Реклама: ООО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СОЧИ», ИНН 2367009555, ID: 915606

Кривое зеркало и мухи туапсинского ТЮЗа

Кривое зеркало и мухи туапсинского ТЮЗа

Вот и завершился Год театра, который принес больше разочарований, чем радости и ярких впечатлений. Кубань не стала исключением и тоже внесла свою горькую лепту в этот злосчастный событийный ряд. Чего стоит только переименование в Краснодаре Театральной площади в Главную городскую! Однако сейчас совсем не хочется подбивать малорадостные итоги наших и так творчески скудных, но бесконечно самопрезентующихся и любующихся собой театров. В этой связи вспоминается одна остроумная цитата: «Благодаря имиджмейкеру курица запросто обретет взгляд орла, но клевать она все равно будет мух». Так и клюют южные академические и краевые флагманы своих мух, раздувая их до размеров слона. Но сейчас я хочу сказать о театре, которому в этот год все-таки повезло, правда, счастье длилось недолго. Попробуем разобраться, в чем причина и кто виноват в ситуации, с одной стороны, очень простой, а с другой – не очень.

По гамбургскому счету

В апреле прошлого года в Туапсинском театре юного зрителя, который постоянно находится в эпицентре склок и скандалов, сменилось руководство – художественным руководителем театра была назначена Елена Журавлева, режиссер, безусловно обладающий многими качествами, обязательными для этой профессии. Журавлева изобретательна, с массой идей, умеет из ничего сотворить спектакль, и, самое главное, она по-настоящему влюблена в театр и актеров. И в этом плане Елена Александровна стала удивительной находкой для Туапсе. Помнится, предыдущие главрежи и худруки меньше всего были замечены в сердечных чувствах как к театру, так и к его величеству Актеру. Вот и попал новый худрук в «театр без любви», в театр, где неадекватная оценка себя и уровень клубной самодеятельности стали делом обычным и повседневным. А Елена Журавлева не умеет работать в полноги, она все делает по гамбургскому счету.

Интерпретация пьесы А. Чехова «Юбилей» вылилась в остроумную юмореску для взрослых «Pro надувательство». Для детей были поставлены очень живой спектакль на двоих «Соседи» по пьесе М. Супонина «Лиса и Медведь» и забавная пьеса-концерт «Клепа + Леля» с неунывающей клоунессой и грустным клоуном.

К новогодней кампании Журавлева сотворила красивое полотно «Волшебное зеркало Тролля» по мотивам сказки «Снежная королева» Г. Х. Андерсена, а также придумала костюмы, написала текст и музыкальные игры-песни к интермедии «Новогодний СнегоБум». Свет рампы увидела и поэтическая композиция «Двое. О любви» по лирическим произведениям российских поэтов.

Визит Гинкаса на Кубань

Елена Александровна также пригласила ученика Камы Гинкаса Владимира Жукова, поставившего обворожительную «Сказку о Рыбаке, его Жене и Золотой рыбке» по произведениям А. С. Пушкина и братьев Гримм. В театре возобновились выездные показы, стало проводиться огромное количество читок, по сути, явившихся эскизами спектаклей. И все это делалось вопреки, так как ни цехов, ни художника, ни специалистов нормального уровня в ТЮЗе и в помине нет. Чтобы решить жилищную проблему приезжего режиссера, худрук была вынуждена даже жить в театре, приглашать специалистов под свое честное слово (спасибо краснодарскому художнику Татьяне Барановой, помогавшей порой безвозмездно). Более того, Журавлева привезла в Туапсе гениального режиссера современности Каму Гинкаса, впервые посетившего Краснодарский край. Перечисленное по праву можно считать личной заслугой нового худрука, и это все за 10 месяцев. В результате финансовый план был перевыполнен – рекордно за последние годы! Казалось бы, все должны быть довольны и счастливы.

099.JPG

Правда, возникает не менее важный вопрос – каким образом можно выпускать восемь (!) новых постановок за сезон, имея финансирование на них 250 000 рублей? Озвученная сумма включает все: оплату гонораров приглашенным специалистам и расходы на материально-техническую базу спектаклей. Можно много говорить и о кадровой проблеме, решать которую сегодняшнее руководство, безусловно, не в состоянии, так как любому достойному профи нужны нормальные условия работы: гарантированная зарплата (и не 13 000!) и творческий интерес (участие в лабораториях, фестивалях, гастролях). Однако, чтобы не углубляться, достаточно применить простую математику – разделить 250 на 8: ведь спектакли необходимо выпускать каждый месяц при, мягко говоря, минимальных затратах. Выполняя план, руководство театра встает перед выбором: нарушать закон (часто не один), например, проводить одноразовые читки пьес как полноценные репертуарные спектакли, или, забыв о художественных поисках, развитии и росте труппы, выпускать так называемые малобюджетные и малонаселенные постановки с несложными художественными задачами. Вот такая получается эстетика с арифметикой.

