> Рейтинг мэра

Рейтинг мэра

Владимир Евланов: «Губернатор поставил перед нами более чем конкретные задачи».

26.01.2016 17:40

Уже ставший историей 2015 год сложился для городской администрации Краснодара в черно-белую полоску: получив массу критических замечаний от краевых властей, южная столица, тем не менее, продолжает лидировать в ведущих рейтингах России. Наступивший 2016-й обещает быть еще более суровым: в условиях экономического кризиса мэр города и его команда должны не только содержать столицу Кубани в хорошем состоянии, но и выполнить губернаторские установки. Каким образом это будет реализовано, редакции «НК» рассказал Владимир Евланов.

Владимир Лазаревич, подводя итоги года, как считаете, вы и ваша команда справились с поставленными на 2015 год задачами?

– Точных статистических результатов за 12 месяцев 2015 года еще нет, мы располагаем данными только за 11 месяцев. Однако тенденции и основные показатели сегодня не уступают предыдущим, несмотря на условия кризисного года и на те изменения, которые произошли на финансовом и экономическом рынках. К главным показателям я отношу те, за которые несу ответственность в качестве мэра города: это показатели благосостояния граждан, занятости населения, средней заработной платы. За прошлый год только несколько фактов говорят об успешной работе администрации города в экономическом секторе: средняя заработная плата в крупных и средних предприятиях превысила 37 тысяч рублей. Это лучший показатель не только в муниципалитетах Кубани, но и в Южном федеральном округе. У нас вместе с тем и низкая безработица – 0,3 процента, это один из лучших показателей в стране.

Если продолжать разговор об экономическом состоянии Краснодара, то мы наблюдаем положительную динамику практически во всех сферах, кроме одной – прошлый год оказался для нас менее удачным по объему выполненных работ в строительной отрасли, а ведь это наш конек, мы в России – один из городов-лидеров по количеству вводимого в строй жилья. Мы, собственно, сохранили ведущие позиции, но общий объем строительных работ уменьшился: если говорить в денежном эквиваленте, то примерно на 5 млрд рублей. Вместе с этим упал показатель и в инвестициях, потому что это очень связанные друг с другом сферы.

Из положительных моментов отмечу, что в прошлогоднем рейтинге лучших городов России по качеству жизни, составленном Финансовым университетом при Правительстве РФ, Краснодар занял 4-е место, пропустив вперед только Тюмень, Москву и Казань. Замечу, что ранее в этом же рейтинге наш город занимал 6-е место. В 2015 году Краснодар впервые был признан самым благоустроенным городом России. Но я всегда, когда говорю о наших достижениях, подчеркиваю, что вместе с тем имеется и масса проблем, которые надо решать. Такая ситуация наблюдается во всех городах не только России, но и мира – идеальных городов нет. И если сравнивать с другими городами, то нельзя опускать тот факт, что Краснодар на протяжении многих лет попадает в высшие строчки всевозможных рейтингов. Просто так это не дается, за это надо побороться, ведь рейтинги создаются в результате исследований статистики и опросов населения.

newkuban_krasnodar.jpg

– 2015 год был непростым в экономическом плане, однако ожидания большинства граждан России в отношении 2016 года еще более пессимистичны, меняется и настроение правительства. Есть ли у мэрии антикризисный план работы?

– У города нет абсолютной политической и экономической свободы. Если говорить о финансовом благополучии, то все наши возможности упираются в бюджет, куда входят наши собственные доходы и та помощь в виде субсидий, субвенций и участия в программах регионального и федерального уровня, которую оказывают нам вышестоящие государственные структуры. Конечно, кризис переживают все, и мы в том числе, и если раньше могли рассчитывать на свои доходы плюс помощь краевых властей, то в наступившем году на данный момент конкретики по региональным программам нет.

