Транзитная мощность. Как развивается инфраструктура морских портов на Кубани

Транзитная мощность. Как развивается инфраструктура морских портов на Кубани

Край традиционно занимает лидирующие позиции по морским перевозкам среди регионов Юга России.

Почти 60% всех внешнеторговых грузов РФ обрабатывается в морских портах страны. Значительная часть этого объема проходит через морские транспортно-логистические узлы Краснодарского края, демонстрирующие в последние годы стабильный рост грузооборота. Об актуальном положении и перспективах портов южного региона читайте в материале «Новой Кубани».

На гребне волны

Порты Азово-Черноморского бассейна продолжают удерживать лидерские позиции среди пяти морских бассейнов России. Грузооборот входящих в одну систему морских портов Краснодарского края и Ростовской области в январе-октябре 2018 года составил 229,21 млн тонн, сообщает пресс-служба Федерального агентства морского и речного транспорта.

Этот показатель вырос на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом перевалка сухих грузов составила 101,83 млн тонн (+6,7%), а наливных грузов – 127,38 млн тонн (+2,7%).

Напомним, по итогам 2017-го грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 269,5 млн тонн (на 10,4% выше, чем годом ранее). А перевалка сухогрузов выросла до 118,4 млн тонн (+12,4%), в основном за счет перевалки зерна.

Кубань традиционно занимает лидирующие позиции по морским перевозкам среди регионов Юга. А абсолютное лидерство среди портов по объемам перевалки удерживает Новороссийск – 128 млн тонн по итогам 10 месяцев 2018-го. За весь прошлый год операторы морских терминалов порта увеличили объем перевалки грузов на 12,2% – до 147,4 млн тонн.

На долю Новороссийска в 2017-м пришлось 55% всего грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна. Но хороший результат продемонстрировали и другие морские гавани региона. Так, по итогам 2017-го стивидоры порта Туапсе переработали 26,6 млн тонн, что больше, чем в 2016 году, на 5,6%, Кавказа – до 35,3 млн тонн (+6,3%), Тамани – до 14,9 млн тонн (+11,1%).

При этом у южан, как и по стране в целом, растут объемы перевалки таких видов сухих грузов, как зерно (только за первые два месяца 2018-го его экспорт через кубанские порты вырос на 65% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го), минеральные удобрения, черные металлы и контейнеры. Рост грузооборота этих номенклатур также обусловлен сокращением перевалки российских грузов через порты Украины и стран Балтии. Через порты Азово-Черноморского бассейна переваливается основная часть металлов в РФ. Кстати, в Азово-Черноморской системе значительную долю экспорта также составляют нефть и нефтепродукты. Обратным путем поступает значительная доля импорта в Россию.

– Портовая инфраструктура Краснодарского края сегодня представляет собой стратегический форпост России. Это южное окно в мир торговли и товарообмена. Ближайшее окно – северное – в двух тысячах километров. Поэтому с распадом СССР порты Краснодарского края приобрели поистине уникальное значение для экономики страны. Развиваются порты на Черном море от Сочи до Новороссийска и Геленджика, строятся и расширяются на Азовском море, – рассказывает кубанский экономист Евгений Змиев.

По словам эксперта, с возвращением Крыма в состав России эта тенденция стала только крепче и сильнее. Санкции создают препятствия крупным и иностранным компаниям для работы в Крыму, а также для инвестиций в порты и инфраструктуру. Поэтому здесь Кубань явный лидер на долгие годы вперед. Кроме того, осложняют ситуацию и проблемы с перемещением в Крым, которое сейчас в значительной степени осуществляется через территорию Краснодарского края. И если Крымский мост в значительной степени решил проблему с транзитом пассажиров, то большая часть завоза товаров и грузов (включая, топливо) по-прежнему идет в республику через кубанские порты.

– Для портов Краснодарского края важно зерновое направление, важны стабилизация на контейнером направлении и сохранение на нефтяном и нефтепродуктовом направлениях, – считает гендиректор исследовательского агентства InfraNews, транспортный эксперт Алексей Безбородов.

Точки роста

На территории Краснодарского края расположены 8 морских портов, открытых для международного сообщения: Новороссийск, Туапсе, Геленджик, Сочи, Ейск, Темрюк, Порт-Кавказ, Анапа. Часть из них уже работают на полную мощность, а некоторые только развиваются.

– В результате роста экспортной ориентации российской экономики перевалочные мощности портов Краснодарского края постоянно требуют расширения, – рассказывает Евгений Змиев. – Действующие порты не справляются с растущей нагрузкой по вывозу природных богатств России и урожаев сельскохозяйственных культур в обмен на ввоз промышленных товаров и товаров народного потребления. Поэтому сейчас реализуются проекты строительства новых портов в Геленджике и даже в пресном замерзающем Азовском море на Тамани.

Так, серьезная ставка делается сейчас региональными и российскими властями на порт Тамань, который должен ликвидировать дефицит перегрузочных мощностей Азово-Черноморского бассейна и окончательно лишить украинцев российского транзита. В перспективе этот порт должен стать вторым по объемам перевалки грузов портом Южного региона. Уже введены в эксплуатацию зерновой терминал, комплекс по перевалке нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов. В настоящий момент идет реконструкция этих объектов.

