Товарооборот, инвестиции, обновление дорожного сервиса: как потребсфера Кубани завершает 2020 год

Отрасль выдержала удар, вызванный пандемией коронавируса.

Товарооборот, инвестиции, обновление дорожного сервиса: как потребсфера Кубани завершает 2020 год
Сегодня в Краснодарском крае работают более 56 тысяч объектов торговли. Фото: пресс-служба администрации Кубани
Потребительская сфера Кубани — не только один из ведущих секторов экономики, но и «витрина» нашего региона, первое, с чем миллионы туристов сталкиваются, приезжая на Кубань. О том, как отрасль пережила пандемию, с какими показателями заканчивает год, какие новые проекты будут реализованы и как преобразится дорожный сервис, «Новой Кубани» рассказали начальник отдела экономического мониторинга, инвестиций и государственных программ департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Елена Васильевна Кочегарова и начальник отдела координации услуг населению департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Фатима Рамазановна Шаззо.

Удары пандемии и господдержка


— Елена Васильевна, в этом году все экономические показатели принято оценивать с отсылкой на пандемию коронавируса. Как месяцы карантина пережили объекты торговли на Кубани?

— В условиях пандемии со сложностями пришлось столкнуться всем. Сегодня в Краснодарском крае работают более 56 тысяч объектов торговли — от стационарных до крупных комплексов, магазинов шаговой доступности и торговых центров. Помимо этого, на Кубани функционируют свыше 1 тыс. объектов рыночной торговли — это фермерские дворики и витрины, придорожные ярмарки и ярмарки выходного дня. Эти площадки дают порядка 51 тыс. мест, через которые ежегодно реализуется около миллиона тонн продукции.

По итогам работы на 1 ноября 2020 года Краснодарский край остается лидером в ЮФО по обороту розничной торговли. Его доля составляет 41,6%. Товарооборот в крае за 10 месяцев этого года практически достиг показателей прошлого года — 1160,3 млрд рублей, несмотря на пандемию и вызванные ею ограничения, сказавшиеся на бизнесе.

С мая предприятия показывают постепенный рост, которому поспособствовала стабилизация индекса потребительской активности: возобновили работу большинство предприятий плюс летом к нам приехали туристы.

Можно с уверенностью отметить, что сегодня динамика показателей объектов торговли характеризуется возвратом к докризисному уровню.

— В карантин население вынуждено отказалось от посещения кафе и ресторанов. Как сейчас обстоят дела у заведений общепита?

— Эта отрасль восстанавливается медленно. Однако процент закрывшихся объектов незначительный.

Вместе с тем многим предприятиям общественного питания пришлось перейти на новый формат работы с клиентами: готовить еду навынос, организовывать готовые обеды с доставкой, реализовывать свою продукцию  через торговые точки. Конечно, потребительский спрос упал, это в первую очередь было связано со снижением уровня доходов населения, во-вторых, из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции снизился поток посетителей, но даже в таких непростых условиях предприятия продолжали работать.

03.jpg

— Магазины непродовольственных товаров в какой-то момент были вынуждены приостановить работу. Какую поддержку им оказало государство в этот период?

— Бизнесу, пострадавшему в период пандемии, были оказаны различные меры поддержки на федеральном и региональном уровнях. На федеральном — мораторий на проверки, кредитные каникулы для бизнеса, беспроцентные кредиты на зарплату, налоговые каникулы, отсрочки арендных платежей, автоматическое продление лицензий, безвозмездные субсидии.

На региональном уровне перечень наиболее пострадавших отраслей был расширен с целью получения налоговых отсрочек на срок до шести месяцев.

Кроме того, в 2020 году организации, сдающие в аренду недвижимое имущество, могут уменьшить сумму налога на имущество организаций на сумму снижения арендной платы арендаторам, но не более чем на 50% от исчисленного налога по таким объектам.

Фондом микрофинансирования были разработаны новые виды займа для субъектов МСП наиболее пострадавших отраслей с процентной ставкой от 0,1% годовых.

В настоящее время департамент разработал порядок предоставления субсидий ИП и юридическим лицам, фактически осуществляющим деятельность по организации отдыха и развлечений детей — детским игровым комнатам, детским развлекательным центрам, детским развлекательным и досуговым заведениям, расположенным в ТРК, ТРЦ, МТРК и МТРЦ.

