Особенности национальной торговли: как ярмарки и рынки стали визитной карточкой Краснодарского края

10.12.2021
Краснодарский край — это житница России, один из ведущих сельскохозяйственных регионов страны. Кубанские фермеры выращивают более 40 различных культур овощей, в наших садах растет большое количество плодовых деревьев, поля гектарами засеяны зерном, а в последние годы к этому добротному разнообразию добавились еще и виноградники. А еще Краснодарский край — это родина главных черноморских курортов, куда каждый год едут миллионы туристов. Только с начала этого года Кубань приняла более 16 млн отдыхающих. Сложив две эти центральные грани кубанской экономики, можно получить третью, не менее важную — торговлю: с одной стороны этого «дуэта» — кубанские фермеры с их экологически чистой продукцией, а с другой — россияне, едущие на юг в том числе и полакомиться плодами местной флоры и фауны.

За последние 5 лет оборот торговли в Краснодарском крае вырос на 32 процента, за 10 месяцев 2021 года он составил 3,3 триллиона рублей. Конечно, это не только фермерская торговля: это и крупные торговые сети, и небольшие магазины. Их число тоже постоянно растет. Так, за указанный период в Краснодарском крае в эксплуатацию ввели около 3 тысяч объектов потребительской сферы общей площадью 1,2 миллиона квадратных метров.

За 10 месяцев 2021 года предприятия потребсферы перечислили 53 млрд рублей налогов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель увеличился на 44,7 процента. 

Одно из условий качественной торговли — хорошо развитая сеть площадок разного формата. Она положительно сказывается на конкуренции и ценообразовании, дает жителям региона возможность приобрести товары местных производителей, а последним, в свою очередь, реализовать его. В Краснодарском крае насчитывается более 59 тысяч магазинов, в том числе ТЦ и ТРК, супер- и гипермаркеты, рынки, ярмарки, также развивается семимильными шагами онлайн-торговля.

Подробнее мы сегодня поговорим о тех объектах, которые являются особенностью кубанской торговли и, как уже говорилось выше, становятся связующим звеном между фермерами и жителями и гостями региона, — о ярмарках, рынках и придорожных торговых рядах.

Ярмарки и рынки

На Кубани ярмарки появились со времен покорениях этих земель казаками. В Екатеринодаре (историческое название Краснодара — прим. ред.) ежегодно ярмарки проводить стали с 1794 года. Скоро появился в городе и первый рынок — располагался он на месте, где сейчас стоит здание ЗСК, а за ним и второй, третий. Здесь торговали различной снедью, предметами быта и даже соломой и сеном (отсюда и название старейшего рынка в Краснодаре — прим. ред.).

В современном Краснодарском крае ярмарки — один из инструментов улучшения качества торговли. Эта сфера на Кубани динамично развивается: здесь свою роль играют и растущее население региона, и огромный приток туристов, и соответствующий уровень сервиса. Так, только за 10 месяцев 2021 года оборот розничной торговли увеличился на 14,4 процента и составил 1,5 трлн рублей.

В Краснодарском крае по состоянию на ноябрь работало более 830 ярмарок, Кубань входит в Топ-5 регионов России с самой высокой обеспеченностью ярмарками.

Как отмечают в краевом департаменте потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя, ярмарка — удобный для населения и реализаторов формат торговли. Выгоду получают обе стороны. Фермеры обеспечены стабильной точкой сбыта, а покупатели получают доступ к местным товарам, минуя перекупщиков. Так, в ноябре участие в ярмарках приняли 13,1 тысячи представителей сельскохозяйственных предприятий, фермерских и личных подсобных хозяйств. А за десять месяцев 2021 года оборот розничной торговли на рынках и ярмарках региона составил 93,2 миллиарда рублей.

Но на этих показателях ярмарочная торговля останавливаться не собирается. Важная часть развития этого направления — улучшение внешнего вида ярмарок, создание единого стиля. Работу по этой части департамент проводит с 2018 года: специалисты ведомства встречаются с организаторами ярмарок по вопросам реконструкции и модернизации торговых площадок, по итогам переговоров заключаются соглашения о благоустройстве торговых объектов.

А у ярмарок выходного дня — это отдельный формат, внедренный с 2016 года, — и вовсе есть собственная концепция брендирования, которая в том числе предполагает нанесение на палатки QR-кодов, позволяющих узнать всю информацию о производителе товара. Оформление создавалось с учетом двух позиций: сохранения регионального колорита и гарантии допуска на прилавки самой качественной продукции. Кроме того, брендирование играет свою роль и в укреплении престижа кубанской торговли.

Шопинг на свежем воздухе в Краснодарском крае поддерживают и на законодательном уровне. В частности, в мае в краевой закон «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края» были внесены поправки. В законе закрепили такие понятия, как «фермерский дворик», «социальный ряд», «придорожная ярмарка». Одним из плюсов этих поправок стало продление разрешительного срока проведения постоянно действующих ярмарок с одного года до трех лет.



Что касается рынков, то их в Краснодарском крае по состоянию на ноябрь 2021 года насчитывается 23, в общей сложности здесь создано более 9 тысяч торговых мест. Отличительная особенность рынков — широкий ассортимент продукции: здесь можно купить и ягоды с фруктами и овощами, и мясо барана, нутрии, кролика и индейки, нерафинированное масло, розоватое сало и домашний сыр. Большинство рынков — универсальные, но есть 2 специализированных и шесть сельскохозяйственных.

Придорожная торговля

Как было сказано выше, в Краснодарский край круглый год едут тысячи туристов, и многие из них предпочитают автомобильный путь. Кроме того, через Кубань проходят транзитные маршруты, ведущие в Крым, республики Северного Кавказа, Абхазию. Поэтому для нашего региона улучшение придорожного сервиса и повышение его качества — важная задача в рамках развития экономики в целом. Ведь именно придорожный сервис формирует у путешественников первое впечатление о крае.

Сегодня придорожный сервис края — это более 4400 объектов (кафе, рестораны, отели, автозаправочные станции). Изюминкой сервиса на Кубани являются сезонные придорожные ярмарки. Их по праву считают местом притяжения автотуристов со всех уголков России. Они работают с начала летнего сезона и вплоть до ноября.



Сезонные ярмарки располагаются вдоль федеральных, региональных и муниципальных трасс, здесь на витрины выставляются фрукты и овощи. «Хиты продаж» — дыни и арбузы. В 2021 году на Кубани работали 274 придорожные ярмарки — для сравнения, в 2015 году их было 245.

Внешнему виду придорожных ярмарок уделяется ничуть не меньше внимания. В этом году организаторы ярмарок провели большую работу по переоформлению своих торговых мест в соответствии с экоконцепцией, разработанной департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края. Предложенные цветовые и конструктивные решения были использованы на более чем 70 процентах ярмарок. Кроме того, многие придорожные ярмарки оборудовали фотозонами и беседками для отдыха, игровыми площадками для удобства покупателей.

Еще одно из перспективных направлений в развитии придорожных ярмарок — их присоединение к автозаправочным станциям и комплексам. В 2018-м ярмарок таких форматов было три, в 2020 году — уже шесть, в 2021 — восемь.

В Краснодарском крае сфера торговли набрала высокий темп развития, в этом году отрасль показывает взрывной рост после прошлого пандемийного года с его ограничениями. Между тем эти показатели не позволяют расслабиться: в крае ежегодно повышается уровень сервиса, к реализаторам растут требования, и не только по части качества товара, но и по внешнему виду торговых площадей. Краевые власти стремятся и не потерять региональную идентичность в этой сфере, поддерживая форматы ярмарок и рынков, которые уже считаются визитной карточкой Кубани.