Реклама: ООО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СОЧИ», ИНН 2367009555, ID: 915606

Хаб масштабом с регион. Кубань хочет стать главными воротами для экспорта и импорта России

Хаб масштабом с регион. Кубань хочет стать главными воротами для экспорта и импорта России
Фото PicLuck

Станет ли Краснодарский край транспортно-логистической Меккой страны?

Краснодарский край решено превратить в один из ключевых транспортно-логистических узлов страны. Эти планы содержатся в принятой недавно кубанскими депутатами Стратегии социально-экономического развития до 2030 года. «Новая Кубань» разузнала в деталях, какие масштабные проекты в регионе будут реализованы в ближайшее время, а какие строятся уже сейчас.

«Все флаги будут в гости к нам»

Проект масштабного экспортно-импортного хаба представит Кубань на Международном экономическом форуме в Сочи. Об этом губернатор края Вениамин Кондратьев рассказал журналистам федеральных СМИ.

Глава региона выразил уверенность в том, что на предстоящем в 2019 году РИФ в олимпийской столице стенд края вызовет повышенный интерес среди участников как самый масштабный и наполненный максимально проработанными проектами. Они будут представлены на одном мультимедийном экране в разрезе семи экономических зон края, как это предусматривает Стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года.

– Если в прошлом году мы говорили о Стратегии как о документе будущего, то сегодня рассматриваем утвержденный, понятный, современный и жизнеспособный документ развития региона более чем на 10 лет вперед. Мы переходим к практике и собираемся показать механизм реализации Стратегии-2030, в том числе через инвестпроекты. Один из самых крупных – проект Южного экспортно-импортного хаба, – сказал Вениамин Кондратьев.

Этот инфраструктурный проект объединит 9 портов, 4 аэропорта, сеть промышленно-логистических центров. Хаб обеспечит совершенно иные возможности для экспорта продукции кубанских производителей на мировой рынок.

Торгово-транспортно-логистический кластер «Южный экспортно-импортный хаб» – это один из кластеров экономики региона, который планируется развивать в рамках Стратегии-2030, принятой в декабре Законодательным собранием Краснодарского края.

Чтобы превратить Кубань в главный канал для российского экспорта и импорта, региональные власти и бизнес планируют расширить аэропорт Краснодар, построить или реконструировать нескольких крупных кубанских портов и возвести новые автотрассы, создать новые и модернизировать действующие железнодорожные магистрали.

Заместитель губернатора Краснодарского края Игорь Галась в недавнем интервью журналистам рассказал, что развитие южного экспортно-импортного хаба – один из флагманских проектов федерального уровня, который реализуют прямо сейчас. По его мнению, необходимо использовать выгодное географическое положение края, который является, по сути, воротами России в Европу и Азию. В первую очередь ставка делается на Новороссийский порт и инфраструктуру Тамани.

– Стратегия проходила долгое согласование с федеральными органами исполнительной власти. В этой работе мы были первопроходцами, на нашей стратегии обрабатывался алгоритм коммуникации при согласовании. В результате в ней учтены все федеральные стратегические приоритеты, в том числе отраженные в майском указе президента РФ, – отметил Игорь Галась.
Стратегия определяет ключевые приоритеты, которые будут проработаны, но в ней не прописаны сами проекты, которых немало. Транспортный каркас Кубани формируется именно через них.

Например, частью пространственного развития России станет автодорога вдоль Черноморского побережья от Джубги до Сочи через Лазаревскую. Стоимость проекта порядка триллиона рублей, его уже окрестили «самой дорогой дорогой в РФ».

Реализовать такой проект только за счет бюджета затруднительно, и власть готова к диалогу с инвесторами, которым будут предоставлены налоговые льготы и иные преференции. Ищет партнеров она и для других проектов.

Небо, самолет, амбиции

Аэропорт Краснодар намерен побороться за ключевую роль на Юге в пассажирских и транспортных авиаперевозках. Это значит, что он может выполнять роль транзитного транспортного хаба для крупнейшего транспортного узла страны – Московского авиационного узла (МАУ).

