Отчетный концерт Краснодарского хореографического училища проходит обычно на сцене краевого музыкального театра или в самом конце весны, или в начале лета. К нему готовятся, его ждут, естественно, его обсуждают, анализируют, разбирают по косточкам.
Так случилось, что я многолетний наблюдатель этих годовых выпусков-итогов.
Буквально за день до похода в театр мне попался фильм «Фуэте», замечательное режиссерское высказывание о балете Владимира Васильева и Бориса Ермолаева с прекрасной Екатериной Максимовой. На мой взгляд, несмотря на все недочеты и спорные места киноленты, лучше о буднях такого вдохновенного, но каторжного искусства пока никто не снял.
Картина начинается с фантасмагорического сна, видения, когда робкая, с дивными пропорциями маленькая девочка появляется перед причудливой приемной комиссией. Заканчивается «Фуэте» не менее изысканно: мы видим группу стремительно шагающих вперед будущих балерин. Какая всех ждет судьба, какая участь, никому не известно, – вот этим вопросом я постоянно задавался, когда созерцал принцев и принцесс нашего училища. Ведь их путь во многом зависит от педагога, в руках которого они находятся.
И здесь надо сказать, что основной удар на себя всегда берет специальность «искусство танца», то есть народное отделение. Бесконечные «Трясухи», «Польки», «Валенки», «Казачьи праздничные», «Русские плясовые» и прочие народные, историко-бытовые танцы и зажигательны, и образно-выразительны, и полны задора и темперамента.
Как не обратить внимание на артистичного, экспрессивного, пусть и невысокого роста, Александра Гануса. Каждый его выход – целое действо, спектакль. Безусловно, будущие артисты «казачьих вольниц», хоров, ансамблей спасали концерт… Однако порой смущают стопы ребят. Видимо, «фольклор» решил, что сия позиция в танце необязательна, а ведь зря, обратите взор на «моиссеевцев» – чьи ноги просто загляденье. Стопа должна быть правильно сгруппирована, а не вихлять из стороны в сторону, что у наших воспитанников чаще и происходит. Но не я должен об этом печалиться, а их наставники.
Работа стоп, рук, корпуса – особенная проблема и у «классиков», специальности «искусство балета». Совсем не хочется называть фамилии учащихся, они меньше всего виноваты, спрашивать надо с педагогов.
Вот девочка вышла в миниатюре К. Сен-Санса «Умирающий Лебедь» в хореографии М. Фокина. Ни дать ни взять испанский стыд. Зачем так подставлять ребенка, элементарно не готового к эстетике подобного рода?! Как такое не видят преподаватели, непонятно. Другая студентка сама по себе изящная, тонкая, но совершенно не обученная, оттого и ее вариация из балета А. Меликова «Легенда о любви» (хореография Ю. Григоровича) смотрелась крайне удручающе. А можно ли совершенно «непачковой» балерине, студентке первого курса давать танцевать вариацию из «Пахиты» М. Минкуса (хореография М. Петипа)? Оттого и выглядело все странно и грустно.
Но все-таки из всех мне понравились Максим Сургутский, который привлек своей живостью и обаянием, и Лилия Османова в вариации Ц. Пуни «Дочь Фараона» (хореография М. Петипа). Студентка второго курса грациозна, и в ней даже сейчас уже есть балеринская стать. Еще в прошлом году она показалась интересной в «Коппеллии» П. Гертеля (хореография Ж. Доберваля).
Концерт обычно подкрепляется артистами Театра балета Григоровича. Если в прошлом году два танцовщика достойно помогали своим партнершам, то ныне ангажированный кавалер-партнер просто-напросто завалил всё, что мог…
Откровенно слабые номера были и в современной хореографии. Помнится, несколько лет назад я видел миниатюры Виты Мулюкиной, тогда они поразили и уровнем, и хореографической мыслью. Но Мулюкина покинула Краснодар и работает, кажется, в Ростове-на-Дону, выигрывает престижные конкурсы, и ее творения теперь можно увидеть на сценах других театров оперы и балета.
Я говорю о современной хореографии, в чем мы далеко не блистаем. Но радует факт, что сейчас в городе рождается «Театр современного искусства». Он создается по инициативе губернатора Краснодарского края Вениамина Ивановича Кондратьева. И сегодня уже проходит кастинг и кипит работа, и я надеюсь, что скоро смогу насладиться настоящим, подлинным, неподдельным современным искусством, так как к делу привлечены специалисты высочайшего класса…
Не знаю, пригодятся ли им кадры из хореографического училища, и, какое будущее их ждет, тоже не знаю, но хотелось бы верить, что на пути нынешних выпускников будет меньше разочарований и крушений, – не как в фильме «Фуэте», где героиня Екатерины Максимовой на репетиции все время падает, исполняя коварные обороты.
P.S. О своем здании и интернате училище, кажется, уже и не мечтает, все остается на уровне разговоров… А это одна из очень важных проблем, ведь собственный дом балетным детям жизненно необходим!
Читайте новости в нашем Телеграме.