Подделка ценою в жизнь

Подделка ценою в жизнь

Старейшая галерея Нью-Йорка закрылась из-за обвинений в торговле фальшивыми произведениями искусства.

Цена вопроса составила от тридцати до шестидесяти миллионов долларов. В такую сумму обошлись покупателям фальшивые полотна известных художников-абстракционистов, без работ которых ни одно собрание современного искусства не может претендовать на статус международного или, по крайней мере, достойного внимания.

Немного ренессанса

Копии делали всегда. Иногда – чтобы научиться мастерству. Иногда – под заказ. Но все это хорошо, пока копия не пытается притворяться подлинником. А если попытается, то дело приобретает другой оборот, связанный с чем-то не очень законным. Хотя случаи бывают разные.

Когда гениальный Микеланджело был молод и совсем не знаменит, он додумался изваять из мрамора «Спящего Купидона» и выдать свою работу за античную. Для этого он закопал Купидона в землю, чтобы статуя приобрела соответствующий вид, а затем откопал и продал какому-то торговцу древностями.

Тот, в свою очередь, перепродал Купидона одному кардиналу, страстному коллекционеру древнеримского искусства. Кардинал подделки вначале не разглядел, но через несколько лет то ли сам догадался, то ли кто-то из знающих подсказал.

Статую вернули торговцу, деньги – кардиналу, но торговец в накладе не остался. Имя Микеланджело уже гремело по всей Италии, и Купидон ушел по тройной цене как произведение самого мастера.

Нью-Йорк, Нью-Йорк

Подделывали всех, всегда и помногу. Чтобы не оказаться «счастливым» обладателем отменно сделанной фальшивки, следует соблюдать несколько правил. Одно из которых гласит – нельзя покупать произведения искусства на черном рынке. Риск остаться одураченным слишком велик. Лучше довериться художественной галерее с солидной репутацией – по крайней мере есть кому предъявить претензии, если что-то пойдет не так.

Но, как показывает жизнь, и с галереями могут происходить всякие казусы.
Почти два века ореол респектабельности окутывал нью-йоркскую галерею «Кнодлер». Это «весьма почтенное учреждение» было основано еще в 1846 году как филиал одного из французских арт-салонов, быстро приобрело самостоятельность и долгие годы «поставляло великие произведения в крупные коллекции и крупные музеи» США.

Все шло, казалось бы, замечательно, если бы не одно престранное обстоятельство, приведшее к приостановке деятельности галереи в 2011 году и возобновлению судебного разбирательства в феврале этого года.

Внезапно выяснилось, что некая дама-арт-дилер по имени Глафира Розалес (гражданка США мексиканского происхождения) в течение ряда лет успешно сбывала подделки под Джексона Поллока, Марка Ротко и Виллема де Кунинга, используя авторитет галереи «Кнодлер».

Что там ни говори, но полотна художников-абстракционистов различить трудновато и сказать наверняка, где подлинный Поллок, картины которого Сальвадор Дали считал «расстройством желудка после плохого рыбного супа», а где имитация, сможет не всякий эксперт.

newkuban_poddelka1.jpg

Как продать за миллион

Но проведенная в Лихтенштейне независимая экспертиза показала, что картина Поллока «Без названия», написанная якобы в 1956 году, содержит красный пигмент, который тогда еще не использовался.

Даже маленькое подозрение порождает большое недоверие – еще одна серия экспертиз, и целый ряд дорогостоящих продаж оказался под вопросом. Околпаченные коллекционеры вереницей потянулись в различные суды, а суммы исков для галереи оказались разрушительными. Не говоря уже о репутации.

Остается нерешенным главный вопрос: знали ли владельцы галереи о мошеннических схемах или Глафира с подельниками действовала самостоятельно? Механизм ввода подделки в оборот продаж выглядел следующим образом: на одной из ретроспективных выставок того же Ротко среди оригиналов показывалось фальшивое полотно?

После включения в каталог выставки подделка разом приобретала статус подлинника. При этом галерея, получившая фальшивую картину для продажи, могла совершенно спокойно убеждать потенциального покупателя, что перед ним настоящий шедевр.

И помнить о собственном гешефте – например, купив у Розалес картину за 950 тысяч долларов, галерея «Кнодлер» умудрилась перепродать ее за 15 миллионов. А фальшивый Поллок вообще ушел за 17 миллионов.

Китайский сюрприз

Легализация «шедевров» включала в себя и «легенду о происхождении». Поставляя картины в галерею «Кнодлер», Глафира Розалес, которой грозит немалый тюремный срок, утверждала, что выступает от имени пожелавшего остаться неизвестным швейцарского клиента, оказавшегося наследником большого собрания картин, и некоего испанского коллекционера.

Следствие выяснило, что никакого наследника вовсе не существовало, а коллекционер в глаза не видел тех картин, которые сбывала Глафира. Но самое потрясающее в многолетней афере – это автор подделок. Его, в буквальном смысле этого слова, мошенники нашли на улице.

Пэй Шэнь Цянь в начале 1980-х перебрался в Америку и зарабатывал на жизнь продажей рисунков на улицах Манхэттена. Там его и приметил подельник Глафиры. Дело пошло весьма успешно – китайский кудесник кисти быстро освоил абстрактную манеру и легко создал 63 «шедевра» под Ротко, Поллока и де Кунинга. Получал по сравнению с тем, что продавалось, сущие гроши. По несколько тысяч долларов за полотно.

Все остальное завершали другие – ставили подписи, искусственно старили картины. Китайцу, который быстренько выехал из США в самом начале скандала, не было предъявлено никакого обвинения. Не он же подписывал картины, и не он же их продавал.

newkuban_poddelka.jpg

«Ф» как фальшивка

Внезапно исчезнувший Пэй Шэнь Цянь словно копировал жизнь другого легендарного фальсификатора – Элмира де Хори. Тот был родом из Венгрии, о своем происхождении много чего насочинял, но поговаривали, что учился он рисовать у Фернана Леже в Париже.

После Второй мировой войны де Хори стал зарабатывать на жизнь подделками под Пикассо, а вскоре освоил стилистику Гогена, Модильяни и других модных и продаваемых. Собственные его работы почти не продавались, тогда как подделки шли на ура.

Когда полиция начала охоту на создателя фальшивок, один из его покровителей помог поселиться художнику на уеди­ненной вилле на острове Ибица, где уже никто не мог помешать ему создавать картины под кого угодно.

Скандал разра­зился, когда незадачливый техасский миллионер обнаружил, что все лучшие работы в его коллекции выполнены де Хори. В дело вмешался Интерпол, а тут еще некстати подоспела и книга о жизни де Хори, написанная американским журналистом Клиффордом Ирвингом.

Почему де Хори так разоткровенничался с журналистом, остается загадкой. Тем более что Ирвинг сам был не без греха – написал фальшивую биографию миллиардера-затворника Говарда Хьюза.

Не прошел мимо истории с де Хори и знаменитый американский режиссер Орсон Уэллс, снявший о художнике фильм под названием «Ф» как фальшивка». Но и в книге, и в фильме де Хори утверждал, что никогда не подписывал сделанные им картины чужим именем и не продавал их, а копии не запрещены законом.

Скандальная слава – новое уголовное дело. Но когда власти Испании согласились на экстрадицию де Хори во Францию, художник свел счеты с жизнью, приняв смертельную дозу снотворного.

Пэй Шэнь Цянь такой участи пока избежал.



Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100