Реклама: ООО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СОЧИ», ИНН 2367009555, ID: 915606

Как получить страховку и не стать жертвой недобросовестных автоюристов

Как получить страховку и не стать жертвой недобросовестных автоюристов

Любой современный автомобилист сегодня, хочет он того или нет, должен разбираться в сфере автострахования. Однако при оформлении ДТП велики риски столкнуться с обыкновенным мошенничеством, причем многие россияне не знают о том, какие методы используют посредники для обмана автомобилистов. Так, неопытный водитель, особенно в условиях стресса, нередко соглашается на сотрудничество с недобросовестными автоюристами, которые очень вовремя появляются на горизонте, стоит только случиться ДТП. В итоге собственник автомобиля может не то что получить меньшую компенсацию, чем положено, но и уйти «в минус».

 О том, как не стать жертвой автомошенников, расскажем в материале «НК».

Одна схема — десятки пострадавших

Чтобы наглядно проиллюстрировать ситуацию, не надо уходить в далекое прошлое. В сентябре этого года в СМИ обратились десятки жителей Краснодара. Как выяснилось, их всех фактически обманули по одной схеме: после ДТП пострадавшим на мобильные телефоны звонили с неизвестного номера и предлагали помощь в оформлении компенсации по ОСАГО. Голос собеседника звучал уверенно и по-деловому, поэтому многие автомобилисты попадались на удочку.

Следующая «ступень» — поход к нотариусу, где составлялся договор, согласно которому представлять интересы в суде со страховыми компаниями теперь будет третье лицо, т. е. автоюрист, а также доверенность, согласно которой автоюрист приобретал право получения денег за пострадавшего. Владелец авто получал свои 30-40 тысяч рублей, однако самое интересное было впереди. Решения по всем делам по интересному совпадению выносил один и тот же суд в Крыму. За незначительные аварии назначались огромные выплаты от страховой, которые, естественно, уходили в карманы мошенников. А когда Верховный суд республики пересмотрел эти сомнительные вердикты и многократно сократил суммы компенсаций, разницу обязали выплачивать автомобилистов. Кроме того, последним пришли и уведомления из налоговой службы с просьбой оплатить НДФЛ от суммы штрафных санкций (т. к. они считаются доходом). Стоит отметить, что недобросовестные автоюристы, как правило, действуют группой, что создает у клиента впечатление слаженной и надежной команды.

В истории, описанной нами выше, автомобилисты сплотились и подали коллективный иск в правоохранительные органы. Однако смогут ли они вернуть свои деньги, большой вопрос.

И это еще не все схемы, используемые автомошенниками. У них есть целый арсенал приемов и уловок.

1. Самая распространенная — сфабрикованные документы с завышенной стоимостью автозапчастей.

2. Махинации с электронными полисами ОСАГО — мошенники покупают их в регионах с низким коэффициентом, а затем через фоторедакторы подделывают документ и продают клиенту.

3. Инсценировка ДТП и угонов, краж электроники и других запчастей автомобиля.

Все эти схемы — незаконные и могут повлечь за собой уголовную ответственность, в том числе и в отношении владельца автомобиля, согласившегося участвовать в подобной авантюре.

О масштабах проблемы говорят цифры

Автовладельцы, как писали выше, могут стать фигурантами уголовных дел, согласившись на участие в мошеннической схеме, даже если они и не подозревали о незаконности действий посредников. Но и если сотрудничество будет ограничиваться окололегальными методами, владелец ТС все равно рискует остаться в финансовом проигрыше.

Так, в случае сотрудничества с недобросовестными автоюристами собственник авто не получит той суммы, которая ему полагается при выплате непосредственно от страховой компании. Для сравнения: средняя выплата по ОСАГО от страховой составляет более 70 тысяч рублей, а автоюристы-мошенники своим жертвам предлагают на руки сумму в 30-40 тысяч – разница существенная даже без учета выплаты налогов.

Крупные страховые компании занимают сторону клиента и выполняют свои обязательства согласно действующему законодательству. К слову, автоюристы зачастую давят именно на это — мол, мы поможем вам выбить все до копейки, а страховая будет стараться уменьшить суммы выплат. Это неправда. Но даже если клиент и страховая компания не могут прийти к обоюдовыгодному решению, можно обратиться к финансовому омбудсмену, который не берет за свою работу никаких денег.

Так, на официальном сайте финансового уполномоченного было опубликовано количество обращений потребителей финансовых услуг за первый квартал 2020 года. Как показывают обнародованные данные, по-прежнему лидирующую позицию занимают страховые споры (99 процентов, или 48 519), среди которых на первом месте по числу обращений — споры по договорам ОСАГО (87,4 процента, или 42 866 обращений).

«Тематика наиболее распространенных споров по ОСАГО тоже не меняется. Они касаются несогласия с размером страхового возмещения, отказа в выплате страховки и нарушения срока страховой выплаты», — комментировал тогда главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.

Причем не все знают, что страхователь не сможет обратиться за помощью к финансовому уполномоченному, если продал автоюристу право требования возмещения ущерба — например, если выделенных средств не хватило на ремонт автомобиля. Поэтому оптимальным вариантом для получения компенсации за ДТП является прямое взаимодействие со своей страховой компанией.

Механизмы контроля

Страховщики принимают свои контрмеры, чтобы оградить клиентов от сотрудничества с недобросовестными автоюристами.

Так, страховые компании, Российский союз автостраховщиков (РСА), а также правоохранительные органы и представители региональных властей проводят разъяснительную работу с водителями. Им напоминают о простейших правилах: не подписывать на месте ДТП каких-либо недозаполненных или пустых бланков, не сообщать номеров страховых документов незнакомым людям, не признавать вину в ДТП до приезда сотрудников ГИБДД, внимательно изучать полисы страхования, не оформлять на месте аварии договор цессии, доверенность на деятельность от вашего имени. Эти пункты кажутся очевидными, но в момент ДТП водитель оказывается в стрессовой ситуации и зачастую действует нерационально.

По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергея Ефремова, Краснодарский край, как и в целом другие регионы Южного федерального округа, отличается довольно напряженной обстановкой в плане страхового мошенничества. По данным ВСС, только в первом квартале 2020 года в ЮФО было зарегистрировано 585 заявлений о страховом мошенничестве — это 23 процента от общего количества в стране. Ущерб российские страховщики оценили в 1,3 млрд рублей, из них 393,7 млн рублей пришлось на Южный федеральный округ.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100