Реклама: ООО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СОЧИ», ИНН 2367009555, ID: 915606

Посол на отстрел

Посол на отстрел

Шломо Аргов, 1982; Андрей Карлов, 2016...кто следующий?

Краснодар. 5 фев. – Новая Кубань. Шквал читательских вопросов вызвала статья «Убийство в стиле постмодерн» в прошлом номере. Продолжаем разговор.

Российско-восточный опыт обеспечения безопасности дипломатов – картина пестрая до трагизма. Вот две почти одновременных и контрастных ситуации разной степени известности.

Одна: толпы серьезных секьюрити с бронебойным взором Штирлица, прытью Москаленко, мощью Валуева – повалят вмиг любого, упредят намерение. Эти стражи, и «хозяйские российские», и «гостевые» (на территории турецкого консульства), досматривают и выворачивают все, что надо, – многажды. А уж документы сканируют так, что вся подноготная владельца на ладони. И при малейшем подозрении – пожалуйте выйти вон! Причем никто из визитеров – участников встреч не обижается.

Это где, что? Наш край, Новороссийск, генконсульство Турции. В декабре прошлого года там госпожа генеральный консул Бесте Пехлеван Сун провела встречу со студентами и преподавателями Кубанского госуниверситета. Народу полно, программа богатая, атмосфера спокойная – беседы, церемонии, экскурсия, современная техника, кулинарные изыски…

Все без сучка, без задоринки.

Учиться надо у устроителей. Ясно: при подобной организации, слава Богу, Аллаху, теракт исключен. Хотя в принципе такие встречи – лакомые события для террористов, и расслабляться – ни в коем разе!.. Но работает система многосторонней, многослойной безопасности, в которой различные уровни защиты мудро дополняют друг друга.

Конечно, главная заслуга тут – хозяев, россиян. Потому и планируются новые подобные мероприятия.

А вот другая ситуация, тоже «российско-турецкая дипломатическая», 19 декабря в Анкаре. Недоброй памяти открытие фотовыставки «Россия глазами путешественника».
Вот один из «гостей» встречи: просроченный документ, бандитская повадка – зеленая ему улица! Он ведет себя подозрительно – и пускай… На видео заметно: двигается вовсе не как полицейский, документ которого предъявил. А как охотник, прицельно ищущий известную ему жертву, идущий с целью выследить «объект», а не беречь порядок. И эта охотничья траектория почему-то никого не настораживает! А ведь хорошо известно, как умно в общем случае натаскивают настоящих охранников на неадекватную подвижность.

Тут она закончилась кощунством и горем: лжеполицейский-террорист убил посла РФ в Турции Андрея Карлова. (Не повторяем известных эпизодов и комментариев, не будем рвать душу читателям аналогиями от А. Грибоедова до В. Воровского и П. Войкова. Но отметим: второй месяц пошел после трагедии, а загадочность некоторых обстоятельств только возрастает…) Неудивительно: все вместе в так называемой организации мероприятия оказалось системой антизащиты. Провокация, как сразу определил В. В. Путин.

Только вот чья? Невозможно отбросить и еще один вопрос: случайно ли реальные полицейские проглядели преступника? Или была негласная команда глядеть так, как вышло… Яркий во всех смыслах бандит разгуливал, словно человек-невидимка.

И в этой трагедии чья «заслуга» – уж не хозяев ли, то есть турок? Поучиться тут можно организации терактов.

Интеграл: российские власти заботятся о безопасности турецких дипломатов. А турецкие – наоборот?..

Зараза нестабильности или теракт на поток?

Кто-то усомнится в сравнении: мол, очень разные два этих события. Так ведь есть общие принципы обеспечения безопасности дипломатов, и они во втором случае могли бы действовать на той же основе, что в первом…

Не только наши послы и не в одной лишь Турции так уязвимы. Исламский террорист аналогично «преуспел» в 1982 году в Лондоне: там в похожей ситуации теракт был направлен против израильского дипломата Шломо Аргова. (Посол чудом выжил, но до смерти практически не выходил из комы.) И так же террорист похвалялся совершенным злодейством, и так же восхваляли его в некоторых столицах даже официальные лица (или все-таки не лица, а официальные морды, дьявольские, сатанинские).

От того, что проблема международная, не легче. Но можно хотя бы делиться опытом. Кстати, неплох в этом плане и давний отечественный. После убийства в июле 1918-го в Москве германского посла фон Мирбаха в СССР-РФ подвергались угрозам многие, но безопасность дипломатов блюли предельно строго, образцово, что делает честь стране.

Как и сами теракты против дипломатов, их мотивы особо значимы. Чего добился негодяй, застреливший беззащитного посла на глазах, можно сказать, всего мира? Дается множество ответов, закономерно разные, большинство – логичные, адекватные.

И среди них не должен потеряться один, тоже с кощунственным оттенком: статус убийцы, точнее, представляемых им кругов. Увы, этот смертоносный, дьявольский статус вырос, хотят того миллионы нормальных людей или нет. Вырос сей статус прежде всего в глазах потенциальных заказчиков терактов, стоящих за ними глобальных злодеев.

Именно такой грязный «рост авторитета террористов» привел в свое время к убийствам видных политиков в Египте, Индии, Бангладеш… И значит, неизбежны подобные угрозы в дальнейшем. А следовательно, система безопасности дипломатов должна развиваться с опережением – и операм, и иным специалистам известен глубинный смысл этой установки…

Учитывать нужно и личность потенциальных объектов.

Тот же покойный Андрей Геннадьевич Карлов, порази-тельно талантливый и эффективный, не столь давно заступивший на пост в Анкаре, вызывал особый нездоровый интерес и у нездоровых сил. Ведь нечего скрывать: от личности посла зависит немало. (В той же Украине посол В. Черномырдин помогал уменьшить риски, а его преемник потерял многие нити, и результат не порадовал…) Карлов, с его потрясающим северо- и южнокорейским опытом, мог оптимизировать российско-турецкие отношения и потому был особо лакомой мишенью для тех, кому эта перспектива мешала.

Ведь наша южная соседка прямо-таки заражена нестабильностью. Попытка переворота 16 июля, массовые репрессии, сложности с диаспорами, традиционные обострения с курдами, далеко не добрые отношения почти со всеми соседями – лишь малая толика в длинном перечне проблем. И можно не сомневаться: кто-то заинтересован, чтобы звенья единой разрушительной цепи не распадались, чтобы цепь хлестала по самым разным государственным, социальным организмам, сулила новые дивиденды экстремистам и криминалу вообще. За примерами далеко ходить не надо: давно ли были благополучны Сирия, Ирак, особенно Ливан, а теперь там вершится то, что в Турции, похоже, начинается и развивается.

Наша газета не один год писала: в Турции, как и в некоторых иных соседних странах, смертельно тесно переплетены разные линии разрушения и преступности. Внутренняя нестабильность, сбитый над Сирией российский самолет, гибель чрезвычайного и полномочного посла, теракты в разных регионах, суперкоррупция – все хлысты одного узла. И добрым силам в этих странах не удается ни развязать, ни разрубить эти узлы. Пока...

На улице имени Героя России Андрея Карлова и рядом в Анкаре очень интенсивное движение. Кого мчат сотни машин: новых шахидов-людоедов, очередных террористов-заговорщиков или тех, кто будет служить благоденствию своей страны? Конечно, тех и других, но вот в каких пропорциях?

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100