Создавай и экспортируй: как малому и среднему бизнесу в Краснодарском крае помогают выходить на международные рынки

В регионе в рамках «экспортной кампании» был создан Центр поддержки экспорта.

Создавай и экспортируй: как малому и среднему бизнесу в Краснодарском крае помогают выходить на международные рынки
Кубанские предприятия активно экспортируют продукты питания. Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
Краснодарский край за последние 5 лет сделал настоящий рывок в экспорте: регион поднялся с 13-го на 9-е место во всероссийском рейтинге по объемам совокупного экспорта и с 17-го на 7-е место — по объемам несырьевого неэнергетического экспорта.

Поставки продукции за рубеж продолжают расти благодаря в том числе господдержке и цифровым технологиям. Кубанские предприятия активно экспортируют продукты питания, металлы, удобрения, продукцию лесопромышленного комплекса и химической отрасли и многое другое. И в этом секторе велика роль малого и среднего предпринимательства. Количество экспортеров среди МСП в среднем ежегодно увеличивается на 30 процентов. Чтобы помочь малому и среднему бизнесу выходить на международные рынки, в регионе был создан Центр поддержки экспорта, который на безвозмездной основе оказывает потенциальным экспортерам всестороннюю информационную, консультационную поддержку и помощь в организации и ведении внешнеэкономической деятельности.

«Как мы знаем, сегодня одна из важнейших задач государства — снижение зависимости России от экспорта традиционных сырьевых товаров. Благодаря тесному сотрудничеству регионального Центра поддержки экспорта с Российским экспортным центром в крае обеспечивается эффективная реализация существующих мер государственной поддержки экспорта, способствующих диверсификации экономики путем развития несырьевых отраслей», — рассказал руководитель Центра поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников.

За годы работы центра его услугами воспользовались свыше двух тысяч экспортеров — субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Объем поддержанного центром экспорта за 2019 год превысил 1 млрд рублей.

Покоряя онлайн-рынки


Сегодня организация находится в постоянном контакте с предпринимателями и готова предложить им услуги, которые необходимы. Ведь перед тем, как выйти на иностранный рынок, бизнесмену нужно решить ряд вопросов, от которых будет зависеть успешность компании.

— Какой рынок является оптимальным для поставок продукции предприятия?
— Какие сертификаты необходимо получить для доступа на рынок?
— Как выстроить логистику и не допустить ошибок при таможенном оформлении?
— Как найти надежных партнеров и правильно презентовать свою продукцию?

В Центре поддержки экспорта бизнесмену помогут решить все эти проблемы. Учитывая текущую эпидемиологическую ситуацию в мире, организация в этом году сделала акцент на предоставлении дистанционных услуг. Так, сегодня услугами-флагманами являются поиск и подбор иностранного партнера, в том числе с ведением переговоров по видео-конференц-связи, размещение субъектов МСП на международных электронных торговых площадках, консультации профильных экспертов, создание иноязычной версии сайта компании, проведение маркетинговых исследований, переводческая деятельность.

К примеру, с начала года при содействии центра на международных электронных площадках (Alibaba, All.biz, eBay, Epinduo и пр.) уже размещено свыше 40 субъектов МСП. Результаты не заставили себя ждать — так, региональный экспортер-производитель по итогам работы на крупнейшей платформе продажи товаров Epinduo заключил экспортный контракт на поставку натуральных продуктов питания в Китай на сумму 25 млн рублей.

Из других интересных кейсов: на площадке eBay размещена продукция категории «мужская косметика», и она оказалась востребована среди покупателей в США. Другая компания, разместившаяся на Amazon, сейчас планирует подписание контакта на поставку фиточаев в ЕС. Также готовится к поставке в Китай кубанский мед, нашедший своего покупателя на площадке Epinduo.

Экспортный форсаж на полмиллиарда рублей


Центр поддержки экспорта при размещении компаний Краснодарского края на электронных площадках опирается на профиль деятельности компании, схемы торговли, аналитику по международной торговле и пожелания самих клиентов. Перед центром стоит задача помочь компании в расширении рынков сбыта и популяризации ее продукции на международном уровне.

Свои плоды принесла и акселерационная программа «Экспортный форсаж», разработанная Школой экспорта Российского экспортного центра и реализуемая совместно с Центром поддержки экспорта Краснодарского края. Благодаря участию в ней кубанские производители в 2020 году заключили контракты на полмиллиарда рублей на поставку мелассы свекловичной, круп, говяжьего жира, сельскохозяйственной техники, гофрокартона. Товары будут поставлены в Нидерланды, Турцию, Армению, Мозамбик, Азербайджан.

