриальных парка: «Краснодар» и «Компрессорный».

Промпарк «Краснодар» относится к частным индустриальным паркам типа greenfield. Он занимает участок земли в 236,6 га в непосредственной близости от трассы регионального значения Темрюк – Краснодар – Кропоткин. Специализация индустриального парка — переработка и выращивание сельхозпродукции, производство готовых продуктов питания.

Промпарк обеспечен необходимой инженерной инфраструктурой для деятельности резидентов.

На территории промпарка уже работают три резидента, еще два — фабрика готовой еды и завод по производству стекла — находятся в стадии реализации своих инвестиционных проектов по размещению производств.

«Компрессорный» — индустриальный парк типа brownfield. Получил статус промпарка в 2018 году. Образован на базе компрессорного завода, расположен на земельном участке площадью 22 га по Ростовскому шоссе.

Специализация парка — производство металлических изделий. На его территории ведут деятельность 10 основных крупных предприятий-резидентов и ряд малых.
Что касается мер поддержки, то на уровне города была установлена льгота по земельному налогу для управляющих компаний и резидентов промышленных парков.
От уплаты этого налога на срок, не превышающий трех последовательных налоговых периодов, были освобождены управляющие компании индустриальных парков в отношении земельных участков, находящихся на территории промпарков.

Эта льгота дала возможность управляющей компании индустриального парка «Краснодар» сэкономить за три года 21,3 млн рублей. Управляющая компания индустриального парка «Компрессорный» в течение двух лет получила льготу в размере 5,6 млн рублей.

Краснодар — крупный индустриальный центр Юга России. На территории города работают более 2,3 тысячи промышленных предприятий, из которых 123 — крупные и средние. Остальные — представители малого и среднего бизнеса. В число промышленных предприятий также входят 300 научно-исследовательских организаций и около 400 организаций в области технических испытаний и сертификации. В промышленности Краснодара занято 110,2 тысячи человек (17,4% от занятого населения). За первое полугодие 2022 года промышленные предприятия отгрузили продукции на сумму 52,27 млрд рублей (на 8,4% больше показателя прошлого года).

— В Краснодаре будет создан и первый в регионе технопарк. Это крупный инвестиционный проект стоимостью в миллиард рублей. В чем отличие технопарка от промышленного парка? Какие перспективы для города дает появление технопарка?

— Основное отличие индустриальных парков и технопарков — в особенности деятельности их резидентов. Индустриальный парк — это площадка для размещения промышленных производств, в то время как резиденты технопарков ведут разработку новых продуктов и осуществляют их тестовое и мелкосерийное производство.

Технопарк в Краснодаре будет первым парком радиоэлектронной промышленности в России. Инвестиционное соглашение подписано в июле 2022 года. Инвестор планирует наращивать и развивать радиоэлектронную компонентную базу, создать центр импортозамещения по выпуску отечественных видеорегистраторов, камер видеонаблюдения и комплектующих. В проект планируют вложить 1 миллиард рублей.

Парк построят на выделенном земельном участке по улице Тихорецкой. Для города это 2000 новых рабочих мест. Налоговые отчисления в бюджет края оцениваются на уровне 70–80 млн рублей в год.

Около 10 потенциальных резидентов уже готовы подписать соглашение о сотрудничестве. В основном это локальные производители из Краснодарского края и Ростовской области в сфере дорожной безопасности и разработки программного обеспечения.

— Вместе с тем появление промпарков, крупных промышленных предприятий создает дополнительную нагрузку на энергосети Краснодара. Планируются ли в городе строительство, модернизация этой части городской инфраструктуры?

— В Краснодаре в 2016 году началось строительство подстанции «Восточная промзона». В проект было вложено 2,7 миллиарда инвестиций. Объект расположен на улице Тихорецкой (Карасунский округ — прим. ред.), занимает участок в пять гектаров. Новая подстанция — объект открытого типа, в связи с чем в случае необходимости мощность может быть увеличена. Установленная мощность «Восточной промзоны» — 560 мегавольт-ампер (МВА).

Также в планируемом районе застройки ближайшие центры питания расположены в районе поселков Знаменского и Новознаменского. Данные центры питания с 2018 по 2022 год в рамках инвестиционной программы были реконструированы с увеличением мощности.

— Какие еще крупные инвестиционные проекты реализуются в Краснодаре? В какие отрасли предприниматели вкладывают средства охотнее всего? Каков объем инвестиций в экономику города за первое полугодие 2022 года?

— Администрация города сопровождает ряд крупных проектов, реализуемых в нашем городе.

Важнейший для всего региона и, я бы сказал, даже для всего юга России проект — создание нового аэровокзального комплекса со всей сопутствующей инфраструктурой компанией «Аэродинамика» (ранее — «Базэл Аэро»).

Тот аэропорт, который у нас есть сейчас, согласитесь, не соответствует ни статусу города, ни количеству населения, ни, если хотите, амбициям Краснодара.