016.JPG

«Делать деньги»

В Туапсе сегодня с культурой вообще огромные проблемы, начальник отдела культуры Оксана Швалева не то что не оказывала помощи – она просто отстранилась и на все просьбы и мольбы худрука отвечала чаще молчанием. Но надо сказать, что худрук в театре не главное лицо, первая фигура здесь – директор. А директор театра – отдельная тема разговора.

Светлана Позолотина попала в ТЮЗ из гостиничной сферы и не была до этого знакома ни с театральным маркетингом, ни с рекламой, ни с распространением билетов, ни с налаживанием контактов с какими бы то ни было организациями. Сегодняшний директор не имела никакого опыта руководящей работы и никогда не только не служила в театре, но и не работала в культуре. Основной девиз Позолотиной – «Делать деньги». Светлана Николаевна обожает важно фланировать перед телевизионными камерами, позиционируя себя как величайшее достижение театра, и смело вносит правки без ведома худрука в ее же интервью, при этом путая элементарные понятия, не отличая, к примеру, заново восстановленный спектакль от банальных вводов и эскизов. Всем известный критик и лабораторных дел мастер Олег Лоевский у нее числится в режиссерах и именуется Владимиром, и это лишь малая толика, мягко говоря, курьезных «неточностей». Человек, который вовсе не ориентируется в театральном пространстве и постоянно забавляет профессионалов своей некомпетентностью, является директором театра! Позолотина сделала все, чтобы избавиться от слишком самостоятельного, порядочного и яркого худрука, естественно, не без санкции своей начальницы. Самое любопытное в этой истории, что заместитель главы города, курирующий культуру, не знал ничего об увольнении худрука. И на самом деле, зачем ставить в известность первых лиц о таком пустяке? Сама же Журавлева ушла тихо, не привлекая внимания к себе.

Но ТЮЗ, как ни странно, всегда влачил третьестепенное существование с труппой, где практически нет профессиональных актеров. Пригласила Елена Журавлева интересных артистов – Ильгуль Мурзагалину и Максима Бекметова, но после ее увольнения и они ушли, не видя перспективы для дальнейшего роста.

В депутаты!

Сегодня в театре происходят вещи невообразимые. К примеру, Снегурочка может себе позволить не выйти на утреннике к детям, объяснив это тем, что они ей не понравились. Пожилая актриса кричит молодому коллеге, видимо, на правах наставника, что сейчас «в морду даст». Другая артистка угрожает, что пригласит мужа и он «со всеми разберется», она же в ультимативной форме может отказаться от положенной репетиции, так как вчера натанцевалась на банкете. Тюзовский ветеран сцены требует себе два часа обеденного перерыва, мотивируя тем, что он заслуженный артист Кубани. Интересно, а что положено тогда Герою труда Кубани? Сиеста с отпуском в размере декретного? Тот же актер искренне рассказывает, что спектакли туапсинского ТЮЗа лучше, чем постановки захаровского Ленкома…

Что это? Кривое зеркало, дистопия, скверный театр абсурда? И почему подобное стало возможным? Увы, ответ на поверхности. Разве иного можно было ожидать от руководителя культуры города, даже приблизительно не знавшей, кто такой Кама Гинкас! Оксана Евгеньевна также была уверена, что Александр Николаев поставил два дополнительных спектакля не на деньги по программе «Единой России» «Культура малой Родины", а выиграл грант. И это при том, что за каждый рубль, полученный в рамках этой программы на развитие театра в целом, необходимо подробно отчитываться.

Для начальника культуры стало открытием, что постановщиков нужно приглашать, чтобы развивать коллектив, знакомить с разными школами, заявлять о себе на уровне страны.

Не удивлюсь, если для Оксаны Евгеньевны главными русскими балеринами являются не Анна Павлова и Ольга Спесивцева, а Анастасия Волочкова. Понятно все и с Позолотиной, у которой есть мечта, и она этого не скрывает, – пойти в депутаты. Театр – это так, ступенька к заветной цели, главное – стать народной избранницей и денно и нощно заботиться о благосостоянии простого трудового народа! Кстати, в театр уже давно не заходила ни одна серьезная проверка, так как если там сделать ревизию, то, думаю, даже у поверхностной комиссии могут волосы дыбом встать от положения дел, включая финансовые.

В конечном счете мы сегодня имеем театр, который вновь вернулся к унылому и нищенскому творческому существованию, театр, где примитивизм, непрофессионализм, несвобода и нелюбовь – картина ежедневая. Попыталась Елена Журавлева если не приподнять ТЮЗ до высот орла, то хотя бы дать толчок для нужного разбега и вдохнуть в него свежий, чистый воздух, но, видимо, мухи оказались роднее свободного и высокого парения.

P. S. Кстати, режиссер Владимир Жуков и художник Данила Травин, которые ставили в туапсинском ТЮЗе «Сказку о Рыбаке, его Жене и Золотой рыбке», сейчас выпускают в «Сатириконе» спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» с Наталией Вдовиной. До Елены Журавлевой было все что угодно, но постановщиков такого уровня в Туапсе не было. Кажется, комментарии здесь излишни.




Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100