Наши

Краснодарская фолк-группа «Алатырь» выпустила в Москве свой очередной диск. Талантливый кубанский коллектив рассказал о своем видении современной эстрады, влиянии на их творчество язычества и будущих планах.

08.02.2016 14:44

Бывшие «МенестрелИ»

Вообще-то, первоначально группа «Алатырь» носила название «МенестрелИ» и специализировалась касательно текстов на тематике средневековья. Музыкальное же оформление в тот период представляло из себя синтез рока, фолка, джаза, электроники. Появились поклонники, своя аудитория. «МенестрелИ» зазвучали в полный голос. Продолжались и творческие изыски, и постепенно в группе, причем поначалу в некотором роде самопроизвольно, стало формироваться, как в текстах, так и музыке, направление, которое можно охарактеризовать как славянский фолк-рок, точнее даже – раннеславянский.

Последним выступлением именно группы «МенестрелИ» был концерт в Москве 20.12. 2009 года, после чего группа, кстати, к активному неудовольствию ряда поклонников, меняет название на «Алатырь».
Группа «Алатырь» в некотором роде семейная. У ее истоков - брат и сестра Рыльские – Герман (вокал, гитара, варганы) и Тамара (вокал, бас-гитара), а также Алексей Королев (синтезатор). Тогда, в 1998 году Герман и Алексей были студентами краснодарского музыкально-педагогического колледжа, а Тома – и вовсе школьницей. Позже участники коллектива окончили краснодарскую консерваторию, отделение народного пения и композиции. В разное время с группами сотрудничали и экспериментировали известные кубанские музыканты: Виктория Шаповаленко, Ольга Герасименко, Габриэль Цуркану. На настоящий момент в группе, помимо Германа, Тамары и Алексея – еще Ульяна Бурдеева (флейта) и Елена Гусятникова (домра).

Родом из язычества, или слов из песни не выкинешь

Слово «Алатырь» заимствовано из русского фольклора. Согласно преданию, это чудесный камень, название которого употребляется в заговорах. Камень находится «на море-окияне, на острове Буяне», из-под него текут ручьи с живой и мертвой водой. Тут же произрастает Древо, олицетворяя собой некий сакральный центр. Великий Пушкин прекрасно был осведомлен о сути озвучиваемого, и блистательно использовал детали в своих бессмертных произведениях.

Кое-что из трудов наших земляков сегодня:
«На Купалу, у реки, где сплетаются венки, хочешь верь, а хочешь – нет, зацветет Перунов цвет» («Перунов цвет»).
«Ой, Добрыня-богатырь, силушки немерено. Охранять святую Русь молодцу доверено» («Добрыня»).
«Слышен за околицей колокольный звон. Легкокрылой горлицей улетает сон.
Вот оно, знамение – крик ночной совы! Хлеб наполнен запахом скошенной травы.
Свечка еле теплится, небо сыплет прах… Поцелуй, оставивший горечь на устах
Не вернет надежду мне, и покой души - словно в кружке нищего медные гроши» («Не вернуть обратно»).

К слову, Герман – член литературного актива краснодарского краевого отделения Союза российских писателей, практически все песенные тексты написаны им. Всего же в «копилке» «МенестрелеЙ» и «Алатыря» шесть дисков.

Как пишется? Трудно сказать. Иногда на стихи ложится музыка, порой – наоборот. Но – сначала надо поймать суть вопроса, его тематичность, направленность. И – сосредоточиться на несколько дней, порой – недель. Потом, вероятно, работает подсознание или что-то там еще, и в результате формируется песня.