В транспортной стратегии РФ предусмотрена поддержка региональных проектов, и у аэропорта «Пашковский» есть все шансы. Реализация проекта должна порадовать не только бизнес, но и рядовых жителей и гостей края.

Развитие краснодарского аэропорта стало одним из главных проектов Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года. До 2020–2022 гг. на территории 2,6 тысячи га планируют построить новый аэровокзал, привокзальную площадь, грузовой и VIP-терминалы, парковки и другие объекты, провести реконструкцию имеющейся инженерной инфраструктуры.

Строить аэропорт будет компания «Базэл Аэро» (оператор аэропортов Краснодара, Сочи и Анапы) совместно с администрациями города и края. Соглашение об этом было подписано на прошлом Российском инвестиционном форуме в Сочи.
Инвесторы планируют потратить 11 млрд рублей и привлечь ведущие российские и международные аналитические компании, которые будут оценивать транспортные потоки, ограничения территории, возможные социально-экономические эффекты и вопросы экологии. Делается это для того, чтобы просчитать масштаб влияния проекта на развитие города, края и международные транспортные коридоры.

Развитие ждет и ближайшую инфраструктуру аэропорта. Как утверждают эксперты, работа с ней позволит перенести железнодорожный грузовой двор в пригородную часть Краснодара. А это значит, что горючие и опасные грузы больше не будут концентрироваться в центральной части города.

Добраться до аэропорта и выехать из него в центр города или в направлении Азово-Черноморского побережья поможет маршрут «Краснодар-1 – Аэропорт» в рамках «Городской электрички», краснодарского аналога «Ласточки».
Помимо роста пропускной мощности аэропорта проект должен дать новый импульс развитию восточной части Краснодара и Краснодарской агломерации. Потому что улучшит связанность территорий города и пригорода. В выигрыше в итоге должны быть все.

«Для людей и кораблей всех морских путей начало»

Останавливаться на небесном пространстве стратеги не планируют. В направлении развития морского сообщения есть ряд интересных проектов.

Сейчас порты края не справляются с растущей нагрузкой вывоза природных богатств сельскохозяйственных урожаев в обмен на ввоз товаров промышленного и народного потребления. Почти 60% всех внешнеторговых российских грузов проходит через морские порты страны, а значительная часть их проходит через морские узлы Краснодарского края. Транзитную мощность края планируют увеличить за счет развития портов Тамань, Геленджик и Новороссийск.

Порт Тамань планируют сделать вторым портом Южного региона по объемам перевалки грузов. Он должен усилить мощность Азово-Черноморского бассейна и решить геополитическую задачу: окончательно лишить Украину российского транзита.

В 2014 году таманский порт выпал из приоритетных проектов, Дмитрий Медведев говорил тогда: «Будут деньги – лет через десять можно к этому проекту вернуться, но в принципе сейчас в этом нет никакого экономического резона». Через четыре года деньги и резон нашлись. Одним из крупнейших инвесторов проекта стало АО «ОТЭКО». Сейчас строят в южной части порта терминал с мощностью 35 млн тонн транзита в год. В Тамань вернется ПАО «Тольяттиазот», ранее приостановившее деятельность из-за судебных тяжб.

В этом году губернатор Кубани Вениамин Кондратьев встретился с вице-премьером РФ Максимом Акимовым и обсудил создание сухогрузного района порта Тамань мощностью 94 млн тонн в год, который стал частью федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 гг.». Проведены земельные работы, закуплено оборудование, завершается строительство гидротехнических сооружений, идет монтаж металлоконструкций. В эксплуатацию введены зерновой терминал, комплекс по перевалке нефтепродуктов и сжиженных газов.

Стратегический приоритет Тамани поддержит железнодорожный Крымский мост. В декабре 2019 года планируют связать крупные города российского континента с Симферополем, Севастополем, Евпаторией и Феодосией. Люди смогут пересекать Керченский пролив со скоростью до 120 км/ч, а грузы – до 80 км/ч.

Еще один инвестор будет усиливать мощность по перевалке грузов через порт в другом городе края. Компания «Стройтрансгаз» стала подрядчиком береговой и морской инфраструктуры в порту Геленджик. Здание, новые причалы и подъемно-спусковые сооружения увеличат грузооборот порта в три раза. Это 300 тысяч тонн груза и 19,6 тысячи пассажиров в год.

