Уравнения Формулы миллионов

01.11.2015
Побывали ли организаторы F1 на уличных ночных российских гонках перед тем, как принимать решение о смене времени суток предстоящих соревнований? И почему депутаты ЗСК и чиновники Краснодарского края не хотят погонять по олимпийской трассе за счет бюджета на своих мерседесах, пытаясь избавиться от финансирования Автодрома в Сочи?

Сочи VS Остин

Более 300 километров сконцентрированного адреналина или свыше 50 кругов для того, чтобы выжать всю мощность из двигателя автомобиля и проявить мастерство пилота. Страсти октябрьских этапов Гран-при отгремели, а значит, время подвести итоги.

Второй раз в истории проведения «Формулы-1» любители больших скоростей собрались в Сочи. Символично, что заезды состоялись во второй уик-энд октября, с 9 по 11. Но почему российский этап «Формулы» большинство зрителей оценивают еле-еле на тройку? А главное, чья в этом вина? Точно не пилотов с мировым именем!

В минувшем 2014-м «Формула» впервые порадовала своим визитом россиян. Эксперты ФИА высоко оценили качество уложенной трассы в Сочи. Дебютный Гран-при России на Генеральной Ассамблее удостоился награды лучшего этапа сезона. Но был ли в этом году асфальт таким же гладким, и должен ли он быть таким?
Октябрьские гонки «Формулы» были, похоже, самыми ожидаемыми среди поклонников скоростного спорта. И заезды в России и США занимали особое место. Поэтому мы и решили сравнить американские и российские этапы, автодромы и их спортивную привлекательность.

В Сочи фанатам не терпелось продолжить знакомство с олимпийским наследием, эффектно трансформированным в автодром, а в Остине зрители хотели стать очевидцами яркого триумфа Хэмилтона, который, как и ожидалось, досрочно оформил свое чемпионство.

Однако большого удовольствия Гран-при России и США болельщикам, мягко говоря, не доставили. Сочинская трасса оказалась не такой уж и зрелищной, а видимость и атмосферу в Остине подпортил тайфун Patricia. Если макеты трасс в Сочи и Остине сравнит человек, даже не имеющий водительского удостоверения, то он отметит, что российская – очень проста. Наш автодром выглядит каким-то игрушечным, сделанным в лучших традициях русской матрешки: незамысловатая дорога внутри Олимпийского парка. И если знать секрет куклы, антураж удовольствия открывается просто. Автодром США скорее напоминает американские горки: извилистый, с подъемами и спусками, местами резкий и захватывающий дух, что позволяет гонщикам показать класс не только своих металлических коней, но и собственное мастерство. Статистика заездов в боксы наглядно отражает сложность трасс.

В итоге эти этапы похожи на примитивный уличный спор по дороге на работу между водителями Приоры и, к примеру, БМВ. Говорит ли это об экономности, не свойственной нашему менталитету? Пытались ли соотечественники сократить стоимость проекта за счет упрощения траектории?

Вряд ли. Оценочная стоимость проекта автодрома в Сочи даже выше трассы в США. Значит, расчет был на сенсации по скоростным показателям? И здесь не попали – разница невелика: Фелипе Масса в Сочи достиг отметки в 334,4 км/ч, в Остине максимумом стал результат в 313,8 км/ч.

Лавировали, лавировали, да навылавировали

Эффект максимальной близости центральных трибун к эпицентру событий на этот раз оказался не лучшим конструкторским решением, они буквально зажали между собой отрезок трассы. Временные зоны были расположены не на самых эффектных виражах дистанции. За свои деньги зрители не смогли увидеть полноты картины гонки. Зрелищностью трассы, видимо, пожертвовали в пользу олимпийского антуража и телевизионной картинки.

Таким географическим решением вряд ли остались довольны и сами пилоты – это касается зоны пит-стопа. В Сочи боксы расположены неудобно: достаточно резкий поворот с необходимостью объезда. Возможно, многие гонщики во время заправки и смены резины пожалели, что их авто не оснащены автопилотом, который мог бы сэкономить силы водителя.

