Мемориалы: беспамятство против памяти?

08.11.2016
Краснодар. 8 нояб. - Новая Кубань. Этот тип был в годы Великой Отечественной грязным символом предательства, опасным профашистским агитатором. Так воздвигнем же ему на Кубани мемориал!Абсурд? Если бы…

Вот кого порой увековечивают под позорные лозунги переписывания истории. В Армавире с 2012-го года на мемориальной доске – два портрета участников армяно-турецкой войны 1918-го. Рядом – Андраник Озанян и Гарегин Тер-Арутюнян (он же Нжде). Рыцарь – и дьявол. Безупречно порядочный Озанян призван, видимо, облагородить соседствующего фашиста Тер-Арутюняна. Да не может быть?!
Увы. Как пишет (в октябрьском номере газеты «Завтра» на пятой странице) замечательный публицист, ученый, патриот Владислав Шурыгин, прекрасно знающий наш край и Юг России вообще, этот Тер-Арутюнян в декабре 42-го «вошел в созданный в Берлине Армянский национальный совет». (Красноречивый Гарегин) чуть ли не три года регулярно выступал перед пленными армянами, призывал их вступать в Армянский легион вермахта – «обессмертил» себя лозунгом: «Кто умирает за Германию, тот погибает за Армению». Этого Нжде после смерти в 1966-м во владимирской тюрьме даже в беспредельно-либеральные 90-е не реабилитировали: слишком много крови советских людей, соотечественников на фашистском негодяе.
Ну как же не поставить ему в Армавире памятник.

И беспамятство стало опасным прецедентом: в Армении только что воздвигли мемориал тому же Нжде; наш МИД сразу возмутился! А об армавирском позорище официальные ведомства молчат – о причинах немоты можно лишь гадать. Но одну из разгадок предложим в конце материала.


Памятник Нжде в Армении

А кто следующий в очереди на увековечение? Все фашистские лидеры и прихвостни? Не везде смогут так искусно свою родную историю изувечить-изувековечить… Ведь город, край, любая местность – это еще и текст. Мы читаем на табличках с названиями улиц, с именами запечатленных на мемориальных досках и т. п. не просто ориентиры, а символы ценностей.

Конечно, следует отображать ценности истинные. Это общеизвестно. «Обще»? Так вот разобщим. Разрушим, заменим память. И вот рядом с Суворовым, Чапаевым, Гагариным – еще фашист. Наши авторы не раз писали в этой связи о подонке генерале Краснове, которого за верную службу Гитлеру единодушно осуждали большинство и красных, и белых. И в честь которого называют в крае улицы!..

Конечно, много мемориалов и теперь рождается в честь достойных лиц.  Аршалуйс Ханжиян, великая спасительница, в ноябре прошлого года как живая встала у Вечного огня в Горячем Ключе.
В июле 2016-го в Краснодаре появился славный памятник казакам и горцам, героям Первой мировой.
Вторая половина октября, экватор нынешней осени, отмечена замечательным событием – наконец появился в Краснодаре достойный монумент в честь неповторимой личности в нашей истории, атамана Григория Рашпиля (Рашпилева). Храбрец, выдающийся казачий военачальник, незаурядный государственный деятель, истинный интеллектуал увековечен благодаря участию общественных организаций и предприятий.

И уж никак не пройти мимо источников финансирования мемориальных проектов.
Откуда деньги? Ведь в бюджетах, краевом и иных, на эти нужды – кот наплакал, больше дождешься от тех свинок да псов, коих изображают на мемориалах…

Нередко средства собирают честно и открыто. Вот недавняя светлая история, связанная с единственным, уникальным в России памятником, открытым в канун нынешнего года – 4 декабря прошлого. Это мемориал в честь пограничников в сквере на улице имени В. Мачуги краевого центра. В стране таких больше нет – пока. Как сказал начальник пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю Ю. Звирык, «сотрудники пограничного управления были первыми людьми, которые на добровольных началах вложили денежные средства на счет строительства данного памятника». К ним, разумеется, добавились и иные ресурсы на столь святое дело – чистые.

Увы, «увековечение недостойных» типа упомянутого в начале нашего материала тоже находит вкладчиков, спонсоров. Имеется требующая проверки информация, якобы к армавирскому позорищу имел отношение недавно осужденный экс-депутат ЗСК.

Более того, есть и аудитория, которая оболванена уверениями, будто это истинные герои, и делится последним. Не в том ли разгадка гадкого успеха «беспамятников», что такие проекты могут убивать нескольких зайцев: «обновлять» идеологию и историю, отмывать грязные миллионы, сливая их с чистыми крохами, сплачивать единомышленников?

Но не все так плохо.

…«С возвращением, государыня!» – так в Крыму этим летом и осенью писали-говорили о возвращении в Симферополь памятника Екатерине Второй. А в пример, в образец ставили… Кубань, Краснодар. То есть не только критикуют наш край по этой части, но порой и справедливо почитают.

Заботой кубанцев о доброй памяти великой императрице, ее сподвижникам восхищались крымчане и в материалах СМИ (даже в «левой» газете «Крымская правда»), и, что важнее, в народной молве. Такое отношение дорогого стоит. А главное – обязывает. Уж коль соседи оглядываются на наш край в этом святом деле, негоже творить оплошные мемориалы. И увековечивать фашистов.