— Виталий Константинович, вы уже продолжительное время занимаетесь липидологией. Это очень узкое направление в медицине и большинству читателей неизвестное. Расскажите о нем подробнее.
— Это пограничная область между кардиологией и эндокринологией, которая занимается вопросами обмена таких веществ биологического происхождения, как липиды: это и жиры, и холестерин, и жирные кислоты, и фосфолипиды. Центральная проблема липидологии — атеросклероз и приводящие к нему нарушения обмена липидов. Основная масса смертей в мире обусловлена атеросклерозом и связанными с ним заболеваниями. Атеросклероз — недуг системный и многоликий. Если проиллюстрировать эту мысль наименованиями диагнозов, то окажется, что это всем знакомые сочетания слов: инфаркт миокарда, ишемический инсульт, стенокардия. Диагноз зависит от того, какой сосудистый бассейн поражается, а также от того, острое это поражение или хроническое. Болезнь же, по сути дела, одна, и в основе ее лежит формирование атеросклеротических бляшек в артериальном сосудистом русле.
Другая крупная проблема липидологии — высокий уровень триглицеридов в крови (гипертриглицеридемия) и сопутствующий этому риск острого панкреатита и панкреонекроза. Порой триглицеридов (жиров) в крови столь много, что они всплывают в виде сливкообразного слоя на поверхности при отстаивании сыворотки крови («хилезная сыворотка»).
— Липидолог — это отдельная медицинская специальность?
— Нет, официально такой отдельной медицинской специальности нет, так же, как нет у нас в стране таких специальностей, как эпилептолог, флеболог или аритмолог. Однако есть врачи, которые углубленно занимаются данным кругом проблем. Липидолог — это, как правило, врач-кардиолог, который получил дополнительное образование и прошел стажировку по диагностике и лечению нарушений липидного обмена. Такой врач может на экспертном уровне решать вопросы ведения сложных пациентов с нарушениями обмена липидов. Дело в том, что умеренно выраженные нарушения липидных показателей в крови, часто в сочетании с другими факторами риска атеросклероза, можно найти у многих людей, и такими пациентами занимаются терапевты и кардиологи. Но когда лабораторные показатели липидного обмена зашкаливают — например, уровень «плохого» холестерина выше 6,5 ммоль/л или триглицеридов выше 10,0 ммоль/л, особенно если уже имеются сердечно-сосудистые заболевания либо были приступы острого панкреатита — в этих случаях обязательно нужно обратиться к узкопрофильному специалисту-липидологу. Скорее всего, речь идет о генетической патологии.
Коварство ситуации в том, что пока дело ограничивается изменениями лабораторных показателей, человек обычно не ощущает никаких симптомов. Например, при семейной гиперхолестеринемии (СГХС)* у носителей мутантного гена высокий уровень холестерина уже с детства, и его негативные эффекты начинают накапливаться с раннего возраста. В результате атеросклероз и связанные с ним заболевания возникают порой на третьем-четвертом десятилетии жизни. Процесс этот идет незаметно, исподволь, пока растущие в сосудах бляшки не достигнут критического размера, либо пока такая бляшка не разорвется, приведя к локальному тромбозу артерии и инфаркту соответствующего органа.
— Вы говорите о генетической предрасположенности и факторах образа жизни. Что подразумеваете под вторым пунктом?— Это образ жизни человека в целом и все его отдельные слагаемые, в том числе вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем. Образ жизни — это и особенности питания, и регулярные физические нагрузки (или их отсутствие), и привычки, связанные с реагированием на стресс. Могу сказать, что распространенный миф, будто у много пьющих людей «чистые» (без атеросклеротических бляшек) сосуды, подтверждения не нашел. Поэтому воспринимать алкоголь сам по себе как защитный фактор от атеросклероза не стоит, а «чистка сосудов» с помощью алкоголя — это скорее городской фольклор, чем медицинская истина. На уровень липидов в крови сильно влияет характер питания. И об этом стоит задумываться не столько тогда, когда уже накопились сердечно-сосудистые диагнозы (здесь на первый план выходит прием лекарств), сколько людям еще практически здоровым — для сохранения здоровья. Если в двух словах: ускоряют развитие атеросклероза те продукты, которые содержат много так называемых насыщенных жиров (твердых при комнатной температуре): жирные сорта мяса, жирные молочные продукты, фастфуд, продукты с пальмовым и кокосовым маслом.
— Липидологи, как вы говорили выше, это чаще всего терапевты или кардиологи. В Краснодарском крае есть узкие специалисты этого направления?