— Объекты торговли играют одну из ведущих ролей в наполнении регионального бюджета. Какие отчисления были сделаны этим сектором экономики по итогам 2020 года? Изменились ли показатели по сравнению с прошлым годом?

— За 10 месяцев 2020 года от предприятий потребительской сферы Краснодарского края в консолидированный бюджет региона поступило более 38,5 млрд рублей.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, которую вызвала и повлекла за собой пандемия, в том числе списание ряда налоговых платежей для наиболее пострадавших отраслей, отмечена положительная динамика поступлений. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года доходы в бюджет увеличились почти на 2 млрд рублей, или 5,2%.

По окончании 2020 года прогнозируем рост налоговых поступлений на 4,6% относительно прошлого года — до 43,7 млрд рублей.

— Региональный департамент потребительской сферы каждый год подписывает крупные инвестиционные соглашения о реализации проектов в области торговли. С учетом того, что в этом году отменили большинство форумов, в том числе Российский инвестиционный форум в Сочи, удалось выйти на новые крупные проекты?

— Объем инвестиций за 9 месяцев 2020 года в потребительскую сферу Кубани составил почти 11 млрд рублей, что на 22% больше, чем за аналогичный период 2019 года.

В крае реализуется 60 инвестиционных проектов в сфере оптовой и розничной торговли. По нашим прогнозам, на конец 2020 года запланированный объем инвестиций в торговлю будет достигнут и составит порядка 15,5 млрд рублей.

Так, ожидается подписание инвестиционных соглашений по таким проектам, как реконструкция рынков «Сенной» и на улице им. Вишняковой в Краснодаре, строительство второй очереди оптово-распределительного центра в Новороссийске (строительство контейнерной площадки), строительство гипермаркета спортивных товаров в городе Сочи, размещение многофункционального комплекса дорожного и придорожного сервиса в Темрюкском районе. Суммарный объем инвестиций данных проектов составит более 3 млрд рублей, их реализация обеспечит повышение товарооборота, поступление дополнительных отчислений в бюджет края, увеличит число новых рабочих мест.

— В ноябре в крае подвели итоги VI регионального конкурса в области качества. Знак «Сделано на Кубани» получили еще 244 товара. Как этот конкурс влияет на развитие отрасли? Способствует ли получение этого статуса продвижению продукции кубанских производителей за пределы края?

— Да, победителями были признаны 244 товара от 82 предприятий из 30 районов Краснодарского края во всех трех номинациях: продовольственные товары, непродовольственные товары и товары производственно-технического назначения.

Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, в нынешнем году интерес к конкурсу только увеличивается. По сравнению со стартом конкурса в 2018 году число участников и победителей выросло в 2 раза.

На сегодняшний день общее количество обладателей знака «Сделано на Кубани» – 797 товаров от 216 организаций.

Заявленный на конкурс товар прошел всестороннюю оценку, при которой особое внимание уделялось главным требованиям — качеству и безопасности, а также актуальности и эксклюзивности.

Традиционно среди победителей как малые, так и крупные предприятия. Многие из производителей принимают участие в конкурсе уже не первый раз, что говорит об эффективности созданной системы преференций и льгот для обладателей знака.

В настоящее время в краевые фонды поддержки малого и среднего предпринимательства обратились 87 победителей, которым оказано 383 различные меры поддержки: начиная от сниженных процентных ставок по кредитам, заканчивая визуальным обозначением продукции на полках объектов розничной торговли.

В целом указанные меры поддержки, а также участие продукции со знаком качества в различных выставках, проведение рекламной кампании по продвижению знака «Сделано на Кубани» оказало положительный эффект на производственную деятельность предприятий и поспособствовало увеличению объема продаж в среднем на 15%. Следовательно, увеличились и налоговые поступления в краевой бюджет.

Важное условие для предприятий — держателей знака — сохранять и поддерживать качество производимой продукции на должном уровне.

Департамент осуществляет контроль за использованием знака «Сделано на Кубани». Мы вправе проводить дополнительные исследования качества и безопасности товаров в течение 2 лет с момента подписания соглашения, а также использовать информацию правоохранительных и контрольно-надзорных органов.

За время проведения конкурса с помощью лабораторных исследований проверено более 410 различных товаров. Только 3 предприятия при производстве 4 товаров допустили несоответствие предъявляемым требованиям. Продукцию лишили знака.