В рамках антикризисного плана будем уменьшать расходы на содержание города, а это касается строительства и ремонта дорог, общего благоустройства. Экономим и с помощью кадрового сокращения в аппарате администрации, хотя, если говорить честно, у нас никогда не было переизбытка и лишних должностей. Учитывая растущую численность населения города, мы по нормативным показателям даже недобираем, однако с декабря 2015 года начался процесс сокращения кадрового состава, задача – уменьшить штат на 10 процентов.

– Вот и National Geographic публикует информацию, что Краснодар стал 16-м городом-миллионником в России.

– Это не официальные цифры. Статистического миллиона у нас нет, население Краснодара, по официальным данным, составляет 950 тысяч человек. Но есть данные полиции, Пенсионного фонда, медицинских учреждений, школ и детских садов, и они говорят, что в Краснодаре живет примерно миллион двести тысяч человек. В любом случае никаких финансовых привилегий ни на региональном, ни на федеральном уровне статус города-миллионника не дает. Кроме того, Краснодар является городом-донором и направляет в консолидированный краевой бюджет серьезные деньги, полученные в результате налоговых поступлений.

В прошлом году эта сумма достигла почти 70 миллиардов рублей, что составляет 36,5% от всего консолидированного бюджета региона. И вот почему мы постоянно обращаемся в администрацию Краснодарского края, в ЗСК с просьбой дать нам право большего участия в краевых программах – у нас для этого есть все основания. Безусловно, без поддержки края содержать больше миллиона жителей Краснодара невозможно, а вы добавьте еще и гостей города, которые каждый день по разным причинам посещают столицу Кубани. Это и транспортные издержки, и коммунальное хозяйство, и дорожное.

 – Этим летом были быстро и качественно отремонтированы части дорог и мостов по основным маршрутам передвижения в городе. Какие планы у мэрии по ремонту и строительству новых дорог и развязок в наступающем году?

– Это часть той большой работы, которая проводилась во многом благодаря программе «Краснодару – столичный облик». Кроме того, после Олимпийских игр был образован штаб по развитию и благоустройству Краснодара, приданию ему единого архитектурного облика. И я благодарен за то, что представители краевой власти активно участвовали в работе штаба, и за то, что они строго следили за выполнением возложенных на нас задач. И конечно, мы тогда не обошли вниманием и дороги – как одну из наиболее уязвимых частей городской инфраструктуры.

В 2015 году работы по ремонту дорог велись еще по старому плану. И мы успели отремонтировать улицы Северную, Тургенева, Красную, Ставропольскую. Но работ в этой части предстоит еще очень много – из полутора тысяч километров городских дорог только половина имеет асфальтобетонное покрытие.

В Краснодаре зарегистрировано 450 тысяч легковых автомобилей, еще 150-200 тысяч въезжают ежедневно, мы уже опережаем Москву и Санкт-Петербург в расчете машин на душу населения. И чтобы дать возможность этому количеству транспорта комфортно перемещаться по городу, необходимо строить новые дороги, развязки, а это огромные деньги. На 2016 год средств на все это пока нет, но я лично надеюсь, что администрация Краснодарского края учтет важность вопроса, и как минимум будут продолжены уже начатые работы. В частности, это касается улицы Восточно-Кругликовской, на которую требуется еще порядка 600 миллионов рублей. Это касается и улицы им. Петра Метальникова, где нужно закончить строительство ливневого коллектора, чтобы выводить все ливневые воды с северо-востока нашего города, куда входят улицы Российская, 1 Мая, которые постоянно топит.

New_kuban_krasnodar_3.jpg

- Еще одна проблемная сфера — ЖКХ. Насколько рост стоимости услуг обусловлен экономическими факторами? Есть ли у мэрии программа по наведению порядка в этой сфере?

ЖКХ – сфера сложная и требующая постоянных серьезных вложений. С учетом того, какими темпами в Краснодаре развивается многоэтажное жилищное строительство, модернизация и укладка новых коммунальных сетей – задача стратегическая для города. Но как уже сказал, средства на эти цели требуются значительные, поэтому со своей стороны мы активно участвуем в федеральных и региональных программам, направленных на решение различных задач в сфере ЖКХ. Это и строительство газовых и канализационных сетей, и капитальный ремонт многоквартирных домов, который сегодня ведется уже через Региональный фонд.