— Специализированная помощь таким пациентам оказывается в Краснодарской краевой больнице № 2 (в моем лице), а также в краевой клинической больнице № 1. Я планировал начать вести практическую работу в данном направлении еще в марте, но карантин сдвинул этот процесс. Увы, информация среди врачей и пациентов о нашей работе распространяется не так быстро, плюс сказывается сила инерции. Прежде чем все будет происходить, так сказать, автоматически: выявили пациента с серьезными нарушениями липидного обмена, направили к липидологу — должны пройти месяцы, а то и год.
И я, и мой коллега из ККБ № 1 не занимаемся одной лишь липидологией. Мы прежде всего работаем как врачи-кардиологи, которые в качестве дополнительной деятельности консультируют таких больных. Если пациентов с тяжелыми нарушениями липидного обмена станут направлять много, возможно, придется полностью переключиться на эту сферу деятельности. Работы хватит более чем: в пятимиллионном Краснодарском крае одних только больных с семейной гиперхолестеринемией порядка 20-25 тысяч человек, если предполагать, что распространенность этого заболевания такая же, как в Европе, т. е. 1 больной на 200 человек населения. Плюс пациенты с очень высокими уровнями триглицеридов, больные с другими нарушениями обмена липидов и атеросклерозом.
— Как человеку понять, что у него проблемы именно с липидным обменом? Это терапевт дает направление, или можно самостоятельно определить по симптомам?
— Сам факт наличия нарушений липидного обмена выявляется обычно легко — по изменениям лабораторных показателей крови. Большинство пациентов, имеющих даже выраженные нарушения в лабораторных анализах крови, до поры до времени ничего не беспокоит. Но лучше начинать действовать заранее, пока еще не поздно. Другой вариант — когда в семье, у близких родственников возникают ранние (у мужчин до 55 лет, у женщин — до 60) инфаркты миокарда, инсульты. Это настораживает в плане возможного генетического фактора. Третий вариант — когда атеросклеротическое сердечно-сосудистое заболевание уже налицо, имеет явные симптомы, и человек попадает в поле зрения кардиолога, но тот не углубляется в коррекцию липидных нарушений, и заболевание прогрессирует. И четвертый вариант — когда у человека есть многочисленные факторы риска атеросклероза (например, сочетание повышенного артериального давления, лишнего веса, курения, повышенного холестерина), но пока нет симптомных атеросклеротических заболеваний. Такая неблагоприятная комбинация факторов риска многократно увеличивает вероятность развития атеросклероза, и часто мы у таких бессимптомных пациентов при углубленном исследовании обнаруживаем атеросклеротические бляшки. Когда они, образно говоря, рванут — дело закончится либо инфарктом миокарда, либо инсультом, либо хирургической операцией.
Попасть на прием к липидологу в поликлинику Краснодарской краевой больницы № 2 можно по электронной записи. К помощи узкого специалиста-липидолога стоит обратиться, в частности, в случаях, когда уровень «плохого» холестерина выше 6,5 ммоль/л либо содержание триглицеридов - больше 10 ммоль/л. Стоит проконсультироваться и тем пациентам, у которых медикаментозное лечение не дает ожидаемого результата, а также и тем, кто уже страдает от атеросклеротических заболеваний (перенес инфаркт миокарда, ишемический инсульт). Обследование и подбор лечения могут занять от двух до пяти визитов в клинику.
— Липидолог всегда оценивает пациента комплексно, многофакторно: выявляет факторы риска, которые в будущем могут привести к сердечно-сосудистым катастрофам, оценивает состояние нескольких сосудистых бассейнов на предмет наличия атеросклеротических поражений. Конечно, это и коррекция тех особенностей образа жизни, которые вносят наибольший вклад в развитие нарушений у конкретного пациента, и назначение медикаментозного лечения, и определение показаний к хирургическому вмешательству. И все же сердечно-сосудистая хирургия не является средством радикального решения проблемы. Выше мы уже говорили о том, что атеросклероз — системное заболевание, а хирургия лишь устраняет локальное сужение сосуда в месте развития атеросклеротической бляшки. В то же время коррекция нарушений липидного обмена при помощи лекарств обеспечивает именно системные эффекты, сказывающиеся на всем сосудистом артериальном русле. Поэтому выполненное хирургическое вмешательство не избавляет от необходимости принимать лекарства.
В сфере медикаментозного лечения за последние годы произошли очень большие изменения. Если раньше кроме препаратов, которые называются статины, в нашем арсенале не было ничего, то сейчас не проходит и трех-пяти лет, чтобы не появился новый класс лекарств, влияющих с той или иной стороны на липидный обмен.
*Наследственная патология, характеризующаяся выраженным повышением количества липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) и холестерина в крови и высоким риском раннего развития ишемической болезни сердца.
Читайте новости в нашем Телеграме.