У каждого своя история: кубанский поисковик рассказал о найденных в Краснодарском крае и Адыгее истребителях времен Великой Отечественной войны

19.07.2023
В Краснодарском крае и Республике Адыгея за апрель и июнь 2023 года поисковики нашли места падения 3 самолетов времен Великой Отечественной войны. Об этом в начале июля рассказал руководитель краснодарской краевой общественной организации «Кубанский плацдарм» Евгений Порфирьев.

«Новая Кубань» подготовила большой материал о поднятии обломков самолетов «P-39», «P-39D-2» и «ЛАГГ-3», каждый из которых имеет свою историю крушения.

Истребитель «P-39» Airacobra

На Кубани один из истребителей данной модели был найден поисковиками на горе Квашин бугор, в районе Геленджика, 9 апреля 2023 года. Полевые работы были начаты специалистами после обнаружения на земле борозды длиной несколько метров. Это стало следствием падения самолета. В ходе предварительной разведки был найден шильдик (информационная табличка — прим. ред.) с номером мотора самолета — 26B-329. По предположениям Евгения Порфирьева, данный номерной знак является заводским номером самолета.

«Учет в войсках велся по номеру военной приемки, который отличался от заводского. Помню, пару лет назад пытались создать таблицу соответствия заводских номеров и номеров военной приемки. Посоветовавшись с коллегами из Европы и США, увлеченными авиаисторией, пришли к выводу, что поскольку модификации K, L и M самолета «Р-39» выпускались в рамках одного контракта, то нумерация у них была сквозная. При таком раскладе самолету «Р-39» с заводским номером 26В-329 соответствует номер военной приемки 24572», — рассказал специалист.


Стоит отметить, что «Кобра» № 24572 (Airacobra — прим. ред.) входила в состав 16 гвардейского истребительного авиационного полка (ГИАП). Как добавляет поисковик, данный самолет не вернулся с боевого задания в апреле 1943 года. В этот период времени ГИАП было потеряно 2 «Кобры» на участке Новороссийск-Геленджик 17 и 24 апреля соответственно.

Пилотами этих самолетов были гвардии младшие лейтенанты Владимир Емельянович Бережной и Никита Семенович Мочалов. Специалист уточняет, что оба летчика «P-39» выпрыгнули с парашютами и погибли. Поскольку, согласно книге Александра Табаченко «Покрышкинский авиаполк», самолет «Аэрокобра» «P-39» № 24572 был списан приказом по полку от 22.04.1943, то он не мог быть потерян в воздушном бою 24 апреля. Следовательно, истребитель был сбит 17 числа. Это значит, что его пилотом был младший лейтенант Бережной. Всего в список потерянных при боевой работе в период с 8 по 22 апреля 1943 года вошли «Кобры» №24572, 24601, 24552, 188424, 136428, 138438, 138550 с моторами «Эллисон» №26389, 26411, 26252, 135023, 135004, 135185, 135084.


Справка «НК»: истребитель «P-39» Airacobra был передан из США в СССР в 1942 году. Всего по ленд-лизу советский союз в период Великой Отечественной войны получил 4952 воздушных судна данной модели.

Истребитель «P-39D-2» Airacobra

Самолет «P-39D-2» был найден поисковиками 12 июня 2023 года на хребте Бацехур между Геленджиком и Новороссийском. По словам Евгения Порфирьева, поиски данной модели проводились порядка 15 лет назад, но в то время его обнаружить так и не удалось. Фрагменты обшивки «Кобры» поисковики нашли в горах около домика охотников. Они представляли собой детали в характерном американском окрасе. Лишь в 2023 году один из охотников дал членам отряда «Кубанский плацдарм» точные координаты места падения самолета и рассказал, что часть обломков лежала в ущелье «в 100 метрах ниже от его “застрела”». После того, как члены группы выехали на место, подтвердилось, что это «Кобра».


«Сразу на нескольких фрагментах конструкций встретился выбитый номер 14А, что соответствует модификации Р-39D-2. Кроме того, на месте падения были обнаружены остатки боекомплекта, в том числе от бортовой пушки Испано-Сюиза 20-мм, что характерно именно для этой модификации Р-39», — добавил Евгений Порфирьев, отмечая особенность найденной модели.

В ходе тщательных полевых работ поисковики обнаружили шильдики, также подтверждающие модель истребителя. Однако на выкопанном фрагменте коленчатого вала самолета номера мотора не оказалось, имелся только технологический номер. Специалист уточнил, что, модификация D-2 относительно редкая, и их потерь в районе Краснодарского края было мало. Анализ всей имеющейся информации о местах падения самолетов данного типа позволил предположить, что данная «Кобра» относится к составу 298-го истребительного авиационного полка. Она была утеряна 17 апреля 1943 года.

