«Киношок» в слезах: как прошел 33 Международный фестиваль в Анапе
Шевчук и ее команда
Анапский «Киношок» держится 33 года, увы, в последнее время из последних сил. Как он только не назывался и что он только не пережил! Лично я посещаю кинофестиваль четверть века и видел многое, став свидетелем и триумфа кино, и ситуаций, скажем мягко, не совсем элегантных, когда хорошие фильмы «задвигались», а посредственная продукция одаривалась сверх меры. Случалось разное, но во всяком случае имелся предмет для споров, интеллектуальных схваток, мнений.
Однако в те годы уровень и киношоковских гостей, и прессы был если не элитным, то первоклассным точно. Дискуссионный клуб собирал по вечерам массу всякого люда, и вели его знаменитые киноведы – чего стоила только одна Ирина Михайловна Шилова. Умная, живая, ироничная, умевшая так обсуждать фильм, так вести диалог, что именно к ней возникало доверие и хотелось подойти и продолжить общение. То был честный разговор – и всегда на равных, и всегда остроумно-уважительный.
Сегодня этого, я имею в виду на завершившемся 33-м Международном кинофестивале «Киношок», катастрофически не хватало. Все годы пресс-службой руководила Вера Мусатова, не просто профи, а умевшая держать в своих прелестных ручках пеструю киноведческую братию. На сей раз нам рассказали, что «Киношок» омолодился и стал небывало юным, задорным, звонким. На деле мы увидели сборную тимуровцев с зашкаливающим самомнением, нормальных киноведов тоже не узрели, приехали те, что попроще. А когда президент фестиваля, заслуженная артистка России Ирина Шевчук стояла и на открытии, и на закрытии в слезах, рассказывая о проблемах, то ее можно было понять. Мне помнится, рядом с ней на сцене обычно находились фигуры более чем достойные (Виктор Мережко, Сергей Новожилов), ныне непонятно кто…
Если прошлые кинофорумы отличались компактностью, то последний просто пошел вразнос. Одни сеансы проходили в кинотеатрах «Монитор» («Красная площадь»), другие – в Городском театре (там же состоялось открытие и закрытие фестиваля), пресс-конференции и традиционные вечерние обсуждения – вовсе в конце Пионерского проспекта. Притом в зал «Монитора», и так небольшого размера, умудрялись нагонять студентов, и в результате за места иногда шла битва. Поразил и еще один странный факт – жюри полнометражного конкурса, возглавляемое режиссером Юрием Карой, практически не появлялось на просмотрах!!! Почему подобное стало возможным, остается загадкой! Вопросов много…
К примеру, раньше кураторами главного конкурса и короткого метра являлись разные люди, на этот раз за две программы отвечал один человек, который, естественно, разрывался на части. Ушли и фотографии с аккредитаций, казалось бы, мелочь, но вот из таких нюансов все и складывается, и, как видим, не в пользу праздника.
Лауреатов поменять местами
Но несмотря на весь этот нелепый «бурлеск», слоны розданы, и даже можно отметить работы (я говорю об основном конкурсе) очень достойные. Одна из таких картин «Последняя цена» режиссера Наура Гармелии.Наур поведал историю русской семьи, живущей в послевоенной Абхазии, где основным источником дохода тогда являлась продажа фундука. Орехи здесь валюта, золотой запас, то, что кормит. Последовав совету местного дедка, как «толкнуть» товар повыгоднее, и пропитав орех подсолнечным маслом для прибавления веса и удвоения дохода, семья ввязалась в рискованную авантюру. Дальше события принимают детективный оборот, заканчивающийся трагедией – гибелью сына главного героя и кровной местью. В сюжете есть еще одна ключевая фигура – засланный немой мальчик, которого, ни о чем не подозревая, приютили сердобольные люди, он же и оповестил грабителей. В финале здоровые дяди с автоматами в ярости гоняются за маленьким беглецом, но тщетно. Находит его именно тот старик, он отпускает ребенка, но пощечина, данная этой уже искалеченной взрослым миром детской душе со словами: «Живи», выводит «Последнюю цену» на уровень притчи. Картина страшная, но и мудрая одновременно, к тому же снятая талантливым оператором Дмитрием Знаменщиковым, получившим приз А. Княжинского за свое мастерство. Эмоциональный ритм фильма, кажется, выверен до мелочей, он держит в напряжении от начала до конца.