Инвестиции «Стройтрансгаза» вольются в более масштабный проект «Геленджик Марина», который предполагает модернизацию порта, строительство отелей и яхтенной марины. В итоге порт должен принимать пассажирские суда длиной до 200 м и суда, не требующие кранов для погрузки.

Порты Кубани продолжат расти. С Таманью будут развиваться малые порты Азовского моря, порты на берегу Керченского залива, Новороссийский порт.

Кстати, еще в конце октября правительство России внесло изменения в госпрограмму «Развитие транспортной системы». Как следует из опубликованного постановления правительства, новая редакция программы предусматривает увеличение объема финансирования проекта комплексного развития Новороссийского транспортного узла с 6 млрд 567 млн руб. до 9 млрд 246,8 млн руб. за счет увеличения финансирования проекта в 2021 году с 4 млрд 381,6 млн руб. до 7 млрд 61,4 млн руб.

Напомним, Новороссийск – один из крупнейших транспортных узлов на Юге России. Он связан разветвленной сетью железных дорог и автомагистралей с важнейшими промышленными и административными центрами России, Закавказья и Средней Азии.

Близость Новороссийска к крупнейшим рынкам этих регионов определяет экономическую привлекательность порта для грузовладельцев. Порт Новороссийск – единственный российский универсальный глубоководный порт на Юге РФ, крупнейший порт России, осуществляющий круглогодичную навигацию.

Проект развития Новороссийского транспортного узла является частью Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)». Он ориентирован на создание на Юге России крупнейшего современного интермодального центра, соответствующего по уровню сервиса мировым стандартам, а его дальнейшая практическая реализация планируется с использованием средств Инвестиционного фонда РФ.

В обход пробок

Дополнительные средства правительство решило выделить и на строительство железнодорожных парков и развитие станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.

Важной частью транспортной стратегии Краснодара и края остается положение с внутренним трафиком транспорта в кубанской столице. Сейчас через Краснодар проходит основная масса транзитных грузов в Новороссийск, Туапсе и Тамань. Поэтому есть идея построить двухпутную железнодорожную линию от Кореновского до Тимашевского районов – Краснодарский обход.

Появятся новые станции. Грузовые составы, следующие сейчас в направлении Новороссийска через Краснодар, будут перенаправлены, минуя краевой центр. Это увеличит пропускную способность перевозки грузов к портам юга до 125 млн тонн в год.

Эксперты утверждают, что благодаря реализации проекта должна также улучшиться транспортная ситуация в самой столице края. Нагрузка на железнодорожные пути в черте города уменьшится, будут построены несколько дополнительных переездов, которые смогут серьезно разгрузить транспортную сеть города. Выиграет и экология города, не говоря про снижение риска чрезвычайных ситуаций, связанных с транспортировкой через миллионный город.

Оценка эксперта

Евгений Змиев, эксперт-экономист:

– Развитие транспортно-логистической системы Краснодарского края можно охарактеризовать кратко: чем больше, тем лучше. При всем многообразии транспортных каналов, проходящих через территорию Краснодарского края, потребности в них гораздо выше.

При правильной организации процессов и конкурентном доступе не будет отбоя от инвесторов, желающих вложиться в безрисковый, прибыльный и масштабный инфраструктурный бизнес. В этом случае государство сэкономит немало средств и обеспечит реализацию большего количества востребованных экономикой проектов.

При этом они должны быть ориентированы не только на бизнес, но и удовлетворение потребностей жителей края. Первой такой потребностью выступает необходимость скоростного передвижения из любого района в краевой центр и на Черноморское побережье и обратно.

Фактически транспортный размер Краснодарского края в разы сократится, повысится концентрация экономических сил на территории и их экономическая активность.

Власти, используя уникальное географическое положение Краснодарского края в эпоху санкций против Крыма, проводя политику опережающего развития транспортно-логистической системы, могут привлекать инвесторов в инфраструктуру и за их счет добиваться повсеместного роста экономики.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100