Программа TEMPUS
Кубанский государственный университет совместно с вузами Европы успешно реализует международный проект программы сотрудничества Правительства РФ и Европейской Комиссии ТЕМПУС 543873 «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями». В связи с чем на факультете педагогики, психологии и коммуникативистики в рамках реализации проекта и распространения опыта была проведена пресс-конференция, посвященная проблемам подготовки педагогов для работы в гетерогенных группах.
Об особенностях реализации данного проекта рассказывает координатор проекта доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики, психологии В.М.Гребенникова.
- Вероника Михайловна, расскажите для наших читателей о содержании данного проекта.
- Отправным пунктом проекта является тот факт, что практически любая группа обучающихся будь то школьники или студенты, является в большей или меньшей степени разнородной, то есть гетерогенной. В ней есть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети, дети из социально уязвимых групп населения, дети из семей мигрантов и др. Одаренность также бывает весьма разной: одни обучающиеся достигают значительных результатов в спорте, у других талант проявляется в познавательной деятельности (интеллектуальная одаренность), третьи умеют хорошо рисовать картины или сочинять стихи.
Для эффективной работы с гетерогенными группами обучающихся современный педагог должен обладать универсальными компетенциями. К сожалению, в большинстве случаев обычный педагог полностью не готов к работе в гетерогенной педагогической среде.
Основная идея проекта предполагает не только совместное обучение здоровых детей и учащихся с ограниченными возможностями, но и интеграцию в едином образовательном пространстве различных категорий обучающихся при соответствующей подготовке их педагогов.
В настоящее время, инклюзия в общеобразовательной школе – это не только включение в образовательный процесс и социальную жизнь детей с особенностями развития, детей с инвалидностью, но это также построение такой школы, где хорошо и комфортно учиться и работать всем: и ученикам, и учителям, и родителям. Инклюзия охватывает глубокие социальные процессы школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В этой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию образовательных потребностей учащихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, должна соответствовать такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей их возможности и наиболее включающей в учебное взаимодействие.
Концепция предполагает не только совместное обучение здоровых детей и учащихся с ограниченными возможностями, но и интеграцию в едином образовательном пространстве различных категорий обучающихся при соответствующей подготовке их педагогов.
В результате реализации проекта создан международный консорциум многоуровневой системы подготовки педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями. Развитие международной сети университетов-партнёров, обеспечивающий высокое качество образования за счёт открытого доступа обучающихся к лучшим учебным модулям и ресурсам.
Нашими университетами партнёрами из различных стран мира являются: фондовый университет г. Хильдесхайм (Германия), имеющий многолетний опыт участия в различных международных проектах в сфере образования, в том числе и программах TEMPUS, Университет г.Бремен (Германия), Линк кампус университет (Рим, Италия),Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Тюменский государственный университет, Вологодский государственный педагогический университет, Витебский государственный университет имени П.М.Машерова (Беларусь), Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина (Беларусь), Академия последипломного образования г. Минск (Беларусь).
В настоящее время уже разработаны модульные тематические кластеры по проблемам гетерогенности для бакалавриата педагогического образования и магистерской программы «Образовательный менеджмент в гетерогенных организациях». Создан Компетентностный центр, на базе которого в феврале 2015 года прошло повышение квалификации по программе «Организация обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования» для педагогов и руководителей образовательных организаций г.Краснодара и Краснодарского края. На базе Компетентностного центра проводтся конференции, обучающие семинары для педагогов региона, консультирование одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями по разработке индивидульных планов обучения, повышение квалификации сотрудников университета по использованию новых информационных технологий, проведение исследований специфических потребностей различных групп детей и др.
В ноябре 2015 года кафедрой дошкольной педагогики и психологии был проведен круглый стол «Выявление одаренности у детей старшего дошкольного возраста и условия поддержки ее развития» на котором поднимались вопросы ранней диагностики одаренности, актуальные аспекты развития одаренности у детей дошкольного возраста как проблема реализации творческого потенциала личности в гетерогенной среде.