Например, накануне нового года произведен пуск газораспределительного пункта (ГРП-3) в северо-восточной части поселка Знаменского, а в поселке Демьяна Бедного—сетей газоснабжения. Таким образом, появилась возможность газифицировать десятки частных домовладений в пригороде.
Что касается других услуг ЖКХ таких, как теплоэнергия, свет, водоснабжение, канализация, то активно в этом плане взаимодействуем с ресурсоснабжающими организациями, чтобы формировали свои инвестиционные программы с учетом потребностей города. Можно сказать, что это долгосрочные планы как по реконструкции сетей, которые изношены или испытывают перегрузки в уже сложившихся микрорайонах, так и по строительству объектов инженерной инфраструктуры в новых микрорайонах. Кстати, привлекаем к этому и ведущих застройщиков.

Еще одно направление, в котором нам удалось добиться успехов, – в Краснодаре система санитарной очистки города — лучшая в России после Москвы, мы второй по чистоте город страны. Также мы круглосуточно обеспечиваем все районы города водой, а еще лет 12-15 назад это была большая проблема, во многих микрорайонах периодически были отключения. На значительной части города мы сегодня подаем по трубам чистую, артезианскую воду, что встретишь не во всех российских городах.

Если подытожить, самая главная проблема в ЖКХ сегодня – это недостаток электроэнергии, особенно страдают от этого новые районы. Но перспективы есть. С Федеральной сетевой компанией решен вопрос о строительстве подстанции 220 кВ «Восточная промзона» на территории Восточной промышленной зоны Краснодара. Она будет обеспечивать энергоснабжение уже существующих и новых производств, которые там построят в ближайшие годы, а также других потребителей на прилегающих к ВПЗ территориях. Соглашение о реализации инвестпроекта подписано на Форуме в Сочи в октябре прошлого года. Еще одна крупная региональная компания в сфере энергетики — «Кубаньэнерго» инвестирует в строительство в Краснодаре двух подстанций – «Мост» и «Ангарская». С их вводом в эксплуатацию повысится качество электроснабжения в центральной и северо-восточной частях кубанской столицы. Так что будем и дальше прилагать все усилия, чтобы жилищно-коммунальный комплекс столицы Кубани развивался, ведь от этого напрямую зависит комфорт краснодарцев и качество городской среды.

- Владимир Лазаревич, еще один очень актуальный вопрос для горожан: сейчас Вы поддерживаете сельхозпроизводство в Краснодаре?

Во-первых, Краснодар — единственный в России агрогород, у нас около 30 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, производящих продукцию и животноводства, и птицеводства, выращивающих фрукты и овощи. Ежегодно сельскохозяйственной продукции у нас производится на сумму около трех с половиной миллиардов рублей. На наших предприятиях используют современное оборудование, передовые технологии и научные разработки. В Краснодаре представлены НИИ, специализирующиеся на различных отраслях сельского хозяйства, расположен крупнейших аграрный вуз страны – Кубанский государственный аграрный университет. И хотя посевные площади у нас не самые большие в крае, тем не менее, по урожайности зерновых культур наши хозяйства существенно улучшили показатели в последние годы и успешно конкурируют с другими муниципалитетами. Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы эта положительная динамика сохранилась.

- На пресс-конференции на инвестиционном форуме в Сочи в прошлом году, Вы с Сергеем Галицким говорили о его программе по развитию сельхозпроизводства в Краснодаре. Город принимает в этом какое-то участие сейчас?

- Конечно, мы поддерживаем стратегию Галицкого в этом вопросе. В настоящий момент оформляется земля в районе поселка Дорожного для строительства полутора десятка предприятий, которые будут иметь отношение к компании «Тандер». Они будут производить промышленную и продовольственную продукцию, которую планируют реализовывать через сеть магазинов «Магнит», и не только.

