Отчетный концерт как диагноз. Творческое бессилие и непрофессионализм в Краснодарском хореографическом училище

Авторский взгляд на ситуацию в единственной на юге России кузнице балетных кадров.

Отчетный концерт как диагноз. Творческое бессилие и непрофессионализм в Краснодарском хореографическом училище
Фото с сайта училища
Отчетный концерт Краснодарского хореографического училища стал уже традицией. Так и в этом году 6 июня на сцене краевого музыкального театра во всей красе предстало будущее нашего классического балета и народного танца. В двух отделениях номер за номером мы могли наблюдать результат труда педагогического коллектива единственной на юге России кузницы балетных кадров. Но прежде чем говорить об уровне подготовки учащихся, хочется сказать о проблемах, которые не решаются годами.

Самое главное, у учебного заведения нет своего дома, нет интерната, где бы жили иногородние дети, как бывает в приличных школах такого уровня. Это мешает принимать талантливых и способных ребят, вот и едут наши будущие «этуали» в другие города, где созданы для учебы и жизни необходимые условия.

Много лет училище возглавляла неутомимая Галина Ульянова, которая умело лавировала между творчеством и бюрократией, между безденежьем и педагогическим дефицитом. Но сегодня ее там нет, на это место пришла другая Галина с фамилией Соломкина. Когда я поинтересовался у сведущих людей, откуда сей ценный кадр, мне рассказали забавную историю, что якобы Галину Владимировну нашли на свадебном торжестве, за банкетным столом, где, видимо, и пришлось сдать нужный тест. Что ж, кто против, если человек профи, но подозреваю, что мадам Соломкина до этого балет больше видела по телевизору. Не знаю, как она будет со всем непростым хозяйством справляться, и, посмотрим, надолго ли задержится в балетно-директорском кресле.

Что касается самого выпускного концерта, то он представляет удручающее зрелище, правда, это касается только классического отделения, то есть «искусства балета». Да, иначе как катастрофой я не могу назвать то, что предстало перед моими глазами. За все время существования вуза не припомню такой беды. Если еще маленькие детки смотрелись мило, да и к ним счет иной: они стоят на самой низшей ступени обучения, то старшеклассники и выпускники не справляются даже с самыми элементарными движениями. У всех нет «верха» даже приблизительно, а если нам пытаются демонстрировать фуэте, то с трудом 12 оборотов. В вариации Голубой птицы из «Спящей красавицы», в общем-то, у фактурного парня стопы «утюгом», и это в мелкой технике, когда бризе должны быть если не чистыми, то хотя бы отчасти правильными.

Старшекурсники даже не знают, что носок-то тянуть надо, а не вихлять им. Я специально не называю фамилии ребят, так как они не виноваты – спрашивать надо с педагогов. Кто там преподает мужской танец? Почему такая профанация и беспомощность? Кстати, в Майкопе есть очень хороший педагог, с хорошей школой – Аслан Исупов, ученик самого Вахтанга Чабукиани, который мог бы консультировать наших бывших и настоящих премьеров, а теперь танцучителей.

Мне в свое время посчастливилось видеть отчетно-выпускные концерты Тбилисского хореографического училища, которым руководил Вахтанг Михайлович. И он ставил не концертики, а целые балетные акты, вроде «белого» из «Жизели». Он умел из учебного материала сотворить на время выпуска готовую гастрольную труппу.

Понятно, что и наше училище укрепляло свой концерт солистами, артистами Театра балета: Анастасией Быковой, Евгением Ланцутой, Дмитрием Горловым, Ростиславом Дятловым. Но здесь, боюсь, и сам Михаил Барышников бы не помог.

Ныне эти выпускники вольются в ряды нашего театра балета им. Юрия Григоровича, и педагогам-репетиторам труппы придется с ними все начинать заново, так как тот уровень, который они показали, не годится даже для кордебалета. Спасали ситуацию, как всегда, «народники», то есть отделение «искусства танца». Вот где глаз отдыхал и где работают специалисты-профессионалы. Любой танец, то ли плясовая, то ли тарантелла, – все делалось на уровне, с правильной осанкой, руками, стопами. Танец был и эмоционален, в нужном стиле, в правильном темпе, и с хорошей, умелой хореографией. Кстати, чего не скажешь о формальных номерах современной хореографии, сдобренных стихами. Вызвали удивление и другие странные номера вроде русского танца, – впрочем, и сама структура отчетного вечера, когда не было даже программок, кажется, выстраивалась наобум.

Я понимаю, что нужны знающие люди, хорошие педагоги, но где их взять? И это уже проблема не только внутренняя: ведь училище принадлежит краю, и он должен думать, как выравнивать ситуацию. Но у меня иногда складывается впечатление, что наша балетная Мекка висит на учредителе досадным грузом. А ведь надо не забывать, что там учатся дети, и не просто дети, а будущее самого элитарного искусства, искусства танца – классического балета. Однако самое печальное, что все это случилось в юбилейный год училища, которому исполнилось 30 лет.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100