- Иногда нас, - поясняет Герман Рыльский, - не то, чтобы упрекают, а скорее поругивают за пропаганду язычества. Однако последнее не соответствует истине. Абсолютно все мировые религии через язычество прошли – а иного пути не было. Так что же нам теперь - слова из песни выбрасывать? С именем Христа русские воины громили хазар, половцев, Мамая, шляхту, Наполеона, освобождали братьев по вере болгар. А в дохристианской Руси, когда враг вторгался на наши земли, мужчины брали в руки меч и шли защищать свой кров и семьи с именем Перуна, Рода и Сварога. Всё это наша история. Наша музыка рисует картины древней Руси, мощные, эпичные богатырские образы. Мы проповедуем любовь к России, к её корням, историческим истокам..

Публика стала требовательнее

- Не так давно один служитель культа по телевизору призывал запретить, с его точки зрения, языческие, скажем так, перепевки. Но при всем уважении к этому человеку, - продолжает Герман, - активная, целенаправленная пропаганда и народные гулянья, веселье, некое единение с природой – солнцем, водой, огнем, свежим ветром и воздухом, запахом трав, мерцаньем луны на глади реки – это несколько разные вещи. Тогда нам что, Гоголя не читать? Вообще же существует прекрасный кодекс: «Десять Заповедей». И человечество пока лучшего ничего не создало. Возлюби ближнего, как самого себя…Не убий... Не укради… Отвлекусь в плане «не укради».У нас сейчас ух как воруют, коррупция достигла таких чудовищных масштабов, что по мнению аналитиков, историков и историографов, последнее угрожает ни много, ни мало, сохранению государственности страны, которая, кстати, когда-то в кровопролитных битвах и ристалищах, формировалась, выживала, залечивала раны, развивалась и крепчала.
Возвратимся назад. Монах Пересвет вышел на Куликовом поле на поединок с Челубеем, и фактически его выиграл. Ибо, после единоборства на копьях, когда острия обеих оружий пронзили тела участников, Челубей из седла был выбит и упал. А монаха Пересвета его конь, уже мертвого, но, всё же, волоча по земле, донес до наших войск. Символично. Это я к чему? Вроде, если монах, то надо только молиться? Но это, как мне кажется, не всегда так. Житейское, мирское, переплетается с не мирским. И история государства – тоже. Главное – стоять на позициях созидательного труда, наших истоках, культуре, справедливых человеческих отношениях, и ВЕРЕ, само собой. ВСЯ наша история, подчеркиваю – ВСЯ, даже та, о которой не сохранилось летописных или изустных материалов, однозначно достойна, ибо способствовала созданию, формированию и цементированию нашей сегодняшней страны. Мы, к счастью – великая держава. И, уверен, таковой и останемся. И будем помнить о наших тоже достойных мифологических и реальных предках, и, если надо, брать с них пример. Ведь тот же Добрыня Никитич, персонаж языческие, тем не менее, вобрал в себя черты выдающегося символа православных христиан - Георгия Победоносца. Гнусная гадина, олицетворяющая абсолютное зло, подчинение всех и вся своей воле, была в жестокой схватке пронзена его копьем и затоптана копытами верного коня.

newkuban_alatir_3.jpg

Свое мнение о современной российской эстраде Герман не скрывает:
- Сегодняшняя наша эстрада, это одна лишь коммерция. Слишком много на себя берет фон. Порой за подтанцовкой и шоу сама песня оттесняется чуть ли не на второй, третий план. Коммерческие тексты в современной поп-музыке тоже далеки от высоких поэтических идеалов, это не секрет. Поэтому мы советовали бы чаще обращаться к классике. Однако последнее время наметились радостные тенденции – публика начала разбираться в музыке, стала более требовательной. Сейчас никого не проведёшь выступлением под «фанеру». И даже музыкальные шоу по центральным каналам ориентированы сейчас на живые выступления. Над чем работаем сейчас? Над новым альбомом. Только пока о сути сегодняшнего проекта говорить не хочу, чтоб не бежать перед паровозом. В очередное крупное и ответственное дело сначала надо плотно и серьёзно войти…

Беседу вел Игорь Ясинский

Теги: Фолк-группа "Алатырь", Творчество, «МенестрелИ», Язычество, Новая Кубань