То, что театральное искусство на Кубани претерпевает глубочайший кризис – ни для кого не секрет. Только вышестоящее начальство неустанно рапортует, как у нас все замечательно, видимо серьезно и свято веря в прекрасное настоящее. Не знаю, насколько долго еще продлится эта иллюзия успеха и до каких пор мы будем заниматься самообманом…
Как раз «Театральный разъезд» и является тем зеркалом, где можно оценить картину падения целиком и полностью.
Ведущие вечера – молодые актеры театра драмы резвились, словно на детском утреннике, и при каждом их выходе хотелось выкатить ребятишкам трехколесный велосипед с ведерочком и лопаткой.
А студенты Краснодарского государственного института культуры и педагогического колледжа, как и прежде, разговаривали телом, особенно это удалось учащимся колледжа. Их лирико-акробатический номер был исполнен юношеской легкости, свежести и юмора.
Фото Анны Кравец
Краснодарский молодежный театр всегда шел на шутку впереди других, но ныне их игра в классики (тема нынешнего «смехотворчества») свелась к «балясам» в адрес ведущей актрисы Юлии Макаровой. Эти «остроты» из уст любимицы главного режиссера «молодежки» и товарки по цеху Полины Шипулиной напоминали подобие истерики. Складывалось впечатление, что здесь что-то очень личное, а когда «юмор» повторялся и буксовал, было вовсе грустно.
Частный «Один театр» вспомнил свой первый «опус» «Невесты» и не нашёл ничего лучшего, чем превратить его в травести-шоу. Армавирский театр драмы и комедии вышел с петлей на шее и подшучивал так горько, что хотелось разрыдаться и обнять их, горемычных.
Туапсинский ТЮЗ трудно назвать театром, а разыгранный ими неловкий фарс на тему «Преступления и наказания» и «Пиковой дамы» – капустником. Сегодня директором туапсинского коллектива является Светлана Позолотина, которая в очередной раз избавилась от неугодного ей режиссера. Почему местный отдел культуры смотрит на все сквозь пальцы? Мне кажется, что туапсинцам не стоило заморачиваться с номером, а просто выпустить на сцену мадам Позолотину с ее любимым анекдотом – про слепую девочку, когда незрячий ребенок все время обвинял родственников в жадности, якобы те не докладывают пельмени. И семья в отместку поставила перед ней целый тазик еды. На что девочка, нащупав огромное блюдо, изрекла: «Представляю, сколько вы сожрали» …
Под баян, с коньяком и матом
Краевой театр драмы, естественно, не обошёл свою любимую тему – критика Геннадьева. В прошлом году из меня варился суп. На сей раз – писали статью якобы в моем стиле. Кажется, она называется «Театральный трындец». Увы, Михаил Дубовский даже прочитать не смог текст без запинок и внятно. Дети папы Карло, я так называю молодых актеров нашего флагмана. Вот где трындец, а вернее, полный кирдык! Вообще, в нынешний раз «драма» шутила, словно в угаре: под баян, с коньяком и матом. Досталось и распрекрасному министерству культуры: «В министерстве-то культуры на вопросы «как дела?» отвечают – родила!» Ну, чего-то другого ожидать от сегодняшнего драмтеатра и не стоило! Если и на самом деле они живут словно в дурмане и тумане, когда сами признали, что спектакли ставятся без режиссёров и без авторских прав, – сие откровение прозвучало в их частушечно-градусном выступлении.Который год мы почему-то не видим любимый и дорогой музыкальный театр. Ведь они могли элементарно представить куски из своих эпохальных балетов… Вот и случился бы более чем забавный капустник!
Не принял участия в разъезде и Театр защитника Отечества. У них кипела работа и шла подготовка к спектаклю по пьесе А. Вампилова «Старший сын». Возможно, лучшее, что есть сейчас в репертуаре труппы, но, опять же, на фоне предыдущих работ… Главный режиссёр театра Александр Николаев назвал Александра Вампилова советским драматургом. Я бы отнес его к русским, так как традиции, заложенные в его творчестве, идут от драматургии позапрошлого и начала прошлого веков.
Фото Игоря Андреева
Ставить Вампилова на такую труппу – рисковый шаг. Подобная литература требует огромных внутренних затрат, здесь актер все время рискует скатиться в быт, а у драматурга за простой земной ситуацией всегда стоит обнаженная душа, внутренняя драма.
Лишь сценография Татьяны Барановой вызывает восхищение. Она смогла элегантно соединить улицу с домом: мы видим легкую крышу-конструкцию, детскую площадку с каруселью, парковую скамейку, великолепный абажур с уличными светильниками. Все сплетено в единый ясный, стройный образ. Но от Татьяны Барановой я другого не ожидал. Она мастер и умеет рутину превратить в вдохновение. К сожалению, этого не скажешь о костюмах Олеси Смахтиной. Когда соседка Сарафановых вдруг выскакивает с прической секретаря парткома, то ее дуэт с влюбленным мальчиком превращается в беседу этакой мамаши и сына.
Но работу Дениса Федосова в роли Васеньки и Никиты Алексеева (Бусыгин), все же хочется отметить. Актеры в сей неоправданно суетный, нередко поверхностный, не очень образный спектакль все же смогли привнести частичку тепла и лирики, чем и отличается вампиловская пьеса.
А что касается главного режиссера Александра Николаева, то в пору его главрежства в Туапсинском ТЮЗе мы помним и юморные капустники, и не самые худшие постановки. Переехав в Краснодар, вернее вернувшись домой, Александр Геннадьевич, как ни странно, растерял и чувство юмора, и задор, присущие ему в тот период.
Я прекрасно понимаю и краснодарский СТД, изо всех сил пытающийся объединить, пусть раз в год, наши разрозненные театры в одну семью. Дело благое, но, боюсь, сегодня неподъемное. Возможно, если на следующий год желающих будет еще меньше, то стоит сделать перерыв и ждать, пока народ сам созреет к юмору и смеху.
Читайте новости в нашем Телеграме.