- Раз мы заговорили о Сергее Галицком, то затронем и другую насущную проблему. В завершающей стадии находится строительство стадиона ФК «Краснодар», однако он расположен в районе, где транспортная сеть слаборазвита. Городские власти будут помогать в этом вопросе, ведь это в интересах прежде всего горожан?

Да, буквально две недели назад я со своими помощниками был на стадионе, куда приехал и Сергей Галицкий, и мы с ним обсуждали сопутствующие вопросы, связанные с введением этого прекрасного стадиона в эксплуатацию, а это прежде всего – градостроительные проблемы и дорожное хозяйство. Меня самого поражает и размах, и качество этого спортивного сооружения, и благоустройство территории вокруг него. Всех восхищает парк, который разбили рядом со стадионом. Уверен, он станет еще одним украшением нашего города.

А городская администрация помогает в наведении порядка вокруг стадиона, в том числе и с дорогами. Мы сегодня будем стараться, даже в этих тяжелых экономических условиях, пустить в этот район трамвайную линию. Рассматриваем два возможных маршрута, по которому этот вид общественного транспорта будет там проходить.

- Последние месяцы уходящего года были богаты на «перезагрузку» в кадровых составах краевой и городской администраций. Вы ожидали такой поворот событий, или решения по переназначениям были приняты Вами в короткие сроки?

- К такому решению мы пришли после моего доклада на известном заседании ЗСК (имеется в виду 42-я сессия Законодательного собрания края, на которой, в частности, критике подверглась реализация программы «Краснодару - столичный облик» и общая градостроительная политика в краевой столице — прим. «НК»). В той критической оценке, которую получили некоторые действия городской администрации, есть доля справедливости. С предыдущей командой я работал долго, и в данный момент пришел к выводу, что в решении многих локальных проблем нужен новый взгляд, новый подход. Поэтому сегодня на основных направлениях, к которым и было больше всего претензий, а это градостроительная сфера, имущественная, земельная, работают новые люди в качестве моих заместителей и руководителей курируемых ими департаментов и управлений. Я могу сказать, что «кадровую перезагрузку» мы практически выполнили.

newkuban_krasnodar_2.JPG

– Недавно Вениамин Кондратьев сказал в ваш адрес следующее: «Вчера, возможно, у Евланова были причины, которые не позволили сделать город более комфортным для проживания. Сегодня никаких препятствий нет». Глава региона дал вам и вашей команде полгода на «работу над ошибками». Поставлены ли губернатором конкретные задачи и насколько реально они выполнимы за обозначенный срок?

– Задачи более чем конкретные, мы сегодня должны пересмотреть свои подходы к градостроительству, а это связано, в частности, с корректировкой и уточнением Генерального плана города. Эту работу мы проводили в 2004, 2012 годах, и в то время наши подходы не подвергались критике, хотя и тогда не всегда Генплан соответствовал Правилам землепользования и застройки. Затем появились дополнительные планы – План реконструкции центральной части города, например, и все эти градообразующие документы не были соединены в единое целое. Сегодня задача обозначена губернатором – Генплан должен быть переосмыслен, дополнен и изменен, все основные градостроительные документы приведены в соответствие. Сейчас по всем направлениям ведется работа, к которой привлечены и архитекторы, и строительные компании, и население города. Проводятся общественные слушания, обсуждаются конкретные предложения по зеленым и рекреационным зонам, возведению социальных объектов, прежде всего – в развивающихся микрорайонах, жилой застройке. Мы глубоко вникаем во все проблемы и в течение полугода должны завершить эту работу.

Теги: Владимир Евланов, Интервью, Краснодар, Генеральный план города, ЖКХ, дороги, транспорт, стадион ФК Краснодар, градостроительная политика, кадровая перезагрузка, Вениамин Кондратьев, Новая Кубань