В 2021 году, если позволит эпидемиологическая обстановка, планируем продолжить работу по продвижению товаров со знаком качества «Сделано на Кубани». В частности, собираемся вернуться к участию в выставках и ярмарках различных уровней для обладателей знака качества. Также будет продолжена рекламная кампания с расширением информационных каналов, что позволит повысить конкурентоспособность кубанских товаров на российском и международном рынках и сделать регион более привлекательным для инвесторов.

Дорожный сервис как витрина региона


— Фатима Рамазановна, Кубань ежегодно посещают миллионы туристов, и о сервисе на курортах они судят в том числе по уровню обслуживания в объектах торговли. Какая работа проводится в этом направлении?

— Безусловно, Краснодарский край не имеет проблем по количеству мест торговли, обеспеченности торговыми площадками. Сегодня основная задача отрасли — улучшать внешний вид торговых объектов и качество предоставляемых услуг.

Ведь Кубань — круглогодичный курорт, к нам многие туристы едут на автомобильном транспорте. Кроме того, по территории края проходят транзитные маршруты, ведущие в Крым, республики Северного Кавказа, Абхазию, в регионе находится крупнейший по грузообороту морской порт России (Новороссийск).

Для региона развитие придорожного сервиса и повышение его качества – одно из важнейших условий развития экономики в целом. Ведь первое впечатление от Краснодарского края у автотуристов зависит от объектов дорожного сервиса. Сегодня придорожный сервис края – это более 4200 объектов (кафе, рестораны, отели, автозаправочные станции).

Отличительной особенностью придорожного сервиса края являются сезонные придорожные ярмарки, которые по праву считаются местом притяжения автотуристов из разных регионов России, а также дают дополнительный канал сбыта плодоовощной продукции кубанских фермеров.

В 2015–2019 годах количество придорожных ярмарок увеличилось на 35% — с 245 в 2015 году до 331-й в 2019-м. Из-за пандемии количество объектов практически не сократилось.

В настоящее время одно из перспективных направлений в развитии придорожных ярмарок — их присоединение к автозаправочным станциям и комплексам. В 2020 году ярмарок таких форматов было 6 (в 2018-м — 3).

Еще одним элементом повышения привлекательности придорожных ярмарок является применение новой концепции, предполагающей обновление всех элементов ярмарки: от конструкции торговых мест и беседки отдыха до ценников и бейджей продавцов. В новом оформлении ярмарок используются природные цвета — зеленый и коричневый. В ближайшие два года работа в сфере придорожной торговли будет направлена на ребрендинг ярмарок.

09980.jpg

— Что нужно делать в этой сфере, по вашему мнению, чтобы приблизиться к мировым стандартам в сфере обслуживания?

— Как отмечено ранее, Краснодарский край ежегодно посещают миллионы туристов. В текущем году, с учетом закрытия границ, в регион приехали также граждане, традиционно предпочитающие заграничный отдых. И это стало прекрасной возможностью для края привлечь новых туристов.

Еще более важная задача — сделать этих туристов возвратными. И не последнюю роль в этом играет тот уровень сервиса, который предлагают как наши курорты, так и придорожная инфраструктура, с учетом того, что многие приезжают к нам именно на автомобильном транспорте.

В целях создания комфортных условий для автотуристов и повышения качества их обслуживания в крае ведется работа по развитию сети многофункциональных комплексов сервиса.

Такая модель развития дорожного сервиса реализуется в большинстве западных стран, а также предусмотрена Концепцией развития дорожного сервиса в России.

Многофункциональные комплексы сервиса — это место, где автотуристы могут получить широкий набор услуг: от заправки автомобиля и посещения ресторана, до остановки в гостинице и приобретения товаров местного производства на ярмарках и в фирменных магазинах (например, местного вина) в составе таких комплексов.

В крае разработана схема размещения многофункциональных комплексов сервиса, которая включила в себя как существующие комплексы, так и места перспективного размещения таких объектов. В настоящее время осуществляется строительство нового комплекса в городе Горячий Ключ, также в 2021 году начнется строительство комплекса в Темрюкском районе на подъезде к Крымскому мосту.

Помимо этого, в регионе выработана концепция развития курортных территорий, в основе которой лежат следующие принципы:
освобождать проходы к морю;
при размещении нестационарных торговых объектов располагать объекты таким образом ,чтобы обеспечить максимально открытый вид на море с набережных;
оформлять объекты торговли в едином внешнем виде, утвержденном для каждой курортной территории; 
размещение летних террас и веранд должно быть максимально упрощено и созданы понятные условия для их размещения. 
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100