Спектакль без режиссера. Краснодарский театр драмы поставил «Собачье сердце» Булгакова
«Собачье сердце» Краснодарского театра драмы не просто очередной поход в пустоту, но и еще откровенная авантюра.
Я уже как-то писал, что этому театру ничего плохого не грозит, все худшее уже с ним случилось. Но, оказывается, еще можно ставить спектакли и без режиссера. На афише мы читаем фамилию постановщика – Владимир Золотарь. Насколько мне известно, театр его видел скоротечно лишь один раз, и то в прошлом году. Вы спросите, как подобное возможно? Оказывается, у нас все может быть. Репетировали по зуму, и, конечно же, стойко и мужественно «спасал» ситуацию, то есть доставлял Михаила Булгакова, новоиспеченный главный Арсений Фогелев, который к режиссуре не имеет никакого отношения и который сам и заварил всю кашу. И дело здесь не в локдауне, просто Золотарь в это время, когда должен был работать в Краснодаре, трудился в другом месте, а наша драма лишь довольствовалась ожиданиями и больничными листами от него. В результате мы и получили полуфабрикат.
Главную роль исполнил актер Руслан Копылов, артист на амплуа мальчиков-кузнечиков и иванов-подкидышев даже в свои 30 лет. Вот и получилось из Полиграфа Полиграфовича что-то вроде парня-оборванца, беспризорника, Гавроша.
А ведь Шариков является той фигурой, от которой во многом зависят остальные ходы. И, естественно, необходимый игровой ансамбль в данном случае банально рассыпается. Булгаковский текст – острый, ироничный, убийственно саркастичный – здесь не звучит, он всего лишь проговаривается, и то с внутренней дрожью не забыть слова. Даже Александр Катков в роли Преображенского, актер со старой школой и огромным опытом, не спасает ситуации, его элементарно на всех не хватает, ему нужно взаимодействие и мотивация, а какой импульс от Борменталя в исполнении Михаил Дубовского?! Ассистент профессора – интеллигентный, образованный молодой человек, герой же Дубовского – этакий официант из ресторана. Но зато «кордебалет» Швондера играл даже не гротеск и не фарс, а что-то из клубного КВН. Их пластические и танцевальные этюды шли просто отдельным от спектакля номером, впрочем, как и наряды. Я так и не понял, что это было: то ли травести-шоу, то ли балаган после пожара. Зато почти весь спектакль на мрачной лестничной конструкции в длинном алом шарфе дефилировала Айседора Дункан. И других нелепостей в спектакле масса. Чего только стоит «антре» посетителя профессора, словно из цирка фриков, в исполнении Кирилла Симоненко!
Вообще, о чем спектакль, что за жанр, остается загадкой. Если за метафоры посчитать танцовщицу-босоножку и дешевые «репризы» Швондера (Алексея Мосолова), то можно только посочувствовать фантазии автора этих «придумок». Всего лишь очередной набор номеров мимо текста и смысла – мимо здравого смысла и того, что разруха находится в наших головах. А убивающее слух музыкальное оформление, которое не только не добавляет ничего в действо, но и прессует и без того плоскую сценическую картину. И, конечно, напрашивается логический вопрос, зачем ставить спектакль, когда нет главного героя и, самое главное, когда нет режиссера?