Расследование авиакатастрофы ТУ-154 в Сочи увязло в противоречиях
Так или иначе, 92 жизни находившихся на борту оборвались под звуки сигнализации опасного сближения с землей.
Единственной непосредственной участницей событий, заявившей о себе, является 32-летняя сочинская диспетчер. В последнем сеансе связи капитан воздушного судна сообщил о взлете с начала полосы.
Все 7 минут с борта не поступало сообщений о неисправностях. После пропадания самолета с радаров она экстренно подняла по тревоге аварийно-спасательную команду. Совладав с паникой в душе, диспетчер давала четкие указания по предполагаемому квадрату поиска пилоту вертолета Ми-8. Спасатели констатировали крушение.
Вместо того чтобы обобщать обстоятельства и собирать информацию, силовики скрывают трагедию от посторонних глаз. После любой авиа-катастрофы в прессе быстро появляются снимки с места событий. На этот раз основные информагентства публиковали лишь отчеты о ходе поисковых работ: фото спасателей, кораблей и т. д. Первое изображение обломка, поднятого со дна Черного моря, появилось не в официальных СМИ, а в социальных сетях. Фрагменты под тщательной охраной доставляли в ангар местного старого аэропорта. Фото с площадки, где осуществляют раскладку, просачиваются только со страниц местных жителей в соцсетях. Тела погибших спешно отправляли в Москву, где было решено проводить процедуру опознания. Сомнительно, что сочинский морг не справился бы с этим.
Под предлогом заботы о психике местных жителей власти оцепили пляжи и заполнили их силовиками. Обоснованием стала возможность выброса на берег фрагментов тел и фюзеляжа. До сих пор запрещен и выход в море вблизи места трагедии.
На протяжении всей поисковой операции спецслужбы отрицали все, что появлялось в СМИ. Одна из камер наружного видеонаблюдения засекла вспышку в небе над Черным морем. По официальной версии, на 30 минут не совпали временные промежутки. На ком-то из погибших обнаружили спасательный жилет. Журналисты принялись писать, что члены экипажа готовили пассажиров к эвакуации, что также было опровергнуто.
Вместе с тем основные версии следствия строятся на показаниях очевидцев трагедии. Специалистам удалось получить запись с видеорегистратора автомобиля. Также были опрошены сотрудник сочинского порта и некий рыбак, которые видели последние минуты полета ТУ-154 и даже рассмотрели угол, под которым он вошел в воду. Самолет не мог набрать высоту, резко задрал нос и упал. Эксперты предположили, что экипаж пытался совершить посадку на воду, но вес лайнера не оставлял шансов на спасение.
Причины, по которым имена очевидцев до сих пор не обнародованы, равно как и запись видеорегистратора, остаются загадкой. Оправдывать этот факт тайной следствия нелогично.
Итак, из официальных фактов. ТУ-154 совершал маневр вправо на скорости, превышающей 500 км/ч, свалился с эшелона и столкнулся с поверхностью моря с левым креном.
Обломки разбросаны на 1,5 километра, что объясняют сильным течением, которого отродясь не было в Черном море. На поверхность доставали останки людей, разорванных на части. Европейское космическое агентство предоставило снимок из космоса. Топливо разлилось двумя пятнами, оба из которых имеют рваные границы. Следовательно, самолет разрушился в воздухе. При ударе хвостом о водную гладь его просто должно было разорвать на 2 части, а не на мелкие фрагменты.
Если вспомнить недавний печальный опыт авиакатастроф, то последствия отдаленно напоминают Airbus А321. И диаметр разброса останков ТУ-154 был бы соответствующим, если бы не низкая высота полета.
О том, что такое закрылки и какова их функция, теперь знает весь мир. Их неисправность и является одной из основных версий крушения. Последние минуты записей бортовых самописцев предали огласке. Пилот Ту-154: «Закрылки, с*ка. Командир, падаем!» Эти элементы механизации крыла используются при взлете и посадке. Борт Минобороны дозаправлялся в Сочи, то есть за несколько часов до трагедии при посадке в аэропорту курорта они еще были исправны… Во время дозаправки на полосе работал ряд сервисных служб, значит, соблюдены технические регламенты осмотра лайнера перед продолжением полета.