Центр поддержки экспорта Краснодарского края в рамках работы по поиску и подбору потенциальных партнеров за рубежом индивидуально прорабатывает заявку от каждого предпринимателя. Так, эксперты анализируют спрос продукции МСП в целевых странах экспорта, устанавливают связи с потенциальными иностранными покупателями, помогают в проведении деловых переговоров, в том числе с возможностью использования видео-конференц-связи, оказывают полное сопровождение переговорного процесса.

С начала 2020 года центром уже отработаны 48 заявок по поиску партнера в ОАЭ, Германии, Польше, Турции, Румынии, Литве, Швейцарии, Сербии, США, Нидерландах, а также странах СНГ. Из них 18 субъектов МСП уже заключили экспортные контракты, 12 предприятий представили свою продукцию в шоу-румах в Армении и Казахстане.

Чтобы наладить новые экспортные связи, Центр поддержки экспорта Краснодарского края совместно с торговыми представительствами РФ в зарубежных странах запустили проект переговоров «Прямая линия с Торгпредом».

На этих мероприятиях компаниям края рассказывают о двусторонней торговле в условиях пандемии, актуальных тенденциях и основных проблемах при выходе на рынок, содействии Торгового представительства в установлении деловых контактов, таможенных требованиях к экспорту продукции, финансовых и нефинансовых инструментах государственной поддержки для продвижения российской продукции за рубеж. Подробности по мероприятиям можно узнать на сайте kubanexport.ru.

Сегодня кубанские производители поставляют продукцию в 137 стран мира. Крупнейшими торговыми партнерами в экспорте Краснодарского края по итогам 1 полугодия 2020 года являются Турция (14,9%), Китай (10%), Египет (6,8%), Швейцария (6,6%), Кипр (4,4%), Италия (3,9%), Израиль (3%), Беларусь (2,8%), Индия (2,6%), Казахстан (2,4%), Украина (2%), Румыния (1,9%), Сенегал (1,4%), Греция (1,4%). Главными же иностранными покупателями кубанской продукции считаются страны СНГ, где наблюдается высокий интерес в целом к российской продукции. В пользу этого партнерства говорят и следующие факторы: налаженная логистика, минимальные барьеры, наличие различных интеграционных соглашений и отсутствие языкового барьера.


Для чего кубанским компаниям начинать экспортную деятельность?
Во-первых, выход на зарубежные рынки необходим, когда размеры внутреннего рынка становятся тесными. Во-вторых, экспорт позволяет эффективно использовать производственные мощности и производить продукцию в большем количестве. В-третьих, выход на зарубежные рынки интересен тем компаниям, которые имеют уникальный продукт или технологию, что позволит реализовывать продукцию на тех иностранных рынках, где она не является широкодоступной.

Перспективы кубанского экспорта


В рамках реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» перед государством стоит задача увеличить объемы экспорта как товаров, так и услуг, повысить их конкурентоспособность на мировом рынке. Нацпроект включает в себя пять федеральных проектов: «Промышленный экспорт», «Экспорт услуг», «Экспорт продукции АПК», «Логистика международной торговли» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Акцент сделан на развитие и увеличение именно несырьевого неэнергетического экспорта, объем которого к 2024 году должен вырасти с 4,7 до 8,5 млрд долларов.

01.jpg

Перед Краснодарским краем поставлены четкие экспортные задачи, которые зафиксированы в трех региональных программах: «Экспорт услуг», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» и «Экспорт продукции АПК». Так, в этом году Кубань поставит сельхозпродукции на 2,5 млрд долларов. К 2024 году планируется увеличить этот показатель до 3,8 млрд долларов. Сделать это удастся за счет создания новой товарной массы (в том числе с высокой добавленной стоимостью), экспортно ориентированной товаропроводящей инфраструктуры и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК.

Кроме того, увеличатся и объемы экспорта услуг до 800 млн долларов путем предоставления государственной поддержки и снятия административных барьеров. Особое внимание будет уделяться реализации комплекса мер для создания благоприятной регуляторной среды, снижения административной нагрузки и совершенствования механизмов стимулирования экспортной деятельности в Краснодарском крае.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100