Полет в беспросветную мглу. Краснодарский театр драмы представил пьесу Житковского «Космос»

Полет в беспросветную мглу. Краснодарский театр драмы представил пьесу Житковского «Космос»
Фото: сайт Краснодарского академического театра драмы

Краснодарский академический театр драмы на днях попытался совершить космическое путешествие, только, как и ожидалось, полетели не к звездам, а туда, вниз, на донышко. То, что краевые подмостки сегодня уменьшились, словно шагреневая кожа, и превратились в осколок «Одного театра», об этом я предупреждал давно. Что хорошо для студийного момента, не всегда подходит для академической площадки. Видимо, сие совершенно не понимает руководство драмы, которое ныне только тем и занимается, что раздает интервью направо и налево, и одно смешнее другого. Оказывается, в нашей драме все хорошо: и репертуар чудный, и труппа сбалансированная, вот только проблема в туалетах, а совсем не в катастрофически беспомощном во всех отношениях главном режиссёре.

Я вспоминаю первую пресс-конференцию в качестве министра культуры Виктории Лапиной, где она рассказывала, что в храм искусств надо ходить нарядными и как на праздник. Может, Виктория Юрьевна так и ходит, но почему ее подчиненный Арсений Фогелев предпочитает стиль гопника и в таком виде нередко взбирается на сцену перед зрителями? И более того, такой стиль становится лицом краевого драматического. Откуда подобное высоко-презрительное отношение к старейшему театру? Конечно, бывает у гениев и сверхталантливых людей определенная небрежность и неудачи, но у кубанского главного режиссера мы не видим даже легкой одаренности. И очередной его постановочный опус говорит сам за себя.

Взяв пьесу Алексея Житковского «Космос» на камерную сцену, скажем так, не из самой лучшей драматургии нашей эпохи, Фогелев попытался, как он сам рассказал всем СМИ, поставить высокую трагедию. Но в результате мы получили мешанину из жанров: здесь и клоунада, и КВН, и Комеди Клаб с попыткой сатиры, а ведь заявлена была макротрагикомедия. Чтобы ставить настоящую трагедию, нужна не драматургия Житковского, а соответствующий материал, режиссер высокого класса и актриса такого же полета. И чтобы подобное увидеть, необязательно мчаться в столицу, можно съездить к соседям в Сухум, в Государственный русский театр драмы имени Ф. А. Искандера. Там вы встретите все, о чем в Краснодаре только провозглашают. «Космос» же Фогелева «вдохновлён» явно не пьесой и «прилетел» совсем из других мест.

000.jpg

Арсений Владимирович как режиссер никогда не отличался оригинальностью мышления, и последняя лаборатория – наглядный пример. Его эскиз даже серьезно не обсуждался – просто для разговора не было предмета. Учительница английского языка из Бугульмы мечтает о встрече с космонавтом-одноклассником. Ее жизнь проходит между опостылевшей школой и кладбищем, куда она ходит с надоевшим ей сыном навещать могилку своего нелюбимого мужа. В этой истории мы не видим ни завязки, ни главного действия, а вторая часть спектакля элементарно затянута, хотя «Космос» длится чуть больше полутора часов. Из разных жанровых углов «вылеплены» даже ученики главной героини: с одной стороны, за партами сидят мальчики-старички с бородами, с другой – между ними курсирует типичная школьница.

Фогелев не смог сделать и нормального распределения. Я смотрел спектакль с Олесей Богдановой в роли Татьяны Викторовны Гизатуллиной. Бесспорно, Богданова интересная актриса, но этакая лирическая героиня, и ее фактура никак не ложится на женщину, где нужен надлом, гротеск. В данной роли идеально бы смотрелась Мария Грачёва с ее пониманием материала и умением играть опустошенность, надрыв. Хотя по большому счету здесь и сама Сара Бернар ничего бы не сделала. Кстати, у Марии Грачевой в нынешнем году серьезный юбилей, и она – одна из лучших и профессиональных наших актрис.

Я наблюдаю за Марией около четверти века. И помню ее очаровательную пушкинскую Машеньку в «Капитанской дочке» Рудольфа Кушнарева, Жанну Д'Арк в знаменитом спектакле Ж. Ануя «Жаворонок, или Исповедь Жанны Д'Арк» режиссера Геннадия Николаева с эффектной сценографией Николая Симонова, трогательную чеховскую Соню из «Дяди Вани» Леонида Белова, Мартирио в спектакле «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки в постановке Зураба Нанобашвили…

Но это в прошлом, а в настоящем всего лишь микророль вульгарной Гули. Странно, что никто не планирует бенефисного спектакля на артистку. Видимо, некогда, театр занимается чем угодно: то разбивают клумбы у служебного входа, и огородной акции придается вселенский масштаб с пиаром, то, открывая лабораторию, режут арбузы, и это напоминает больше раздачу еды для малоимущих, то планируют сдавать в аренду костюмы. В общем, забот много.

j6cAaKNPFR4.jpg

А история Житковского-Фогелева о женщине без любви и надежды, конечно, кручинная, но то, как она подана режиссером, – еще большая печаль и, к тому же, как говорят немцы, плюсквамперфект.

Что хотел сказать постановщик и для чего все ставилось, непонятно. Но то, что спектакль явно не украсит репертуар театра, ясно как божий день. Одним словом, еще один полет в беспросветную мглу!

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100