А буквально в прошлом месяце губернатор Кубани Вениамин Кондратьев встретился на Тамани с вице-премьером РФ Максимом Акимовым. Здесь они обсудили проект создания сухогрузного района порта Тамань мощностью 94 млн тонн в год, который является частью федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы».

Сейчас в рамках проекта в южной части порта идет строительство нового терминала навалочных грузов АО «ОТЭКО» (владельцем которой является Мишель Литвак) проектной мощностью до 35 млн тонн в год.

– Проект «Таманский терминал навалочных грузов в порту Тамань» находится на завершающей стадии. Уже проведены земельные работы, закуплено оборудование, завершается строительство гидротехнических сооружений, идет монтаж металлоконструкций. В ближайшем будущем компания планирует приступить к началу пусконаладочных работ первой очереди перевалки угля. Начало приемки угля запланировано на октябрь этого года, – сообщил тогда глава региона.

Примечательно, что уже в декабре стало известно о возвращении в Тамань ПАО «Тольяттиазот», которое приостановило там свою деятельность из-за судебных тяжб за землю. Накануне Федеральное агентство морского и речного транспорта утвердило один из основополагающих документов для возобновления деятельности на Черноморском побережье – проект планировки территории.

До вынужденной остановки строительства «Тольяттиазот» успел соорудить здесь хранилищно-охладительный терминал аммиака с изотермическими резервуарами и компрессорной станцией, продуктопроводы, объекты обеспечивающей инфраструктуры, грузовые причалы и эстакаду, уходящую в море на 2,5 километра. ТОАЗ намерен создать в порту Тамани единственный в России терминал по перевалке аммиака. Грузооборот комплекса составит 2 миллиона тонн аммиака и 3 миллиона тонн карбамида в год.

– Порт Тамань приобретает особое значение в свете близости к Крымскому мосту и необходимости без риска попадания под санкции направлять в Крым грузы или вывозить их оттуда через территорию Краснодарского края, не подпадающего под санкционные рестрикции, – отмечает Евгений Змиев.

Впрочем, для ликвидации дефицита мощностей по перевалке навалочных грузов на Кубани планируют существенно расширить еще один порт. В августе стало известно, что компания «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко стала подрядчиком строительства береговой и морской инфраструктуры в порту Геленджик. Здесь планируется возвести новый грузопассажирский причал, плавучие причалы, здание, судоподъемное сооружение и слип для спуска катеров на воду. В итоге это должно увеличить грузооборот порта в три раза – до 300 тысяч тонн в год, пассажирооборот – до 19,6 тысячи человек.

Стоимость работ, которые будет выполнять «Стройтрансгаз», не называют, однако они станут частью более масштабного проекта – рекреационного комплекса «Геленджик Марина», который оценивается в 12,5 млрд рублей. Речь идет о строительстве отелей, яхтенной марины и модернизации порта, чтобы он мог принимать пассажирские суда длиной до 200 м и суда Ro-Ro (не требующие кранов для погрузки).

– Порт в Геленджике строится, несмотря на высокую посещаемость Геленджикской бухты туристами со всей России и рисками нарушить экологическое равновесие. Приоритет получения новых портовых мощностей явно перевешивает рекреационное значение города-курорта, – добавляет Евгений Змиев.

– Порты Кубани продолжат расти. С Таманью вопрос решится, продолжит развиваться Новороссийск (а там есть чему и где развиваться). Будут развиваться малые порты Азовского моря, порты на берегу Керченского залива. У всех предстоит большая работа, стратегические планы сформированы. Никаких глобальных проблем я не вижу. Но при этом нет и глобальных прорывов, как в начале 2000-х. Возможно, оно и к лучшему. Все нормально существуют и развиваются, – делится Алексей Безбородов.

Драйвер кубанской экономики

Развитие портовой инфраструктуры самым прямым образом увеличивает экспортные и импортные грузопотоки через Краснодарский край, отмечает Евгений Змиев. Это создает экономическую активность и дополнительную налогооблагаемую базу, с которой уплачиваются налоги не только в федеральный, но и региональный и местные бюджеты.

– Развитие портов не может идти в отдельности от развития подводящей транспортной инфраструктуры, что ведет к развитию железных и автомобильных дорог, росту объемов перевозок по ним. Экономическая активность в зонах транспортных узлов повышается за счет создания сопутствующих бизнесов, роста занятости и доходов работающих, – констатирует экономист.
По словам эксперта, концентрические волны перераспределения доходов между отраслями, работающими на территории Кубани, создают дополнительные эффекты роста экономики региона.

– При разумном подходе экспортно-импортные цепи поставок от предприятий, хозяйствующих на территории Краснодарского края, через морские порты могут быть продолжены в странах Западной и Восточной Европы, Северной и Южной Америки, Африки и Азии. Для бизнеса Кубани открыт весь мир! И в этом ее явное конкурентное преимущество, – резюмирует Евгений Змиев.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
Загрузка...
Rambler's Top100