Современный аэровокзальный комплекс позволит городу развиваться быстрее, даст новый толчок во многих сферах и отраслях, в первую очередь — в развитии бизнеса, в том числе туристической отрасли. Объем инвестиций по проекту — более 11 млрд руб. Сейчас получены все необходимые заключения, а также разрешение на строительство объекта.

Еще один крупный и важный для города проект — строительство индустриального парка компанией «ВБ Кубань» (Wildberries) на территории Восточной промышленной зоны. Сейчас на стадии ввода в эксплуатацию первая очередь проекта — строительство крупного логистического центра. Это первый шаг по созданию инфраструктуры для последующего размещения производства упаковочных материалов, полиграфии, швейной фабрики. Сейчас на стадии согласовании в профильном департаменте городской администрации получение разрешительных документов на строительство 3 и 4 очередей проекта.

Объем инвестиций в этот проект — 6,5 млрд рублей, будет создано 2,5 тысячи рабочих мест.

Всем нам известна непростая ситуация с общественным транспортом, которому все сложнее обслуживать растущее население города. Чтобы решить эту проблему, администрация прорабатывает различные проекты в сфере транспорта на основе механизма концессионных соглашений и муниципально-частного партнерства. Так, в мэрию обратился инвестор с предложением о создании и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования, охватывающего западную часть города. Длина трамвайных линий составит 35 км. Предусмотрена закупка 100 вагонов. Объем инвестиций по проекту составит 27 млрд рублей.

Рассматривается и возможность заключения концессионного соглашения в отношении второго этапа создания транспортной инфраструктуры, который свяжет трамвайными маршрутами ул. Восточно-Кругликовскую и микрорайон Гидростроителей.

В целом сегодня инвесторы проявляют наибольшую активность в сферах логистики, промышленности и социальных объектов. Близость Краснодара к торговым портам Новороссийска и Темрюка, пересечение четырех направлений железных дорог, две автодороги федерального значения позволяют развивать и оптимизировать транспортные потоки и превратить город в крупный логистический хаб.

Кроме того, в Краснодаре активно возводятся промышленные зоны и парки, создаются все условия для развития промышленности. И инвестору это интересно, особенно на фоне важности открытия импортозамещающих производств.

А тенденцией последнего время стал интерес инвесторов к коммерческим социальным проектам. В частности, к строительству спортивных объектов. Среди таковых мы сейчас рассматриваем проекты строительства центров развития тенниса и пляжных видов спорта, плавательных бассейнов, ледового дворца, волейбольной школы. Ведь в городе много молодежи, детей, есть спрос на такие услуги.

В целом, по данным Краснодарстата, за 1 полугодие 2022 года объем инвестиций в экономику Краснодара составил 49,5 млрд рублей, или 118% к аналогичному периоду 2021 года.

— Как уже говорилось выше, Краснодарский край за последние годы существенно расширил возможности своей экономики — наравне с АПК, строительством у нас развиваются промышленность, IT-сфера. Какие еще отрасли в перспективе может покорить Краснодар?

— Я считаю очень перспективными направлениями для Краснодара туризм и креативную индустрию.

Как известно, Краснодар является деловым центром юга России с развитой транспортной инфраструктурой. Краевой центр прирастает современными выставочными площадками, где каждый месяц проводится множество специализированных конференций, сессий, конгрессов, ярмарок и выставок. Ежегодно город принимает около 20 международных выставочных мероприятий. За последние 5 лет количество коллективных средств размещения увеличилось на 33% и на сегодняшний день составляет 317 объектов.

У Краснодара очень удобное географическое расположение — он находится на пересечении основных «морских» направлений. Ежегодно на Азово-Черноморское побережье приезжают миллионы туристов, по дороге они могут останавливаться на отдых в нашем городе.

Импульсом для развития событийного туризма и повышения туристской привлекательности нашего города станет появление в Краснодаре открытого пространства для проведения фестивалей и концертов. Место под такую площадку уже есть — на улице Обрывной, где раньше располагался авторынок. Земельный участок имеет удобную конфигурацию, наличие подъездных путей, отсутствие плотной многоэтажной застройки и выход к реке Кубань.

На сегодняшний день завершены проектно-изыскательские работы по объекту, разработан проект, определяются порядок финансирования из бюджета края и города, источник финансирования проекта.

Что касается креативных индустрий (реклама и маркетинг, архитектура, дизайн, кинематография, ТВ, видео, радио и фотография, разработка ПО, сервисов, приложений, игр, издательское дело и пресса, музеи, галереи, библиотеки, музыка, театр, искусство), то их доля в экономике города ежегодно увеличивается и, по нашим оценкам, в настоящее время составляет порядка 4%. Стратегией социально-экономического развития города Краснодара к 2030 году предусмотрен почти двукратный рост объемов креативных индустрий в городе.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100