«Новая Кубань» пообщалась с известным краснодарским историком, ведущим научным сотрудником Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва Виталием Бондарем.
По словам ученого, фрагмент ограды Дворца наказного атамана имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. Он уточнил, что всего бывает 3 охранных категории историко-культурного значения: муниципальная, региональная и федеральная. Объектов культурного наследия федерального значения в Краснодаре единицы, основной массив составляют региональные, добавляет Виталий Бондарь.
«Это (фрагмент ограды Дворца наказного атамана — прим. ред.) как раз объект культурного наследия регионального значения, и охраняться он должен уже в силу закона. Он внесен в Единый госреестр. То есть с юридической точки зрения существует необходимость его сохранения, охраны, поддержание в нормальном состоянии, проведение на нем работ по сохранению, а к таковым относятся по закону консервация, реставрация, реконструкция», — объясняет Виталий Бондарь.
Историк отмечает, что большая часть ограды, которая проходила по практически всему периметру квартала, была утрачена ранее, поэтому на сегодняшний момент охраняется та часть, которая проходит по отрезку улицы Пушкина между улицами Коммунаров и Красноармейской, и небольшой отрезок по улице Красноармейской.«С точки зрения исторической памяти, на сегодняшний момент это единственное подлинное материальное свидетельство существования Дворца наказного атамана и начальника Кубанской области. Он был построен в конце 19 века в 1893-94 годах при наказном атамане Кубанского казачьего войска и начальнике Кубанской области Якове Дмитриевиче Маломе его братом-архитектором Николаем Дмитриевичем», — уточняет ученый.
Справка НК: В 1892 году Городская дума утвердила решение об уступке квартала на Крепостной площади под постройку атаманского дворца, который должен был перейти в бессрочное и безвозмездное пользование Кубанского казачьего войска. Здание должно было стать официальной резиденцией наказного атамана в Екатеринодаре.В феврале 1892 года наказным атаманом был избран Яков Дмитриевич Малама, который поддержал строительство дворца. Планировалось возвести трехэтажное здание, один из этажей в котором был подвальным. В длину фасад должен был составлять до 18 саженей — что около 38 метров. Дворец был монументальным и даже помпезным, фасад был декорирован с отсылками на испанский стиль эпохи Ренессанса «платереско». Кроме того, были созданы ажурный козырек, балконы, будка часового и непосредственно каменная ограда, часть которой сохраняется у лицея №48 и по сей день.
С приходом большевиков здание получило название «Красный дворец». Здесь размещались Кубанско-Черноморский Революционный комитет, Городской совет и Дворец пионеров. В 1942 году, когда немецко-фашистские захватчики приближались к Краснодару, Дворец наказного атамана — он же «Красный дворец» — было решено подорвать, чтобы он не достался оккупантам. По окончании Великой Отечественной войны здесь была построена школа №48.
«Это (Дворец наказного атамана — прим. ред.) был своеобразный комплекс. С востока в дворовом пространстве к дворцу подступал сад. Он был очень компактный, в пределах квартала, не выходил за границы улицы Коммунаров на востоке и тротуаров по улицам Пушкина и Постовой. Можно даже его назвать парк-ансамбль», — поясняет Виталий Бондарь.
Как рассказал «НК» историк, известный кубанский искусствовед и краевед Марина Никишова ранее уже публиковала статью о парке-ансамбле при Дворце наказного атамана. Так, по набору растений этот маленький парк мог конкурировать с ведущими ботаническими садами. Там были расположены редкие коллекционные растения.Если говорить о самом здании Дворца, то его западный фасад был обращен к Атаманскому скверу, который после открытия памятника Екатерине II стал Екатерининским. Как отмечает Виталий Бондарь, центральная ось Дворца совпадала с центральной осью здания Окружного суда, который находился в начале улицы Красной (на его месте сейчас стоит здание Законодательного собрания Краснодарского края — прим. ред.).
Именно по этой центральной оси обоих зданий позднее был установлен памятник Екатерине II скульптора Бориса Эдуардса, который создал монумент по проекту академика Михаила Осиповича Микишина. Однако тогда памятник был развернут лицом на север, а не так, как сейчас на запад, отмечает Виталий Бондарь.
«То есть был такой, скажем, сложившийся в несколько этапов ансамбль: Дворец наказного атамана, напротив через сквер здание Кубанского окружного суда и в центре сквера памятник Екатерине II. Вот это все как бы фиксировало южную оконечность улицы Красной. Разумеется, в этом ансамбле определенную декоративно-пластическую, можно даже сказать градостроительную роль, поскольку она оформляла контуры квартала, играла ограда Дворца наказного атамана, о сохранении которой мы сейчас и ведем речь», — поясняет Виталий Бондарь.
Ученый отмечает, что по закону проект реконструкции разрабатывается и лицензируется Министерством культуры, обязательно проходит государственную историко-культурную экспертизу, причем такая экспертиза делается тремя специально аттестованными экспертами. И уже после государственной историко-культурной экспертизы ее акт утверждается госорганом, уполномоченным в сфере сохранения наследия, и выдается решение на производство работ.«Я предполагаю, что есть участки ограды, которые не нуждаются в разборке по фрагментам, я имею в виду по кирпичам. Наверное, есть те, в которых связующее уже выветрилось или по каким-то другим причинам оно разрушено и имеет смысл сделать новую кладку. Конечно, это несколько нарушает подлинность, но если других способов сохранения ограды нет, то, наверное, это верное реставрационное решение. Но я не буду комментировать, потому что не знаком с проектом», — резюмирует Виталий Бондарь.
Ранее «Новая Кубань» писала, что известный историк Виталий Бондарь поделился мнением о важности восстановления дома Лавра Корнилова в Краснодаре.
Читайте новости в нашем Телеграме.