Реклама: ИП Терентьев Павел Альбертович. ИНН 482613868955. ID: 915606

Непокоренная королева гор

Непокоренная королева гор

Удалось ли американскому кинематографу укротить величайшую вершину мира

В сентябре этого года в мировой прокат вышел американский фильм ирландского режиссера Балтазара Кормакура «Эверест». Картина с говорящим названием взяла за сюжетную основу реальные события 19-летней давности, когда самую высокую гору мира одновременно пытались покорить сразу три экспедиции.

В 1996 году на Эвересте оказались три коммерческие экспедиции. В составе групп помимо профессиональных альпинистов были и обычные туристы, не имевшие опыта восхождения на горы подобного масштаба. В день, когда альпинисты должны были достичь вершины Эвереста, в результате трагических событий, причиной которых стала разбушевавшаяся непогода и неподготовленность большинства членов экспедиций, погибло восемь человек, в том числе руководители двух групп Роб Холл и Скотт Фишер. Хорошо известную, нашумевшую в свое время историю Голливуд экранизировал с присущими ему зрелищностью и драматизмом. Однако и первое, и второе удалось не вполне.

О том, какой отпечаток кинолента оставила в сознании среднестатистического зрителя, сказано было немало. В случае с «Эверестом» все было вполне предсказуемо: кто-то отметил наигранность трагических по задумке авторов эпизодов, кто-то укорил Кормакура в проамериканской интерпретации истории, когда русский альпинист Анатолий Букреев не стал главным героем картины. Но практически все сошлись в одном: красота величественных склонов Эвереста окупила многое.

Однако «НК» стало интересно: а как на картину отреагировало профессиональное сообщество альпинистов, людей, когда-то на личном опыте убедившихся, что только с виду неживая гора имеет собственный характер и несокрушимую волю? Благо, на Кубани немало смельчаков, которые посмели бросить вызов так по-настоящему и не покоренной человеком Джомолунгме.

Олег Ефимов:
«Эвересту» помешал 3D-формат»

newkuban_oleg_efimov.jpg

Краснодарский альпинист Олег Ефимов достиг вершины Эвереста в 2000 году. На тот момент он был самым молодым покорителем Джомолунгмы среди альпинистов из стран СНГ.

Ефимов рассказал, что ощущения, испытанные в тот день, ему не забыть никогда – сама жизнь будто поделилась на «до» и «после» восхождения на гору. Поэтому кинопремьеру фильма о своих единомышленниках он пропустить не мог. И, что самое главное, остался доволен просмотром.

– В отличие от предыдущих фильмов, самые известные из которых «Вертикальный предел» и «Скалолаз» с Сильвестром Сталлоне в главной роли, «Эверест» снят практически без альпинистских ляпов, поэтому наше сообщество его приняло (улыбается). Что касается сюжета, то, естественно, ничего нового я там не увидел – эта история хорошо известна в наших кругах. Было интересно, как это интерпретирует Голливуд. Понравились съемки, но в то же время многие отметили, что формат 3D не пошел на пользу конкретно этому фильму – он не только не добавил зрелищности, а наоборот, уменьшил реалистичность. Человек, который был в горах на такой высоте, сразу замечает несоблюдение пропорций и легко определяет, где сняты настоящие горы, а где муляж. В самом начале фильма, где экспедиция идет через навесной мост, видно, что операторы снимали вживую – перед зрителем потрясающий вид с вертолетов.

Коснулся Олег Ефимов и персоны Анатолия Букреева. В противовес большинству он не видит никакой политической подоплеки во второстепенности персонажа Букреева:

– Я думаю, режиссер хотел показать конкуренцию между руководителями двух групп Робом Холлом и Скоттом Фишером, которые погибли при восхождении. Ведь эти американцы были первооткрывателями в коммерциализации экспедиций на Эверест. Букреев же был ведущим гидом в одной из групп и показал себя героем. И кстати, правительство США после выразило официальную благодарность казахскому альпинисту и даже предлагало гражданство своей страны. Конечно, русский зритель ждал более многословной роли Анатолия Букреева в фильме, но я все равно не вижу в этом какого-то специального умысла.

С момента его собственной поездки на Гималаи прошло 15 лет, однако Ефимов признался, что, сидя в теплом и безопасном кинотеатре, он все равно на физическом уровне ощущал то, что переживали герои киноленты: отмороженные пальцы ног и рук, затрудненное дыхание и, наконец, элементарный полустрах-полутрепет перед суровой природой.

– Наша экспедиция, в которой было 13 человек, в полном составе взошла на вершину. В фильме кажется, что временной отрезок, который герои проводят в лагере, достаточно короткий; на самом же деле адаптационный период и подготовка к главному штурму занимают 2-3 месяца. Так было в двухтысячных, так есть и сейчас.

На вопрос, захотел бы он искусить судьбу дважды и вновь вернуться на Эверест, Олег Ефимов с улыбкой ответил, что и думать об этом не будет – не из-за суеверия, а из-за элементарной невозможности оплатить поездку: сегодня экспедиция на самую высокую гору планеты стоит бешеных денег – на одного человека выходит больше 4 миллионов рублей!

Сергей Дудко: «Фильм снят людьми, любящими горы»

newkuban_dudko_sergei.jpg

Сергей Дудко в своих кругах личность известная: любитель-альпинист и художник-профессионал, он удачно соединил в целое два главных увлечения жизни.

Муза у Сергея, в противовес греческим кокеткам, дама грузная и могучая – это горы. И королеву среди них, ее величество Джомолунгму, художнику удалось увидеть в реальности: в 2000 году он стал участником первой в истории Кубани экспедиции в Гималаи.

Фильм «Эверест» Сергей Дудко расценил как приятную для глаз обывателя картину, которая делает далекую и неприступную вершину чуть-чуть ближе.

– Самое главное, что фильм снят людьми, любящими горы, и для людей, также с симпатией относящихся к скалистым вершинам. Конечно, профессиональная деформация лишает альпиниста чистоты восприятия, потому что ты хочешь-не хочешь находишь какие-то огрехи, замечаешь ошибки в деталях. И пусть создатели фильма говорят, что сознательно вносили коррективы, тебя это цепляет – и все. Хотя многое показанное в фильме имеет место, в том числе и коммерческие экспедиции на Эверест. Стало даже хуже – деньги решают все, и при помощи больших финансов любой может попытаться покорить самую высокую точку мира. Хотя мне ужасно не нравится это слово – «покорить».
Оно не отражает всей сути взаимоотношений, в которые вступают человек и гора. В профессиональном лексиконе альпинистов есть такое понятие – гора может не впустить тебя. И это правда. Ты можешь быть прекрасно развит физически, иметь опыт в альпинизме, но если гора не захотела тебя «принять» – ты с этим ничего не сможешь сделать. Это особая магия, что ли.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100