«Пилот сержант Иванов Василий Матвеевич. Самолет Р-39 №138463. 11:55-13:10 12 Р-39 вылетели на прикрытие своих войск в районе Новороссийска. При подходе к району прикрытия встретили группу бомбардировщиков противника 7 Хе-111 и 12 Ю-88, следовавших на бомбардировку наших войск. Наши самолеты вступили с бомбардировщиками в бой. Иванов во время боя оторвался от ведущего старшего лейтенанта Муравьева. По вызову старшего лейтенанта Вишневецкого пристроился к нему и вел с ним в паре бой с Ме-109, Хе-111 и Ю-88. После двух атак старшего лейтенанта Вишневецкого по самолетам противника Иванов оторвался. После отрыва от Вишневецкого на Иванова напали 2 Ме-109. Они произвели атаку на Иванова в тот момент, когда он делал разворот для атаки на Хе-111, и подожгли самолет сержанта Иванова. Самолет с опущенным носом и левым скольжением все время увеличивал угол пикирования. Дойдя до высоты 500 метров, Иванов выпрыгнул с парашютом и приземлился в районе перевала Кабардинский в 22 км юго-восточнее Новороссийска. Самолет сгорел», — приводит Евгений Порфирьев цитату из книги учета потерь личного состава полка.


Василий Иванов встретил победу в звании младшего лейтенанта и был награжден орденом Красного Знамени. Также в 1985 году солдат получил орден Отечественной войны 1-й степени. Всего на его счету числится 5 сбитых самолетов противника.

В этом же бою, 17 апреля, был сбит второй самолет. Таким образом, в данном воздушном бою было подбито 2 истребителя этого типа. Второй «Коброй» управлял старший пилот лейтенант Румм Александр Андреевич. Летчик смог посадить подбитый самолет и приземлить его на своей территории.

Евгений Порфирьев рассказал, что в военных архивах СССР и Германии сохранилось точное указание места падения самолета «P-39D-2». На картах, полученных поисковиком, изображено, что истребитель был утерян в 10 километрах северо-восточнее Геленджика и в 22 километрах юго-восточнее Новороссийска. Это место в точности соответствует месту обнаружения обломков самолета.


Истребитель «ЛАГГ-3»

Место падения «ЛАГГ-3» было найдено членами «Кубанского плацдарма» 24 июня 2023 года на территории Республики Адыгея. Фрагменты обломков самолета поисковики обнаружили в ауле Кошехабль. По словам местного жителя, который стал очевидцем воздушного боя с участием «ЛАГГ-3», самолет был сбит «мессерами» (Messerschmitt, немецкий самолет — прим. ред.).

Самолет упал в огород, едва не зацепив крышу частного дома. Летчик выпрыгнул с парашютом. Очевидец рассказал, что при приземлении его забрали военные, однако он не помнил, кем они были.

В результате полевых работ специалисты обнаружили номер мотора — 225-777. Также во время раскопок были найдены технологические клейма 21-го завода Народного комиссариата авиационной промышленности СССР и остатки боекомплекта (12,7 и 20 миллиметров).

«В соответствии с актом №109 от 25.05.1942, самолет ЛАГГ-3 №31212944 с мотором М-105ПА №225-777 был отправлен летом с завода №21. Вместе с ним по Акту было передано еще 12 машин. В какие именно полки поступили эти самолеты, в точности неизвестно, но близкий по номеру самолет №31212942, указанный в этом же Акте, точно попал в 518 ИАП и был потерян в августе 1942 года. В этот период 518 ИАП воевал на Кубани и потерял три самолета ЛАГГ-3 в районе обнаружения обломков. Один летчик погиб вместе с машиной, а двое других попали в плен», — отметил Евгений Порфирьев.
Пилотом истребителя, по предположениям поисковиков, был командир звена лейтенант Василий Дмитриевич Шмелев. Он был ранен и сбит на самолете в районе обнаружения обломков самолета в Адыгее. После этого летчик пропал без вести. Спустя время в Книге учета потерь личного состава 518 ИАП появились новые подробности случившегося. Так, пилот был найден живым в городе Синдар Грузинской ССР. Выяснилось, что после ранения лейтенант Шмелев попал в немецкий госпиталь, откуда сбежал спустя два дня. Далее он скрывался в районе Армавира, а в 1943 году, после освобождения нашими войсками территории, прошел спецлагеря Народного комиссариата внутренних дел СССР.


Василий Дмитриевич продолжил службу в авиации и с августа 1943 года воевал в 863 истребительном авиационном полку штурманом, а с апреля 1944 года — командиром эскадрильи.

«К сожалению, более точно установить обстоятельства события не представляется возможным ввиду того, что документы 518 ИАП об учете самолетов и моторах за период июнь-август 1942 года практически не сохранились», — резюмировал руководитель поисковой группы.

В настоящее время на счету поисковиков краснодарской краевой общественной организации «Кубанский плацдарм» 445 найденных самолетов.

Напомним, ранее «Новая Кубань» рассказывала о том, как проходят полевые работы кубанских поисковиков на территории Краснодарского края.