Очаровательная клюква Фестиваля Юрия Башмета. Как в Сочи проходит форум искусств

В феврале в Сочи по традиции состоялся XIV Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета

Очаровательная клюква Фестиваля Юрия Башмета. Как в Сочи проходит форум искусств
Фото: Николая Игнатова

Комплиментарность к себе

«Сейчас я думаю, что вкус – это вопрос ежедневной работы. Он требует постоянного контроля. Если все запущено, надо его ремонтировать. Если не чистить вкус каждый день и не задумываться об этом – тогда смерть». Эта замечательная цитата Юрия Абрамовича прозвучала в его одном не менее замечательном интервью, и не согласиться с ней невозможно. Точно, мудро и исчерпывающе. Я привел ее неслучайно, так как мне она не дает покоя, впрочем, как и вопросы, которые у меня возникли после посещения знаменитого фестиваля.

Фестиваль я отсматриваю давно, и, естественно, впечатлений у меня от него масса. Помню и чудный приезд танцовщиков Гранд-Опера, и потрясающие кинематографические программы-ретроспективы, и появление истинных мировых звезд… Понятно, что держать подобный форум искусств в нашей стране дело весьма непростое и хлопотное и уйти от такого понятия, как «своя тусовка», конечно же, сложно. Сочинский форум искусств стал настолько комплиментарным к себе, что за этими реверансами стало уходить самое главное. Как говорят стрелки́, мушка сбилась.

Затянутая мешанина

На фестивале в качестве достижения показали два музыкальных спектакля – «Свидание в Москве» и «Корабль влюбленных», оба полотна с режиссурой, если так можно сказать, Павла Сафонова.

«Свидание в Москве» – это гимн столице, а точнее, история провинциальной девушки, приехавшей в златоглавую, и ее приключения, закончившиеся замужеством и рождением детей. Казалось бы, все очень банально, «Москва слезам не верит» – и только.

00000000.JPG

Что касается музыкального полотна, созданного композитором Александром Чайковским, то здесь соблюдены законы жанра и искусно «подложена» нужная ностальгическая интонация. Но драматургические прорехи, сценография, напоминавшая среднеазиатский архитектурный пейзаж то ли Бухары, то ли Самарканда, костюмы эпохи 60-летней давности никак не ложились на текст, который мучительно пропевали и произносили актеры. Одним словом, мешанина полная и при этом до бесконечности затянутая. И даже участие народной артистки России Светланы Рябовой ничего не поменяло.

000.JPG

А вот музыкальную притчу «Корабль влюбленных» отчасти спасает часовой формат. Но фантазия об Эвридике, которая пытается найти своего возлюбленного Орфея и отправляется в морское путешествие на корабле-призраке, где ее уже поджидают Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, донна Анна, эти символы вечной, но жертвенной любви, также вызывает странные чувства. Да, впечатляющая сферическая декорация, присутствие Андрея Мерзликина и Ольги Ломоносовой, музыкальный ряд от Моцарта до Кузьмы Бодрова, царствие мертвых и слащаво-декларативный пафос – всё смешалось в этой очаровательной клюкве.

Концерт на выезде

Еще один фестивальный день был посвящен балету и назывался он «Вечер памяти Галины Улановой». Естественно, распорядителем являлся Николай Цискаридзе, наш главный балетный исповедатель и вещун.

Вечер, построенный из хроникальных кадров и воспоминаний самой балерины, перемежался номерами в исполнении воспитанников, выпускников Академии русского балета имени А.Я. Вагановой и солистов столичных театров.

Получился этакий воспоминальный дивертисмент. И на самом деле мы увидели номера и куски из балетов, которые сейчас уже нигде не идут. К примеру, изрядно поправившийся Денис Родькин и Элеонора Севенард показали нам миниатюру Вахтанга Чабукиани «Голубь мира» на музыку Р. Шумана, из репертуара Галины Улановой. Мне просто повезло, и я лично знал Вахтанга Михайловича и видел его великолепные отчетно-выпускные концерты тбилисского хореографического училища, которые производили впечатление готовой гастрольной труппы. Мне посчастливилось видеть его изумительную хореографию, где «Голубь мира» стоит не в первом ряду. Кстати, я как-то спросил Вахтанга Михайловича, что он думает о великой балерине. Ответ был весьма любопытный. «Гале только бы мертвых танцевать». Это, конечно, не умаляет достоинств Галины Сергеевны и ее гения, но вот такие откровения мне пришлось в жизни слышать об «обыкновенной богине» и дважды Герое Социалистического Труда.

Но в любом случае для Сочи вечер балета стал откровением, однако если брать истинный уровень, то и вагановцы, и приглашенные звезды на сей раз без особого огонька и как-то неряшливо дарили башметовскому фестивалю свое искусство. Понятно, что коронавирусная ситуация всех нас поставила в особое положение и теперь многие неудачи и оплошности можно списывать на ковид. Но, к сожалению, фестиваль Башмета стал напоминать концерт на выезде, увы, до пандемии. Возможно, здесь как раз и требуется тот самый «контроль» и «ремонт», о котором прославленный маэстро и художественный руководитель фестиваля так вдохновенно говорил в своем интервью.

 
загрузка страницы...
Rambler's Top100