В программе круглого стола принимали участия психологи, педагоги, методисты детских дошкольных образовательных организации, студенты и магистранты кафедры. Своим опытом поделились педагоги ГБСКОУ школы-интерната I – II вида Краснодарского края , которые сопроводили доклад «Развитие творческих способностей детей с нарушением слуха в условиях коррекционной школы» выступлением ансамбля жестового пения.
Выступление ансамбля жестового пения ГБСКОУ школы-интерната I – II вида Краснодарского края
Кафедрой педагогики и методики начального образования была проведена региональная научно-практическая конференция «Физическое здоровье младших школьников в аспекте школьно-родительских отношений», на которой поднимались актуальные вопросы сохранения здоровья школьников различных гетерогенных групп при взаимодействии образовательных организаций и родительской общественности.
Завершился прошедший 2015 год двумя знаковыми событиями: 4-5 декабря прошла Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Социальное неравенство: проблемы и риски гетерогеннных групп», в которой приняло участие более 100 преподавателей, студентов из разных вузов и образовательных организаций страны. В ходе конференции на круглых столах были обсуждены актуальные проблемы миграции, социализации и адаптации гетерогенных групп; проблемы трудоустройства и социальной адаптации выпускников коррекционных школ в Краснодарском крае; психолого-педагогическая поддержка учащихся начальной школы в рамках инклюзивного образования; одаренность как вариант позитивной девиации или резервные возможности человечества и подготовка будущих педагогов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. По итогам конференции все участники получили именные сертификаты, которые им торжественно вручил профессор университета ЛИНК-КАМПУС (г.Рим, Италия) Алессандро Фигус.
В наступившем 2016 году в ближайшее время на базе Компетнтностного центра КубГУ планируется интерактивный семинар онлайн на тему: «Внедрение интерактивных образовательных технологий в подготовку педагогов и образовательных менежеров гетерогенных групп» с университетами участниками консорциума, а также с вузами и образовательными организациями Краснодарского края и региона.
Вручение сертификатов участникам Всероссийской научно-практической конференции «Социальное неравенство: проблемы и риски гетерогеннных групп»
Таким образом, Концепция проекта ТЕМПУС предполагает интеграцию в едином образовательном пространстве различных категорий обучающихся (дети с ограниченными возможностями, одарённые дети, дети из семей мигрантов и социально уязвимых групп) и формирование готовности педагогов к работе с различными гетерогенными группами и организциями в условиях инклюзивной образовательной среды.
Об особенностях реализации данного проекта рассказывает координатор проекта доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики, психологии В.М.Гребенникова.
- Отправным пунктом проекта является тот факт, что практически любая группа обучающихся будь то школьники или студенты, является в большей или меньшей степени разнородной, то есть гетерогенной. В ней есть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети, дети из социально уязвимых групп населения, дети из семей мигрантов и др. Одаренность также бывает весьма разной: одни обучающиеся достигают значительных результатов в спорте, у других талант проявляется в познавательной деятельности (интеллектуальная одаренность), третьи умеют хорошо рисовать картины или сочинять стихи.
Для эффективной работы с гетерогенными группами обучающихся современный педагог должен обладать универсальными компетенциями. К сожалению, в большинстве случаев обычный педагог полностью не готов к работе в гетерогенной педагогической среде.
Основная идея проекта предполагает не только совместное обучение здоровых детей и учащихся с ограниченными возможностями, но и интеграцию в едином образовательном пространстве различных категорий обучающихся при соответствующей подготовке их педагогов.
В настоящее время, инклюзия в общеобразовательной школе – это не только включение в образовательный процесс и социальную жизнь детей с особенностями развития, детей с инвалидностью, но это также построение такой школы, где хорошо и комфортно учиться и работать всем: и ученикам, и учителям, и родителям. Инклюзия охватывает глубокие социальные процессы школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка. Такую среду возможно создать только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. В этой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию образовательных потребностей учащихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, должна соответствовать такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей их возможности и наиболее включающей в учебное взаимодействие.
Концепция предполагает не только совместное обучение здоровых детей и учащихся с ограниченными возможностями, но и интеграцию в едином образовательном пространстве различных категорий обучающихся при соответствующей подготовке их педагогов.
