Шутки с петлей на шее. Прошедший капустник обнажил глубочайший кризис театрального искусства в Краснодарском крае

Шутки с петлей на шее. Прошедший капустник обнажил глубочайший кризис театрального искусства в Краснодарском крае
Фото: Анна Кравец

Театральный разъезд, который прошел в середине июня, собирался Краснодарским отделением Союза театральных деятелей с трудом. Сезон еще не закончился, и у театров, как и полагается, работы хоть отбавляй, но и без тех, кто не принял участие, капустник продлился более двух часов. Мнение, что подобные мероприятия себя изжили, возможно, небезосновательно. Это 20 лет назад «Хохот Пегаса» собирал аншлаги, однако за эти годы выросло другое поколение, мы видим иные подмостки, и, к немалой печали, не самого лучшего образца и качества.

То, что театральное искусство на Кубани претерпевает глубочайший кризис – ни для кого не секрет. Только вышестоящее начальство неустанно рапортует, как у нас все замечательно, видимо серьезно и свято веря в прекрасное настоящее. Не знаю, насколько долго еще продлится эта иллюзия успеха и до каких пор мы будем заниматься самообманом…

Как раз «Театральный разъезд» и является тем зеркалом, где можно оценить картину падения целиком и полностью.

Ведущие вечера – молодые актеры театра драмы резвились, словно на детском утреннике, и при каждом их выходе хотелось выкатить ребятишкам трехколесный велосипед с ведерочком и лопаткой.

А студенты Краснодарского государственного института культуры и педагогического колледжа, как и прежде, разговаривали телом, особенно это удалось учащимся колледжа. Их лирико-акробатический номер был исполнен юношеской легкости, свежести и юмора.

080.jpeg
Фото Анны Кравец

Краснодарский молодежный театр всегда шел на шутку впереди других, но ныне их игра в классики (тема нынешнего «смехотворчества») свелась к «балясам» в адрес ведущей актрисы Юлии Макаровой. Эти «остроты» из уст любимицы главного режиссера «молодежки» и товарки по цеху Полины Шипулиной напоминали подобие истерики. Складывалось впечатление, что здесь что-то очень личное, а когда «юмор» повторялся и буксовал, было вовсе грустно.

Частный «Один театр» вспомнил свой первый «опус» «Невесты» и не нашёл ничего лучшего, чем превратить его в травести-шоу. Армавирский театр драмы и комедии вышел с петлей на шее и подшучивал так горько, что хотелось разрыдаться и обнять их, горемычных.

Туапсинский ТЮЗ трудно назвать театром, а разыгранный ими неловкий фарс на тему «Преступления и наказания» и «Пиковой дамы» – капустником. Сегодня директором туапсинского коллектива является Светлана Позолотина, которая в очередной раз избавилась от неугодного ей режиссера. Почему местный отдел культуры смотрит на все сквозь пальцы? Мне кажется, что туапсинцам не стоило заморачиваться с номером, а просто выпустить на сцену мадам Позолотину с ее любимым анекдотом – про слепую девочку, когда незрячий ребенок все время обвинял родственников в жадности, якобы те не докладывают пельмени. И семья в отместку поставила перед ней целый тазик еды. На что девочка, нащупав огромное блюдо, изрекла: «Представляю, сколько вы сожрали» …

Под баян, с коньяком и матом

Краевой театр драмы, естественно, не обошёл свою любимую тему – критика Геннадьева. В прошлом году из меня варился суп. На сей раз – писали статью якобы в моем стиле. Кажется, она называется «Театральный трындец». Увы, Михаил Дубовский даже прочитать не смог текст без запинок и внятно. Дети папы Карло, я так называю молодых актеров нашего флагмана. Вот где трындец, а вернее, полный кирдык! Вообще, в нынешний раз «драма» шутила, словно в угаре: под баян, с коньяком и матом. Досталось и распрекрасному министерству культуры: «В министерстве-то культуры на вопросы «как дела?» отвечают – родила!» Ну, чего-то другого ожидать от сегодняшнего драмтеатра и не стоило! Если и на самом деле они живут словно в дурмане и тумане, когда сами признали, что спектакли ставятся без режиссёров и без авторских прав, – сие откровение прозвучало в их частушечно-градусном выступлении.

Который год мы почему-то не видим любимый и дорогой музыкальный театр. Ведь они могли элементарно представить куски из своих эпохальных балетов… Вот и случился бы более чем забавный капустник!
Не принял участия в разъезде и Театр защитника Отечества. У них кипела работа и шла подготовка к спектаклю по пьесе А. Вампилова «Старший сын». Возможно, лучшее, что есть сейчас в репертуаре труппы, но, опять же, на фоне предыдущих работ… Главный режиссёр театра Александр Николаев назвал Александра Вампилова советским драматургом. Я бы отнес его к русским, так как традиции, заложенные в его творчестве, идут от драматургии позапрошлого и начала прошлого веков.

909.jpg
Фото Игоря Андреева

Ставить Вампилова на такую труппу – рисковый шаг. Подобная литература требует огромных внутренних затрат, здесь актер все время рискует скатиться в быт, а у драматурга за простой земной ситуацией всегда стоит обнаженная душа, внутренняя драма.

Лишь сценография Татьяны Барановой вызывает восхищение. Она смогла элегантно соединить улицу с домом: мы видим легкую крышу-конструкцию, детскую площадку с каруселью, парковую скамейку, великолепный абажур с уличными светильниками. Все сплетено в единый ясный, стройный образ. Но от Татьяны Барановой я другого не ожидал. Она мастер и умеет рутину превратить в вдохновение. К сожалению, этого не скажешь о костюмах Олеси Смахтиной. Когда соседка Сарафановых вдруг выскакивает с прической секретаря парткома, то ее дуэт с влюбленным мальчиком превращается в беседу этакой мамаши и сына.

Но работу Дениса Федосова в роли Васеньки и Никиты Алексеева (Бусыгин), все же хочется отметить. Актеры в сей неоправданно суетный, нередко поверхностный, не очень образный спектакль все же смогли привнести частичку тепла и лирики, чем и отличается вампиловская пьеса.

А что касается главного режиссера Александра Николаева, то в пору его главрежства в Туапсинском ТЮЗе мы помним и юморные капустники, и не самые худшие постановки. Переехав в Краснодар, вернее вернувшись домой, Александр Геннадьевич, как ни странно, растерял и чувство юмора, и задор, присущие ему в тот период.

Я прекрасно понимаю и краснодарский СТД, изо всех сил пытающийся объединить, пусть раз в год, наши разрозненные театры в одну семью. Дело благое, но, боюсь, сегодня неподъемное. Возможно, если на следующий год желающих будет еще меньше, то стоит сделать перерыв и ждать, пока народ сам созреет к юмору и смеху.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100