Наур Гармелия 8 лет назад окончил Санкт-Петербургский университет кино и телевидения (мастерская Сергея Снежкина) и только сейчас смог позволить себе полной метр. Понятно, материал им выстраданный, и для дебюта это великолепное начало. «Последняя цена» также взяла и диплом кинопрессы, совсем недавно мы его именовали призом имени Ирины Шиловой.
Непременно хочется сказать и об иранской ленте режиссера Маниже Хекмат «Отбросы и тряпичные куколки», удостоенной специального диплома Большого жюри с формулировкой «За оригинальное художественное решение». Картина тонкая, деликатная, с историей простой и печальной. Муж и жена живут на мусорном полигоне, другими словами, на свалке, но и здесь супружеская чета обустраивает собственный мир, благо на мусорке можно найти много чего интересного. У него золотые руки и золотое сердце, у нее житейская сноровка, он все может починить, она во все может вдохнуть тепло.
У него постоянно на плечах сидит ворона, а ее не отпускает мысль о детях. Фильм сам по себе очень размеренный и похож на изысканную струящуюся ткань. К сожалению, в нашем мире порой к людям относятся хуже, чем к отбросам, и им нет места даже среди выброшенных вещей. Женщина и мужчина вынуждены покинуть «милую» обитель и вновь отправиться на поиски жилища. А тряпичные куколки, которые героиня из лоскутков делала на продажу, – и мечта о личном счастье, семейном уюте, и своего рода оберег.
Иранское кино, особенно у женщин-режиссеров, глубоко искреннее, сделанное сердцем, так как снимается о том, что у них беспрестанно болит и что, видимо, лишает сна и покоя.
Но желанный «оскар» фестиваля «Золотая лоза» торжественно отдан фильму Натальи Назаровой «Филателия», а актриса Алина Ходжеванова получила награду за лучшую женскую роль. Кстати, лента уже победила на фестивале «Окно в Европу».
Героиня Ходжевановой служит в почтовом отделении, и единственной отрадой для нее является коллекционирование марок. А чем может заниматься в скучном приморском городке девушка, у которой хромота и проблемы с речью. Но в один прекрасный момент появляется бравый, шумный моряк. Петя (замечательная актерская работа Максима Стоянова) резко разнообразит унылую жизнь героини на зависть ее товаркам. Картина добротная, с долей иронии и сарказма, но я бы все-таки лауреатов поменял местами, отдав «Лозу» «Последней цене», а лучшую режиссуру Наталье Назаровой.
Музыка прекрасная
Еще одна нашумевшая работа стала призером за лучшую музыку. На самом деле лента «Лиссабон» Светланы Филипповой о семейном разладе невероятно скучная, лишь в музыке Андрея Карасева присутствует и лирическая грусть, и какое-то изящное томление, и внутренняя тревога.Статуэтка за лучшую мужскую роль отдана актеру Орынбеку Шаймаганбетову. Фильм «Крик» режиссера Кенжебека Шайкакова рассказывает историю маленького аула под Семипалатинском на стыке конца советской эры и начала нового Казахстана. Школьник Жалгас (Арнур Акрам) и его отец, безногий с рождения Мелис (Орынбек Шаймаганбетов), проживают нелегкую жизнь, где горечи больше, чем радости. И здесь за старшего скорее 12-летний сын, совершенно по-взрослому смотрящий на мир.
Вообще, все кино фестиваля объединено одной тематикой – семья. У драматурга Бернарда Шоу есть чудесная фраза: «Счастливая семья – это раннее небо». К такому небу и стремятся наши герои, но этот путь невероятно трудный, требующий терпения и любви.
Конкурс короткометражных фильмов был представлен 15 соискателями. При том все «коротышки» отличают дивный юмор, правда, обладатели и главного приза «Слишком хорошая Анна» (режиссер Яна Климова-Юсупова), и приза «За уверенную работу в сложном жанре» «По-человечески» (Ярослав Лебедев) скорее, черный...
В этом году «Госпожа Удача» имени Павла Луспекаева присуждена не конкретному лицу, как всегда, а целому Краснодарскому краю за поддержку отечественного кинематографа. Скажем так, неожиданно! В любом случае приятные неожиданности лучше, чем досадные сюрпризы, которыми прошедший «Киношок» изобиловал не скупясь.
Р.S.: А что касается самого города-курорта Анапа, то он по традиции сделал для фестиваля все от него зависящее.