В результате реализации проекта создан международный консорциум многоуровневой системы подготовки педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями. Развитие международной сети университетов-партнёров, обеспечивающий высокое качество образования за счёт открытого доступа обучающихся к лучшим учебным модулям и ресурсам.
Нашими университетами партнёрами из различных стран мира являются: фондовый университет г. Хильдесхайм (Германия), имеющий многолетний опыт участия в различных международных проектах в сфере образования, в том числе и программах TEMPUS, Университет г.Бремен (Германия), Линк кампус университет (Рим, Италия),Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Тюменский государственный университет, Вологодский государственный педагогический университет, Витебский государственный университет имени П.М.Машерова (Беларусь), Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина (Беларусь), Академия последипломного образования г. Минск (Беларусь).
В настоящее время уже разработаны модульные тематические кластеры по проблемам гетерогенности для бакалавриата педагогического образования и магистерской программы «Образовательный менеджмент в гетерогенных организациях». Создан Компетентностный центр, на базе которого в феврале 2015 года прошло повышение квалификации по программе «Организация обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования» для педагогов и руководителей образовательных организаций г.Краснодара и Краснодарского края. На базе Компетентностного центра проводтся конференции, обучающие семинары для педагогов региона, консультирование одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями по разработке индивидульных планов обучения, повышение квалификации сотрудников университета по использованию новых информационных технологий, проведение исследований специфических потребностей различных групп детей и др.
В ноябре 2015 года кафедрой дошкольной педагогики и психологии был проведен круглый стол «Выявление одаренности у детей старшего дошкольного возраста и условия поддержки ее развития» на котором поднимались вопросы ранней диагностики одаренности, актуальные аспекты развития одаренности у детей дошкольного возраста как проблема реализации творческого потенциала личности в гетерогенной среде.
В программе круглого стола принимали участия психологи, педагоги, методисты детских дошкольных образовательных организации, студенты и магистранты кафедры. Своим опытом поделились педагоги ГБСКОУ школы-интерната I – II вида Краснодарского края , которые сопроводили доклад «Развитие творческих способностей детей с нарушением слуха в условиях коррекционной школы» выступлением ансамбля жестового пения.
Выступление ансамбля жестового пения ГБСКОУ школы-интерната I – II вида Краснодарского края
Кафедрой педагогики и методики начального образования была проведена региональная научно-практическая конференция «Физическое здоровье младших школьников в аспекте школьно-родительских отношений», на которой поднимались актуальные вопросы сохранения здоровья школьников различных гетерогенных групп при взаимодействии образовательных организаций и родительской общественности.
Завершился прошедший 2015 год двумя знаковыми событиями: 4-5 декабря прошла Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция «Социальное неравенство: проблемы и риски гетерогеннных групп», в которой приняло участие более 100 преподавателей, студентов из разных вузов и образовательных организаций страны. В ходе конференции на круглых столах были обсуждены актуальные проблемы миграции, социализации и адаптации гетерогенных групп; проблемы трудоустройства и социальной адаптации выпускников коррекционных школ в Краснодарском крае; психолого-педагогическая поддержка учащихся начальной школы в рамках инклюзивного образования; одаренность как вариант позитивной девиации или резервные возможности человечества и подготовка будущих педагогов к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования. По итогам конференции все участники получили именные сертификаты, которые им торжественно вручил профессор университета ЛИНК-КАМПУС (г.Рим, Италия) Алессандро Фигус.
В наступившем 2016 году в ближайшее время на базе Компетнтностного центра КубГУ планируется интерактивный семинар онлайн на тему: «Внедрение интерактивных образовательных технологий в подготовку педагогов и образовательных менежеров гетерогенных групп» с университетами участниками консорциума, а также с вузами и образовательными организациями Краснодарского края и региона.
Вручение сертификатов участникам Всероссийской научно-практической конференции «Социальное неравенство: проблемы и риски гетерогеннных групп»
Таким образом, Концепция проекта ТЕМПУС предполагает интеграцию в едином образовательном пространстве различных категорий обучающихся (дети с ограниченными возможностями, одарённые дети, дети из семей мигрантов и социально уязвимых групп) и формирование готовности педагогов к работе с различными гетерогенными группами и организциями в условиях инклюзивной образовательной среды.