Реклама: ООО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СОЧИ», ИНН 2367009555, ID: 915606

Путин сделал Америку «лишним звеном» в борьбе с терроризмом

Путин сделал Америку «лишним звеном» в борьбе с терроризмом

Президенты России и США заочно поспорили в ООН о Сирии и Украине

Настаивая на уходе Башара Асада со своего поста, США действуют как «лишнее звено» в антитеррористической коалиции России, Сирии, Ирана и Ирака.

 

Борьба с «Исламским государством» важнее, чем отстранение Асада, поэтому американцы вынуждены примкнуть к альянсу и сотрудничать с возглавляемой Россией коалицией

Уже за недели до выступления Владимира Путина на Генассамблее ООН было множество прогнозов о том, как она скажется на мировой политике. Споры об этом приобрели невиданную остроту, сообразную остроте политической ситуации -  прежде всего «ближневосточно-европейской».

Аналитики сходились в том, что в речи нашего лидера будут содержаться новые мирные инициативы. Емко представлял перспективу прогноз известного европейского профессионала,  эксперта Института ЕврАзЭС Наданы Фридрихсон. Она  характеризует саму Генассамблею как «политический блокбастер», где Россия и США будут противостоять друг другу за влияние на страны Европы в сирийском кризисе. «США и Россия будут бороться за то, чтобы перетянуть как можно большее число европейских партнеров на свою позицию по разрешению сирийского кризиса».

Такое внимание к речи Путина закономерно: импульс к конструктивным действиям ожидали именно от нее, от его «отсроченного» диалога с Обамой. Конкретность и в то же время обобщенная сила  импульса превзошли   ожидания. Это касается ряда острых моментов.

Особенно значимы два вектора, касающиеся, во-первых, проблемы ИГИЛ, во-вторых, судеб ООН и глубинно связанные между собой.

Александр ФАКТОРОВИЧ, профессор КубГУ

Итак – что ожидалось, что сбылось?

В отношении ИГИЛ от нашего  президента ждали больше, чем от других. Вполне понятно - почему: он единственный мировой лидер, ни прямо, ни косвенно не пользовавшийся ИГИЛом в своих интересах. И в целом его последовательность в борьбе с терроризмом признают даже политические оппоненты.

Сбылось же  в представлении  позиции Путина еще более.  Самое значимое в ней – идея создания под эгидой ООН  коалиции, в которой именно исламские страны будут опорой международную антитеррористическую коалицию: «Как и антигитлеровская коалиция, она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеет зло и человеконенавистничество. И, конечно, ключевыми участниками такой коалиции должны стать мусульманские страны. Ведь «Исламское государство» не только несёт им прямую угрозу, но и своими кровавыми преступлениями оскверняет величайшую мировую религию – ислам. Идеологи боевиков издеваются над исламом, извращают его истинные гуманистические ценности. Хотел бы обратиться к мусульманским духовным лидерам: сейчас очень важны и ваш авторитет, и ваше наставническое слово».

В предложении Путина, которое основано на опыте многомерных контактов с исламским миром, на единстве здравого смысла и  выстраданных  ожиданий,  - новое качество  политической воли.    Реальная  мощь  предлагаемой коалиции могла бы в принципе и перспективе беспрецедентно  снизить угрозу терроризма.

С этим значимым аспектом органично сопряжен другой – участие Сирии. Сирийская тема раскрылась в речи  Путина  в убедительном балансе решительности и осмотрительности. Опытный политик представил расклад борьбы с ИГИЛ просто и перспективно: «Отказ от сотрудничества с президентом Сирии Башаром Асадом для борьбы с ИГИЛ является огромной ошибкой…Считаем любые попытки заигрывать с террористами пожароопасными».

Уместно в этой связи было упоминание иракских, ливийских событий, когда нелегитимное вмешательство США привело к резкому ухудшению ситуации и при этом  превратило  локальные очаги в источник эскалации международного терроризма. С этим путинским упоминанием относительно давних событий  подытожено актуальным  предостережением: «Террористическая угроза может охватить весь мир. Обкатку в лагерях террористов проходят боевики из разных стран мира, в том числе из Европы. Нельзя допустить, чтобы эти головорезы, которые уже почувствовали запах крови, вернулись к себе домой и там продолжили свое черное дело».

Мрачные эмоциональные образы запаха крови, черных дел – тоже часть  рационального, конкретного, позитивного подхода. Этими образами подготовлено красноречивое  возражение против  двойных стандартов: «Нельзя играть и манипулировать словами. В международном праве, в международных делах каждый термин должен быть понятен, прозрачен, должен иметь единообразное понимание и единообразно понимаемые критерии. Мы все разные, и к этому нужно относиться с уважением».  Назвав вещи своими именами, российский президент раскрыл не только безнравственность двойных стандартов, но прежде всего их бесплодность в конечном счете: «Положение дел более чем опасно. В такой ситуации лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов, в том числе за счет наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью, оружием, либо пытаться манипулировать экстремистскими группировками, пытаться поставить их себе на службу для достижения собственных политических целей».

Это – не  просто упрек  американскому президенту и его единомышленникам. В рамках идеи коалиции это  объективный  вывод:  нынешняя позиция американской власти только мешает борьбе с терроризмом,  США пока определяются в ней только как лишнее звено.

Второй важный вектор позиции, представленной Путиным, связан с судьбами ООН. Здесь ожидания тоже подготовлены прецедентами.  Таково его выступление на предыдущем юбилейном саммите, в 2005-м. «В создании ООН, - сказал Путин 10 лет назад, -  была ясно выражена воля цивилизованного человечества не допустить новых разрушительных войн и возрождения варварских идеологий, проповедующих насилие, агрессию и расовое превосходство».

И сила этого суждения оказалась прогностичной:  сегодня такое  «превосходство и насилие» ИГИЛ прямо и косвенно грозит многим,  предельно  чувствительно  - европейским  странам, всё больше страдающим от страдальцев-мигрантов. Не зря весьма различные эксперты предвидят нарастание  угроз Европе: ведь в  небывалом мутном  потоке переселенцев почти невозможно отличить   от «мирного беженца»  ваххабитского террориста-людоеда… Вполне закономерна в  этом контексте  поддержка существования  ООН: «Считаем попытки расшатать авторитет и легитимность ООН крайне опасными. Это может обрушить архитектуру международных отношений. Это будет мир, в котором вместо по-настоящему независимых государств будет множиться число протекторатов, управляемых извне территорий». 

В том, что свыше десяти лет позицию нашей страны представляет один последовательный политик, есть системность, внушающая доверие.  Тем более что прозвучали из уст российского президента и вполне конкретные инициативы, способные так же укрепить ООН, как в свое время происходило в те годы, когда авторитет организации был под особой угрозой (например, в начале 1960-х в связи с африканскими событиями).

Итак – итог. Во-первых, оказывается: именно позиция Путина способна актуализировать, оживить   ресурсы  укрепления ООН. Во-вторых, его новые предложения формируют в решении сирийской проблемы такую конфигурацию, которая  резко уменьшит деструкцию из-за океана…

Итог этот, конечно, частичный и промежуточный. Есть все основания  прогнозировать развитие высказанных предложений и новой – «коалиционной» - концепции.  Резонанс - уже 30-го сентября на заседании министров иностранных дел стран, входящих в Совет Безопасности ООН, -  в нем сейчас, напомним, председательствует наша страна. Наверняка прозвучат отклики и на двух ближайших   саммитах: G20 в Анталье и АТЭС на Филиппинах через полтора месяца. Но и ранее можно предполагать такие  взаимные международные  усилия, которые на базе своевременных предложений хотя бы отчасти оптимизируют ситуацию.

Александр ФАКТОРОВИЧ, профессор КубГУ



Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100