Юрьев день, или В ожидании Бориса Годунова

04.02.2019
В конце октября прошлого года как гром среди ясного неба прозвучала, вернее, разлетелась информация в СМИ о возбуждении уголовного дела в отношении художественного руководителя и генерального директора Краснодарского творческого объединения «Премьера» Татьяны Гатовой.

Весь сыр-бор разгорелся вокруг Театра балета Юрия Григоровича, а именно его гастрольной деятельности. То, что артистам григоровичской труппы регулярно на выездах недоплачивали, ни для кого не секрет. Несколько лет назад в Греции по этому поводу даже случился мини-мятеж. Нескольких человек тогда уволили, других подвергли экзекуции, в виде выговоров и воспитательных бесед. Все об этом знали, однако делали вид, что ничего не произошло. Так что «громом», в общем-то, явился этакий секрет полишинеля. И то, что Татьяна Михайловна была неважным управленцем и творческим руководителем, также знали все, и я об этом писал не раз. Ну а про финансовые махинации, если таковые имели место быть, мы наверняка узнаем из решения суда.

Пока идет следствие, Гатова отстранена от должности… На ее место срочно в качестве и.о. назначили Валерию Полторанину, выполнявшую функции заместителя генерального директора. Но все понимали, что Валерия Викторовна – «калиф на час» и ею банально на время закрыли брешь.

Так и вышло. Буквально на днях был представлен новый художественный руководитель и исполняющий обязанности генерального директора творческого объединения – преподаватель Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова и руководитель хора Юрий Иванович Богатырев. Согласитесь, назначение весьма интригующее. Самое интересное, Юрий Иванович просматривался в музыкальный театр в качестве дирижера, но маэстро и тогдашний худрук театра Владислав Карклин его уровень посчитал недостаточным для оркестра.


Юрий Богатырев. Фото ТО Премьера

Если же почитать биографию нового худрука, то она просто потрясает своей эпохальностью. С кем и где только Юрий Богатырев не сотрудничал в свой 41 год! С Геннадием Рождественским, Владимиром Федосеевым, Мстиславом Ростроповичем, Юрием Темиркановым, Александром Ведерниковым, Теодором Курентзисом – и это еще не полный список прославленных имен. Успел поработать кубанец в Большом театре России, в «Геликон-опере», в Российской академии музыки им. Гнесиных, и опять же это не весь перечень побед и достижений нового рулевого «Премьеры». Вот только непонятен факт, отчего после такой головокружительной карьеры Юрий Богатырев оказался рядовым преподавателем в музыкальном колледже. Любовь к малой родине?

Но дело сделано, и человек возглавил огромную творческую империю, куда входит два, по нашим меркам, гиганта – музыкальный театр, который существует сегодня без художественного руководителя и директора, и Театр балета Юрия Григоровича, где лишь чисто внешне все ладно. И всем этим хозяйством надо как-то рулить и наводить в нем порядок. А в краевом творческом объединении сегодня все очень зыбко и шатко, своих мест лишился ряд ключевых работников, думаю, что чистка будет продолжаться. Жаль только, что среди них были отличные профессионалы, и кем вакантные места заполнятся – это вопрос. В краевой культурной отрасли проблема кадров сегодня стоит более чем остро.

Несмотря на славное прошлое, Юрий Богатырев не имел опыта управленца, а ведь руководить тысячной организацией – это не в хоре петь. С чего начнет новый лидер, мы скоро увидим, хотя уже объявлено, что театру неплохо бы обзавестись оперой М. Мусоргского «Борис Годунов»! Интересно, с кем Юрий Иванович будет ставить «главную» русскую оперу и шедевр шекспировского масштаба? С вокалистами, которые в 72 года поют партии юных любовников, как это сегодня происходит в «Кармен»?

Помнится, несколько лет назад наш несчастный театр драмы озарился появлением режиссера музыкального театра и постановщиком праздников урожая Сергея Куницы, чей послужной список был не менее величественный и пафосный. Чего только тогдашний назначенец не наобещал! И одеть драму в золото, и постановки бродвейского уровня… Правда, та история закончилась громким конфузом.

Кстати, в опере «Борис Годунов» Григорий Отрепьев в одной из сцен, боясь разоблачения, озадаченно шепчет: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»