Джульетте Ромео не мешал. Краснодарский театр драмы показал «клипового» Шекспира
Трагедия «Ромео и Джульетта» в афише Краснодарского театра драмы появляется с некоторой периодичностью и, естественно, становится кассовым спектаклем, так как название и тема обязывают. Классика на то и классика, она дает опору, проверяет уровень мастерства и профессионализма, и именно классика обнажает безжалостно. Не избежал и наш театр этих проблем, впрочем, как и режиссер Константин Солдатов, который поставил в Краснодаре своего Шекспира – очень шумного, крикливого, сумбурного. И, самое главное, мы узрели стереодраму: перед нами история с этаким двойственным «звучанием». С одной стороны, действие, близкое, так сказать, ренессансной эпохе, а с другой – вроде сегодняшний день. По крайней мере, так режиссер попытался сформулировать свой замысел.
Сценография (Арина Слободяник) опять же эклектична, роспись баскетбольной площадки (ни дать ни взять «Вестсайдская история») соседствует с домиком, подразумевающим балкон, правда, строение больше смотрится сторожкой. Здесь же мы видим ступенчатый подиум и что-то вроде выемки для скейт-площадки, экран, неоновую вывеску на итальянском и за всем этим фигуру Девы Марии, то есть, надо полагать, – Молитву. Костюмы отчасти схематичные, но есть и очень конкретно очерченные. Князя Веронского, осовремененного, играет Мария Грачева в черном брючном костюме, в темных очках и с телефоном. У актрисы роль вся на одной надзирательной ноте, так что персонаж довольно-таки ходульный и однобокий. В черные одежды облачен и брат Лоренцо, он же по совместительству рассказчик (Евгений Женихов). Его френч словно сошел с одного из политических шоуменов нашего телевидения. Имеются и другие гардеробные смещения и странности. Та же Джульетта сегодняшнего дня! Но об этом чуть позже.
Взять ту же ослепительную сцену объяснении в любви на балконе, когда наши герои должны воспарить в своих чувствах и свободе. Но Ромео Руслана Копылова просто теряется рядом с довольно яркой Анастасией Поддубной. Ее Джульетта все время чувственно жует и не менее соблазняюще дефилирует в подобии пеньюара розового цвета, и герой Копылова ей нисколько не помеха. И они удивительным образом не смотрятся с друг другом, а их дуэт звучит скорее пародией, чем драмой. Вторую «историческую» пару Анастасии Довбыш и Кирилла Симоненко вовсе нельзя рассматривать всерьез. Ребята еле справляются с текстом, их пластика даже не робка, а неумела, беспомощна, неловка. Я не знаю, куда смотрел режиссер, когда выбирал актеров на главную роль, взяв форму двойничества (тоже уже использованную тысячу раз) для нашей растренированной труппы.
Взяв такой изумительный материал, Константин Солдатов умудрился не выписать должным образом ни одного характера, а предложил лишь клиповые персонажи и такой же набор приемов из разных углов. Состыковать два времени, показать их схожесть и расхожесть, соединить искусство высоких чувств разных столетий, видимо, такая задумка была у постановщика. Идея прекрасная и непростая. И только лишь одна сцена буквально взлетает над путаным, лихорадочным, провинциальным краснодарским Шекспиром: игра в бадминтон – картина венчания. Этот воланчик на секунду смог прорезать мглу и, и как ни странно, вознестись молитвою. Поразительный, редкий фрагмент, однако очень мимолетный. Что, конечно же, не спасает спектакль с красивым, отчасти вольным, но поэтичным пастернаковским переводом. Увы, трагедия Шекспира нам представлена в манере рекламных роликов, ленты новостей, перформанса и все того же клипового сознания.
У каждого героя и персонажа есть «дубль», и эта «копия» в современном варианте продолжает сюжет. Бывает, синхронно, иногда вдогонку, порой опережая – ситуации обыгрываются в разных вариантах, как та же знаменитая композиция «Танец Рыцарей» Сергея Прокофьева, где включается и музыка Нино Рота из фильма Франко Дзеффирелли «Ромео и Джульетта». Кусок броский, но опять же сбивчивый, и эффектные шаг-поза, шаг-поза в конце превращаются в физкультурное хождение (хореограф Александр Любашин). Шекспировские герои все время находятся в движении: то они ритмично ходят, словно на показе мод, то истерично мечутся, и все бы хорошо, но за этой беготней и маетой ускользает главное – смысл и та трагедия, о которой нам и поведал великий английский драматург. Музыкальная ткань спектакля, как и полагается, «дивертисментная», этакий концерт – от Прокофьева до техно и рока. Константин Солдатов, как мне кажется, больше любитель формы и эффектов – театр нутра, театр переживаний не его конек.
Взять ту же ослепительную сцену объяснении в любви на балконе, когда наши герои должны воспарить в своих чувствах и свободе. Но Ромео Руслана Копылова просто теряется рядом с довольно яркой Анастасией Поддубной. Ее Джульетта все время чувственно жует и не менее соблазняюще дефилирует в подобии пеньюара розового цвета, и герой Копылова ей нисколько не помеха. И они удивительным образом не смотрятся с друг другом, а их дуэт звучит скорее пародией, чем драмой. Вторую «историческую» пару Анастасии Довбыш и Кирилла Симоненко вовсе нельзя рассматривать всерьез. Ребята еле справляются с текстом, их пластика даже не робка, а неумела, беспомощна, неловка. Я не знаю, куда смотрел режиссер, когда выбирал актеров на главную роль, взяв форму двойничества (тоже уже использованную тысячу раз) для нашей растренированной труппы.
К сожалению, спектакль должным образом не структурирован, вторая часть идет уже в другой тональности и с другими эмоциональными оборотами, где длинноты стали просто невыносимы. Ближе к концу все «оживилось», и нам вдруг выкатили красненькое авто на веревочке, что сопроводилось немецким киноэкспрессионизмом – кадрами страстных поцелуев. С финалом у режиссера, как и с ключевыми сценами дуэли, смерти героев, произошла явная осечка.