Скоростной затяжной поворот, который по замыслу проектировщиков должен был стать изюминкой трассы, так ею и не стал. Можно, конечно, отметить само сочетание быстрых и техничных поворотов, а также первый вираж трассы, дающий возможности для проведения атак и обгонов. Однако зрителям так и не пришлось с волнением наблюдать за тем, как пилоты борются на этом отрезке. Но к большому сожалению для зрителей, все эти секреты не добавили красочности гонкам и не стали сюрпризом для команд и для их партнеров. Так, например, «Пирелли» очень консервативно подошел к выбору составов покрышек для первой в истории гонки в России. Естественно, что с таким подходом шинников было вполне возможно проехать от старта до финиша на одном комплекте резины. Что позволило пилотам легко преодолеть дистанцию с одним пит-стопом, а Нико Росбергу и вовсе на одном комплекте шин!

Тем не менее положительные моменты в российском Гран-при есть, и их тоже немало. Во-первых, погода. Гостеприимная Кубань не подвела ни участников, ни зрителей. Во-вторых, преданные болельщики. В России резко увеличивается количество ценителей этого вида спорта. На трибунах можно было встретить людей, которые приехали в Сочи из самых дальних уголков нашей страны. В-третьих, сочинский этап окончательно убил турецкий, так как основную массу болельщиков там составляли граждане России. В-четвертых и пятых – предлагаем вам, уважаемые патриоты нашей Родины, придумать самим.



Прибыль или долги

Ежегодный взнос сочинской гонки за право проведения национального этапа «Формулы-1» составляет, по разным оценкам, от $40 до $60 млн – при этом сумма растет на 10% каждый год. Контракт заключен на семь лет, а значит, к 2020 году размер платежа вплотную приблизится к $100 млн за гонку – и это при полной невозможности Гран-при России зарабатывать на спонсорах. По условиям контракта всеми рекламными сделками на время проведения Гран-при в Сочи заведует британская компания Allsport Management, которая входит в один холдинг с «Формулой-1». Таким образом, единственным источником дохода для организаторов российской гонки остается продажа билетов.

Деньги на проведение национального этапа «Формулы-1» выделяет бюджет Краснодарского края и федеральное правительство. Без этих вливаний Центр «Омега» не смог бы выполнять взятые обязательства по организации этапа. А по оценке независимого агентства Deloitte & Touche, убытки организаторов только за один Гран-при должны составлять $55 млн.

На проведение Гран-при России в 2014 году Краснодарский край потратил 4,6 млрд руб., в 2015-м на эти нужды ушло 4 млрд рублей. Все эти средства были привлечены за счет кредитов и числятся долгами в кубанском бюджете. Строительство трассы обошлось региону в 13,1 млрд рублей. 21 октября 2015 года депутаты Законодательного собрания Краснодарского края утвердили постановление «Об Обращении к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву...», в котором речь шла о возмещении краевому бюджету расходов на строительство этого объекта. Кроме того, Краснодарский край всерьез рассматривает возможность передачи трассы на баланс Министерства спорта РФ.
Выходит, олимпийское наследие приносит краю гораздо больше убытков в его ежедневной эксплуатации, чем дивидендов. И у кубанских чиновников совсем нет свободного времени и желания искать способы и средства для покрытия расходов на содержание «Автодрома Сочи».

Ночной дозор

Владимир Путин договорился с руководителем Формулы-1 Берни Экклстоуном о том, что в 2017 году гонки в Сочи будут проводиться в ночное время. Об том сам президент рассказал на встрече с гендиректором компании Pirelli Марко Тронкетти.

Очевидно, смена времени суток действительно поможет придать сочинской гонке ту красочность и драматургию, которой ей так не хватает. Возможно, ночью при выгодном освещении гонщикам трасса покажется сложнее и интереснее. Подобный опыт усложнения условий прохождения трассы «Формула» имеет. Например, в Дубае и Сингапуре. Зрелище было потрясающим: энергетика болельщиков, рев турбин, яркие огни – атмосфера праздника.