Заговор столетия

28.02.2017
Краснодар. 28 фев. - Новая Кубань. Точнее, не хотели верить...

А когда предсказанное наступило, приветствовали его, наивно приняв начало крушения за первый шаг в новую светлую жизнь.

Война есть война, тем более когда идет не первый год. Одни мерзнут в окопах, другие увлекаются спиритизмом, а третьи весело прожигают жизнь.

Газета «Раннее утро», не на шутку обеспокоившись тыловым весельем, запустила анкету на тему «Оргия мотовства и разгула» и обратилась «к целому ряду лиц, занимающих более или менее видное общественное положение и стоящих, так сказать, у корней жизни».

По иронии судьбы первым из «стоящих у корней жизни» оказался «буревестник» будущей революции Максим Горький, который тут же пустился в пространные рассуждения:

«Для нас, русских людей, наше хаотическое время, время бесшабашного разгула и безумного мотовства <…> Печальная действительность наших дней и однотонное содержание газетных столбцов переполняют насыщенный ужасами войны мозг обывателя, отчего последний и бежит опрометью в первую попавшуюся ему на пути дверь: фарса, оперетки, ресторана и других мест развлечений, где блеск, азарт, вино и женщины. Это – явление не новое в нашей жизни. Оно свойственно всем недалеким, тупым людям. Остановить развивающийся разгул и мотовство под силу только времени».

Геополитическая нумерология

Гадалкам и прорицателям доверять не стоит. По крайней мере, чтобы не потерять репутацию респектабельного человека. Но спустя годы, обернувшись и осознав случившееся, неповерившие с удивлением читают пожелтевшие номера газет…

За год до февральских событий в России нумерологическими выкладками в геополитическом масштабе занялась французская «Figaro» и пришла к выводу, что:

«Число «17» роковое для современной Европы и для современной войны: Германская империя была основана в 1871 г.; сумма цифр этого числа равняется 17-ти. Вот имена прусских королей: Фридрих I, Фридрих Вильгельм I, Фридрих II, Фридрих Вильгельм II, Фридрих Вильгельм III, Фридрих Вильгельм IV, Вильгельм I, Фридрих III, – сложите числа при их именах и получите – 17. Наконец, числа имен королей и царей в воюющих государствах: Николай II, Георг V, Альберт I, Виктор Эммануил III, Петр I, Николай I, Вильгельм II, Франц-Иосиф I, Фердинанд I – числа их имен также составляют 17. Вспомним, что сумма цифр текущего года 1916 тоже равняется 17».

Если уточнить, что в период Первой мировой Петр I – это Петр I Карагеоргиевич, король Сербии, а Николай I – Никола I, король Черногории, то все участники военных действий в Европе налицо, а предсказаниям можно и не верить.

Как поживали нейтралы

Российские дивизии сражались на Западном фронте и на Кавказе, немецкие цеппелины сбрасывали бомбы на Париж, Лондон и Салоники, а страны, объявившие нейтралитет, радостно потирали руки.

Нью-йоркская газета «Sun» не поленилась подсчитать, что из 250 миллиардов франков, уже затраченных на войну великих держав, 45 миллиардов ушло в Америку, 5 миллиардов получено Данией, 14 миллиардов Голландией, 4 миллиарда Швецией, 2 миллиарда Норвегией, столько же Швейцарией, не менее 3 миллиардов Румынией.

Что касается формы, в которой миллиарды перешли в руки нейтральных держав, то 45 миллиардов приходятся на кредитные билеты и другие беспроцентные обязательства, 6 миллиардов на золото, а остальное – долгосрочные займы.

Последний день пятачка

Пока нейтралы подсчитывали барыши, в России – небывалый рост цен. Газеты писали, что «папиросы вздорожали почти в полтора раза», «булки все уменьшаются», в дефиците керосин, а стакан чая стоил уже 20 копеек.

На экранах шла лента Сигизмунда Веселовского «Мародеры тыла» («В вихре спекуляции»), посвященная «той трагедии, которая разыгрывается в настоящее время почти повсеместно».

В январе 1917 года в Москве отметили «последний день пятачка»

«Старый добрый пятачок умирает. Пятикопеечная булка давно уже отошла в область преданий, превратившись в шестикопеечную. Теперь пятачок изгоняется и из трамвайного обращения. Сегодня москвичи в последний раз платят за проезд в трамвае по пятачку за станцию… Станут брать по гривеннику за станцию. Прощай, добрый старый пятачок, верный друг жителя окраин! Нескоро увидимся…»

Знал бы автор заметки, что жители окраин гривенником вскоре не отделаются.

Мост длиною в сто лет

Кубанскую область в это время занимали не глобальные потрясения, а масштабные проекты.

«Мост через Керченский пролив явится самым большим железнодорожным путем над водным пространством в России. Длина его будет свыше пяти верст. На керченском берегу прокладка его начнется на южном мысе, а закончится на Кавказском берегу.

Существует еще один вариант, рассматривающий этот вопрос с военной точки зрения. Предполагается, что ввиду обнаженности берега мост остается открытым для возможного нападения неприятеля. Поэтому по новому варианту проектируется проложить железнодорожную связующую ветку под водою. Для этого предполагается прорыть под проливом туннель. Это сооружение несколько удлинит срок осуществления проекта.

Какой из вышеизложенных вариантов будет осуществлен, это покажет недалекое будущее».



26 февраля российскую столицу охватили массовые волнения, через два дня правительство было низложено, а 1 марта, за день до отречения Николая II, Временный комитет Государственной думы признали Англия и Франция – союзнички, как всегда, оказались на высоте.

Телеграмму о госперевороте в Екатеринодаре встретили спокойно. Вскоре городской гражданский комитет опубликовал воззвание:

«Великое дело свершилось. <…> Во главе народа и государства стали лучшие люди, избранники народные. <…> Возврата к старым несправедливостям и насилиям нет».
Время умеет шутить по-своему…