В этой связи настораживает лишь тот факт, что к борту ТУ-154 имели доступ слишком много людей, среди которых мог завестись и засланный казачок, исполнивший ночной сценарий Шарм-эль-Шейха…
Считать трагедию заказным убийством нелогично. На борту самолета не было ничего и никого, представляющего смертельный интерес: артисты ансамбля им. Александрова, общественница Елизавета Глинка, руководитель департамента культуры Министерства обороны и его помощница, 9 журналистов и 8 военнослужащих… Минобороны обмолвилось, что в самолете могли находиться секретные депеши, но «потерять» их было бы проще уже в самой Сирии, чем так громко не довезти.
Плановое обслуживание ТУ-154 прошел этой осенью, что подтвердили в Минобороны РФ. Майор Роман Волков имел за плечами более 3 тыс. часов налета, а штурман – подполковник Александр Петухов – в 2011 году приложил все усилия, чтобы посадить известный «танцующий» Ту-154.
Авиакатастрофа в Сочи стала самой необъяснимой трагедией современности. Вероятно, из-за этого эксперты продолжают отвлекать внимание общественности, обнаружив недавно в квадрате крушения останки самолета времен Великой Отечественной.
И даже объявленная по результатам расследования причина вряд ли станет истинной. Ни одна из версий не выгодна России. Неисправность подтвердит критичный износ авиапарка, ошибка пилота, как и перегруз, подорвет авторитет нашей авиации. Удобнее всего сослаться будет на совокупность непреодолимых факторов.
История уже хранит подобные предания:
Ту-154, Алма-Ата, 1980 г. (погибли 166 человек):
«В 00:38 по местному времени Ту-154 совершил взлет из аэропорта Алма-Аты с магнитным курсом 230° и начал набор высоты. На высоте 120 метров при скорости 320 км/ч экипаж начал убирать механизацию крыла. На высоте 150 метров закрылки были выпущены на 5°, предкрылки на 12°, стабилизатор на –1°, шасси убраны. Самолет начал неожиданное быстрое снижение, появился правый крен в 18°. Экипаж начал действия по устранению крена, однако предотвратить потерю высоты не удалось. Менее чем через две минуты после начала разбега, несмотря на максимальную тягу двигателей, самолет с тангажом +6° на скорости 400 км/ч и с вертикальной скоростью 2-3 м/с столкнулся с поверхностью земли на пшеничном поле…»
Основные версии крушения ТУ-154, Сочи, 25 декабря (погибли 92 человека) | Эксперты о крушении |
Техническая неисправность | Экс-командующий фронтовой авиацией ВВС России Николай Антошкин: – Если даже на одном крыле выпустили закрылки, а на другом нет, это не такая страшная беда для самолета. Автоматика пересиливает это дело. Там гидроусилители в системе управления. Майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов: – Летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. На экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается. |
Ошибка пилотирования | Авиаэксперт Вадим Лукашевич: – Невозможно, чтобы при ошибке пилотирования самолет разрушился в воздухе. Нужно сорвать его, например, в штопор, и это очень сложно было бы сделать. А если это техническая неисправность, то все равно не бывает таких неисправностей, которые приводят к разрушению в воздухе. |
Отказ работы двигателей из-за попадания посторонних предметов | Экс-пилот Ил-96 Сергей Кнышов: – Чтобы что-то пошло не так, нужны 4-5 десятков крупных птиц. Даже если они попадут в двигатель, он может спомпажировать, то есть будет чувствоваться некая неустойчивость работы самолета, вибрация, но опытные пилоты могут легко исправить ситуацию. Даже если птицы повредили лопатки вентилятора, попав в тракт двигателя, нужно помнить, что у Ту-154 их 3... Опасность птицы представляют для однодвигательного самолета. |
Перегруз | Минобороны: – Ту-154 выполнял функции «почтовика», перевозившего большой объем военных бумаг. Экс-пилот Ил-96 Сергей Кнышов: – Даже если пассажиры в сумме своей весили 9 тонн, еще багаж пусть будет 6 тонн, ну никак не набирается нужной массы для перегруза. Бывший командир военно-транспортного авиационного полка Минобороны России, полковник запаса Леонид Куплешников: – Оружие и боеприпасы возят транспортными самолетами, в Ту-154 – только личный состав, личные вещи и почта. Загрузку контролируют бортинженер и второй пилот. В Чкаловском служат самые опытные, они не допускают таких ошибок. |
Теракт | НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ |