Известный краснодарский кардиолог Виталий Зафираки рассказал о нарушениях дыхания во сне, вреде холестерина и самой распространенной болезни сердца
Виталий Константинович Зафираки — врач-кардиолог, доктор медицинских наук, доцент Кубанского государственного медицинского университета. Еще в начале 2000-х годов первым в Краснодарском крае начал заниматься проблемами нарушений дыхания во время сна. О том, когда храп должен стать поводом для визита к врачу, а также о профилактике инфаркта миокарда и инсульта, о пользе и вреде холестерина и о самом распространенном сердечно-сосудистом заболевании в мире доктор рассказал в интервью корреспонденту «Новой Кубани».
Виталий Константинович, сегодня очень модно вести здоровый образ жизни. Молодые люди, пенсионеры стараются найти время для физических упражнений. Скажите, насколько спорт действительно необходим для здоровья сердца?
Регулярные физические нагрузки, как минимум 150 минут в неделю, равномерно распределенные на 5-7 дней, это тот фактор, благодаря которому человек может прожить лет на пять больше, чем если бы он вел малоподвижный образ жизни. Речь не идет, конечно, о спорте высоких достижений. К умеренной физической активности можно отнести, к примеру, ходьбу — но в достаточно интенсивном темпе, примерно 4-5 километров в час. Хотя и медленная ходьба предпочтительнее, чем полностью сидячий образ жизни, но ее оздоровительный эффект не столь яркий.
А если у человека уже есть проблемы с сердечно-сосудистой системой, ему стоит ограничивать себя в физических нагрузках?
Дать всем людям, которые нездоровы, один универсальный совет невозможно. Но и для этих людей никакие лекарства не заменят положительного эффекта физических нагрузок. Я считаю, что такие пациенты должны находиться в тесном общении со своим лечащим врачом, и этот вопрос стоит обсуждать индивидуально — какой уровень и вид нагрузки выбрать.
Какие сердечно-сосудистые заболевания наиболее распространены в Краснодарском крае?
Наш регион не имеет по спектру сердечно-сосудистых заболеваний каких-то принципиальных отличий от других регионов. Более того, со смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний у нас дела обстоят лучше, чем в регионах Дальнего Востока и Сибири. Основное сердечно-сосудистое заболевание, которое уносит большую часть жизней и создает огромный экономический ущерб, называется атеросклероз. Это многоликое, системное заболевание, поражающие артерии — сосуды, несущие кровь от сердца к органам. Атеросклероз может поражать артерии мозга, сердца, почек, нижних конечностей, шеи. В зависимости от пораженного сосудистого бассейна мы получаем то или иное заболевание по принятой классификации, хотя де-факто это всё проявления одного системного заболевания — атеросклероза. Например, инсульт по большей части происходит вследствие того, что атеросклерозом поражаются кровоснабжающие головной мозг сосуды, инфаркт миокарда — сосуды сердца. Болезнь одна — проявлений много.
В своих ранних интервью Вы говорили о связи атеросклероза и уровня холестерина. Скажите, как одно влияет на другое?
Да, прямая связь есть, и впервые это было установлено еще 105 лет назад нашим российским ученым Николаем Аничковым, который в экспериментальной модели на кроликах обнаружил, что при скармливании животным пищи с высоким содержанием холестерина он оказывается потом в аорте. Не все так просто, конечно — съели холестерин, и он прямиком отправился в сосуды. Атеросклероз — это заболевание многофакторное, и участвует в его развитии масса звеньев. Но даже и в наши дни можно сказать, что Аничков в целом был прав: без холестерина нет атеросклероза. Это тот биохимический субстрат, который является основой для формирования этой болезни. Остальное — курение, ожирение, повышенное кровяное давление его только ускоряют. Но здесь имеется в виду не весь холестерин, а тот, который принято называть «плохим».
Какие у нас есть возможности повлиять на уровень в крови «плохого» холестерина?
Мы его называем «плохим» условно — природа не создавала холестерин для того, чтобы нам вредить. Частицы, в состав которых входит «плохой» холестерин — тоже нужны, но когда их становится слишком много, вот тогда и ускоряются негативные процессы. Питание и образ жизни в значительной степени влияют на это — на 20-40 процентов, остальное дает генетика. Кардиологи призывают ограничить употребление тех продуктов, которые содержат так называемые насыщенные жиры, которые при комнатной температуре имеют твердую консистенцию. Основа здорового рациона — овощи, фрукты, крупы, бобовые, рыба, умеренное количество нежирного мяса. Это то, к чему приспособлен и зубной аппарат человека, и пищеварительный тракт, и даже строение его кисти — она скорее предусматривает срывание плодов, чем раздирание мяса когтями. От чего стоит отказаться максимально — это трансжиры. Сюда относится прежде всего то, что изготовлено с участием маргарина. Это выпечка, торты, картофель-фри, жареные на масле продукты, разный фастфуд. Последний просто олицетворяет собой то, что вызывает ожирение, атеросклероз, гипертонию, диабет.
В СМИ много говорят о том, что болезни сердца «помолодели». Но как понять, что в ближайшем будущем тебе может грозить инфаркт миокарда или инсульт? Есть ли возможность застраховать себя от этого?
Во-первых, надо оценить семейный анамнез. Если в семье были случаи раннего инсульта, инфаркта миокарда (у мужчин до 55 лет, у женщин — до 65 лет), то у вас, вероятно, существует предрасположенность к таким заболеваниям. Во-вторых, есть специальные электронные калькуляторы — SCORE и QRISK-3. Если ввести туда данные о себе — пол, возраст, курение, уровень холестерина, артериальное давление, то получим величину риска. Первая шкала высчитывает только риск смерти, вторая — и несмертельные риски.
Для того, чтобы родившись со здоровым сердцем, к третьему-четвертому десятку лет жизни обзавестись сердечно-сосудистыми недугами, обычно надо либо очень постараться, либо иметь плохую генетику. Наш организм устроен очень разумно и с большим запасом прочности. Приобретенные сердечно-сосудистые болезни у мужчин начинаются зачастую уже в возрасте 40-60 лет, у женщин — в среднем на 10 лет позже. Если просто перечислять какие-то настораживающие симптомы, то здесь может быть много попаданий мимо и ложных тревог — например, боль, возникающая при физической нагрузке, всегда подозрительна для кардиолога, но в то же время она может быть связана и со скелетно-мышечными проблемами. Поэтому скажу так — если появляются какие-то новые симптомы, особенно, если они со временем нарастают, то стоит обратиться к врачу.
Виталий Константинович, хочется поговорить и о приятном. Наша медицина не стоит на месте, появляются новые препараты, способы лечения, диагностики. Конкретно в Краснодарском крае как обстоят дела?
С тех пор, как в нашем в крае с 2002 года начали применяться современные технологии лечения сердечно-сосудистых заболеваний — прежде всего это малотравматичные внутрисосудистые вмешательства и хирургические операции на сердце и сосудах — кардиохирурги и кардиологи получили возможность помогать самой тяжелой категории пациентов. Но тот резерв снижения смертности, который заключало в себе это направление, мы к текущему моменту уже в значительной степени использовали. Мы не можем неуклонно снижать смертность только за счет внедрения «высоких технологий». Остальные резервы снижения смертности и улучшения здоровья — у врачей амбулаторного звена и у самих пациентов, в том числе за счет внедрения принципов здорового образа жизни. Да, мы можем «вытащить» человека после инфаркта или инсульта, но сделать его полностью здоровым — нет. Наша задача — снизить количество инфарктов и инсультов, предотвратить их наступление. И в этом направлении главное — лечение артериальной гипертонии и нарушений липидного обмена (прежде всего, холестеринового). Арсенал современных лекарств для решения этих задач поистине огромен, и задача врача — выбрать из него для каждого пациента оптимальное лечение.
Виталий Константинович, завершить разговор хочется темой, в которой вы признанный специалист в Краснодарском крае. Это проблемы нарушения дыхания во время сна. Храпом страдают многие люди, но в каких случаях стоит обратиться к врачу?
Сам по себе храп, если он не связан с остановками дыхания во сне — проблема скорее косметическая, чем медицинская, т.к. связан с восприятием нас другими людьми. После 60 лет в той или иной степени храпят практически все люди. А медицинской проблема становится тогда, когда это вредит здоровью самого человека. Храп может быть признаком такого недуга, как синдром обструктивного апноэ, когда во время сна у человека на некоторое время останавливается дыхание. Это может длиться 20, 30 секунд, иногда минуту и больше. Таких остановок дыхания за ночь могут быть сотни. И ущерб здоровью от них может быть большим: нет полноценного сна, происходят большие колебания кровяного давления, ночью падает содержание кислорода в крови. Людям, страдающим этим заболеванием, грозит ухудшение памяти, снижение внимания, дневная сонливость, которая иногда может быть настолько сильно выражена, что человек засыпает в самых неподходящих ситуациях. И тут скорее дневная сонливость, чем храп, должны насторожить.
Синдром обструктивного апноэ сна успешно лечится. В тяжелых случаях применяют специальные дыхательные приборы, которые используются во время ночного сна. Задача врача в таких случаях — подобрать оптимальные настройки прибора, режим вентиляции и т.д. В Краснодарском крае я первым начал заниматься этой проблемой еще 18 лет назад, а сейчас в регионе таких специалистов несколько. Однако этого количества достаточно — сомнологи, как принято не вполне официально называть таких врачей, не должны находиться в каждой поликлинике. Что касается лечения бессонницы, то в основе этих нарушений сна обычно лежат хронический стресс, депрессии и тревожные расстройства, и лечение этих проблем — скорее прерогатива психиатров, психотерапевтов и неврологов.
С некоторых пор я являюсь автором медицинского блога для широкого круга читателей, который посвящен вопросам кардиологии, здорового образа жизни и профилактики болезней сердца и сосудов. О многом другом, что не вошло в интервью, можно прочитать здесь
Виталий Константинович, сегодня очень модно вести здоровый образ жизни. Молодые люди, пенсионеры стараются найти время для физических упражнений. Скажите, насколько спорт действительно необходим для здоровья сердца?
А если у человека уже есть проблемы с сердечно-сосудистой системой, ему стоит ограничивать себя в физических нагрузках?
Дать всем людям, которые нездоровы, один универсальный совет невозможно. Но и для этих людей никакие лекарства не заменят положительного эффекта физических нагрузок. Я считаю, что такие пациенты должны находиться в тесном общении со своим лечащим врачом, и этот вопрос стоит обсуждать индивидуально — какой уровень и вид нагрузки выбрать.
Какие сердечно-сосудистые заболевания наиболее распространены в Краснодарском крае?
Наш регион не имеет по спектру сердечно-сосудистых заболеваний каких-то принципиальных отличий от других регионов. Более того, со смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний у нас дела обстоят лучше, чем в регионах Дальнего Востока и Сибири. Основное сердечно-сосудистое заболевание, которое уносит большую часть жизней и создает огромный экономический ущерб, называется атеросклероз. Это многоликое, системное заболевание, поражающие артерии — сосуды, несущие кровь от сердца к органам. Атеросклероз может поражать артерии мозга, сердца, почек, нижних конечностей, шеи. В зависимости от пораженного сосудистого бассейна мы получаем то или иное заболевание по принятой классификации, хотя де-факто это всё проявления одного системного заболевания — атеросклероза. Например, инсульт по большей части происходит вследствие того, что атеросклерозом поражаются кровоснабжающие головной мозг сосуды, инфаркт миокарда — сосуды сердца. Болезнь одна — проявлений много.
В своих ранних интервью Вы говорили о связи атеросклероза и уровня холестерина. Скажите, как одно влияет на другое?
Да, прямая связь есть, и впервые это было установлено еще 105 лет назад нашим российским ученым Николаем Аничковым, который в экспериментальной модели на кроликах обнаружил, что при скармливании животным пищи с высоким содержанием холестерина он оказывается потом в аорте. Не все так просто, конечно — съели холестерин, и он прямиком отправился в сосуды. Атеросклероз — это заболевание многофакторное, и участвует в его развитии масса звеньев. Но даже и в наши дни можно сказать, что Аничков в целом был прав: без холестерина нет атеросклероза. Это тот биохимический субстрат, который является основой для формирования этой болезни. Остальное — курение, ожирение, повышенное кровяное давление его только ускоряют. Но здесь имеется в виду не весь холестерин, а тот, который принято называть «плохим».
Какие у нас есть возможности повлиять на уровень в крови «плохого» холестерина?
Мы его называем «плохим» условно — природа не создавала холестерин для того, чтобы нам вредить. Частицы, в состав которых входит «плохой» холестерин — тоже нужны, но когда их становится слишком много, вот тогда и ускоряются негативные процессы. Питание и образ жизни в значительной степени влияют на это — на 20-40 процентов, остальное дает генетика. Кардиологи призывают ограничить употребление тех продуктов, которые содержат так называемые насыщенные жиры, которые при комнатной температуре имеют твердую консистенцию. Основа здорового рациона — овощи, фрукты, крупы, бобовые, рыба, умеренное количество нежирного мяса. Это то, к чему приспособлен и зубной аппарат человека, и пищеварительный тракт, и даже строение его кисти — она скорее предусматривает срывание плодов, чем раздирание мяса когтями. От чего стоит отказаться максимально — это трансжиры. Сюда относится прежде всего то, что изготовлено с участием маргарина. Это выпечка, торты, картофель-фри, жареные на масле продукты, разный фастфуд. Последний просто олицетворяет собой то, что вызывает ожирение, атеросклероз, гипертонию, диабет.
«Мы можем «вытащить» человека после инфаркта, но сделать его полностью здоровым — нет»
В СМИ много говорят о том, что болезни сердца «помолодели». Но как понять, что в ближайшем будущем тебе может грозить инфаркт миокарда или инсульт? Есть ли возможность застраховать себя от этого?
Во-первых, надо оценить семейный анамнез. Если в семье были случаи раннего инсульта, инфаркта миокарда (у мужчин до 55 лет, у женщин — до 65 лет), то у вас, вероятно, существует предрасположенность к таким заболеваниям. Во-вторых, есть специальные электронные калькуляторы — SCORE и QRISK-3. Если ввести туда данные о себе — пол, возраст, курение, уровень холестерина, артериальное давление, то получим величину риска. Первая шкала высчитывает только риск смерти, вторая — и несмертельные риски.
Для того, чтобы родившись со здоровым сердцем, к третьему-четвертому десятку лет жизни обзавестись сердечно-сосудистыми недугами, обычно надо либо очень постараться, либо иметь плохую генетику. Наш организм устроен очень разумно и с большим запасом прочности. Приобретенные сердечно-сосудистые болезни у мужчин начинаются зачастую уже в возрасте 40-60 лет, у женщин — в среднем на 10 лет позже. Если просто перечислять какие-то настораживающие симптомы, то здесь может быть много попаданий мимо и ложных тревог — например, боль, возникающая при физической нагрузке, всегда подозрительна для кардиолога, но в то же время она может быть связана и со скелетно-мышечными проблемами. Поэтому скажу так — если появляются какие-то новые симптомы, особенно, если они со временем нарастают, то стоит обратиться к врачу.
Виталий Константинович, хочется поговорить и о приятном. Наша медицина не стоит на месте, появляются новые препараты, способы лечения, диагностики. Конкретно в Краснодарском крае как обстоят дела?
С тех пор, как в нашем в крае с 2002 года начали применяться современные технологии лечения сердечно-сосудистых заболеваний — прежде всего это малотравматичные внутрисосудистые вмешательства и хирургические операции на сердце и сосудах — кардиохирурги и кардиологи получили возможность помогать самой тяжелой категории пациентов. Но тот резерв снижения смертности, который заключало в себе это направление, мы к текущему моменту уже в значительной степени использовали. Мы не можем неуклонно снижать смертность только за счет внедрения «высоких технологий». Остальные резервы снижения смертности и улучшения здоровья — у врачей амбулаторного звена и у самих пациентов, в том числе за счет внедрения принципов здорового образа жизни. Да, мы можем «вытащить» человека после инфаркта или инсульта, но сделать его полностью здоровым — нет. Наша задача — снизить количество инфарктов и инсультов, предотвратить их наступление. И в этом направлении главное — лечение артериальной гипертонии и нарушений липидного обмена (прежде всего, холестеринового). Арсенал современных лекарств для решения этих задач поистине огромен, и задача врача — выбрать из него для каждого пациента оптимальное лечение.
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от КАРДИОЛОГ КРАСНОДАР (@dr_zafiraki)
Прерывистое дыхание во сне и сонливость днем — повод обратиться к врачу
Виталий Константинович, завершить разговор хочется темой, в которой вы признанный специалист в Краснодарском крае. Это проблемы нарушения дыхания во время сна. Храпом страдают многие люди, но в каких случаях стоит обратиться к врачу?
Сам по себе храп, если он не связан с остановками дыхания во сне — проблема скорее косметическая, чем медицинская, т.к. связан с восприятием нас другими людьми. После 60 лет в той или иной степени храпят практически все люди. А медицинской проблема становится тогда, когда это вредит здоровью самого человека. Храп может быть признаком такого недуга, как синдром обструктивного апноэ, когда во время сна у человека на некоторое время останавливается дыхание. Это может длиться 20, 30 секунд, иногда минуту и больше. Таких остановок дыхания за ночь могут быть сотни. И ущерб здоровью от них может быть большим: нет полноценного сна, происходят большие колебания кровяного давления, ночью падает содержание кислорода в крови. Людям, страдающим этим заболеванием, грозит ухудшение памяти, снижение внимания, дневная сонливость, которая иногда может быть настолько сильно выражена, что человек засыпает в самых неподходящих ситуациях. И тут скорее дневная сонливость, чем храп, должны насторожить.
Синдром обструктивного апноэ сна успешно лечится. В тяжелых случаях применяют специальные дыхательные приборы, которые используются во время ночного сна. Задача врача в таких случаях — подобрать оптимальные настройки прибора, режим вентиляции и т.д. В Краснодарском крае я первым начал заниматься этой проблемой еще 18 лет назад, а сейчас в регионе таких специалистов несколько. Однако этого количества достаточно — сомнологи, как принято не вполне официально называть таких врачей, не должны находиться в каждой поликлинике. Что касается лечения бессонницы, то в основе этих нарушений сна обычно лежат хронический стресс, депрессии и тревожные расстройства, и лечение этих проблем — скорее прерогатива психиатров, психотерапевтов и неврологов.
С некоторых пор я являюсь автором медицинского блога для широкого круга читателей, который посвящен вопросам кардиологии, здорового образа жизни и профилактики болезней сердца и сосудов. О многом другом, что не вошло в интервью, можно прочитать здесь