Трагедия по умолчанию: причины и обстоятельства не могут свести воедино.
Краснодар. 3 фев. – Новая Кубань. «Нет, это не теракт», – в день трагедии заявили представители оперативного штаба. Прибегли ли они к помощи магов из «Битвы экстрасенсов», не верят, что наши границы стали уязвимы, или знают истинную причину, от которой необходимо отвести подозрения?Так или иначе, 92 жизни находившихся на борту оборвались под звуки сигнализации опасного сближения с землей.
25 декабря самолет Минобороны вылетел с аэродрома Чкаловский и следовал в Сирию. Он дозаправился в Сочи, где и упал возле берега. С момента отрыва от взлетной площадки до столкновения с водой прошло 7 минут.
Единственной непосредственной участницей событий, заявившей о себе, является 32-летняя сочинская диспетчер. В последнем сеансе связи капитан воздушного судна сообщил о взлете с начала полосы.
Все 7 минут с борта не поступало сообщений о неисправностях. После пропадания самолета с радаров она экстренно подняла по тревоге аварийно-спасательную команду. Совладав с паникой в душе, диспетчер давала четкие указания по предполагаемому квадрату поиска пилоту вертолета Ми-8. Спасатели констатировали крушение.
Вместо того чтобы обобщать обстоятельства и собирать информацию, силовики скрывают трагедию от посторонних глаз. После любой авиа-катастрофы в прессе быстро появляются снимки с места событий. На этот раз основные информагентства публиковали лишь отчеты о ходе поисковых работ: фото спасателей, кораблей и т. д. Первое изображение обломка, поднятого со дна Черного моря, появилось не в официальных СМИ, а в социальных сетях. Фрагменты под тщательной охраной доставляли в ангар местного старого аэропорта. Фото с площадки, где осуществляют раскладку, просачиваются только со страниц местных жителей в соцсетях. Тела погибших спешно отправляли в Москву, где было решено проводить процедуру опознания. Сомнительно, что сочинский морг не справился бы с этим.
Под предлогом заботы о психике местных жителей власти оцепили пляжи и заполнили их силовиками. Обоснованием стала возможность выброса на берег фрагментов тел и фюзеляжа. До сих пор запрещен и выход в море вблизи места трагедии.
На протяжении всей поисковой операции спецслужбы отрицали все, что появлялось в СМИ. Одна из камер наружного видеонаблюдения засекла вспышку в небе над Черным морем. По официальной версии, на 30 минут не совпали временные промежутки. На ком-то из погибших обнаружили спасательный жилет. Журналисты принялись писать, что члены экипажа готовили пассажиров к эвакуации, что также было опровергнуто.
Вместе с тем основные версии следствия строятся на показаниях очевидцев трагедии. Специалистам удалось получить запись с видеорегистратора автомобиля. Также были опрошены сотрудник сочинского порта и некий рыбак, которые видели последние минуты полета ТУ-154 и даже рассмотрели угол, под которым он вошел в воду. Самолет не мог набрать высоту, резко задрал нос и упал. Эксперты предположили, что экипаж пытался совершить посадку на воду, но вес лайнера не оставлял шансов на спасение.
Причины, по которым имена очевидцев до сих пор не обнародованы, равно как и запись видеорегистратора, остаются загадкой. Оправдывать этот факт тайной следствия нелогично.
Итак, из официальных фактов. ТУ-154 совершал маневр вправо на скорости, превышающей 500 км/ч, свалился с эшелона и столкнулся с поверхностью моря с левым креном.
Обломки разбросаны на 1,5 километра, что объясняют сильным течением, которого отродясь не было в Черном море. На поверхность доставали останки людей, разорванных на части. Европейское космическое агентство предоставило снимок из космоса. Топливо разлилось двумя пятнами, оба из которых имеют рваные границы. Следовательно, самолет разрушился в воздухе. При ударе хвостом о водную гладь его просто должно было разорвать на 2 части, а не на мелкие фрагменты.
Если вспомнить недавний печальный опыт авиакатастроф, то последствия отдаленно напоминают Airbus А321. И диаметр разброса останков ТУ-154 был бы соответствующим, если бы не низкая высота полета.
О том, что такое закрылки и какова их функция, теперь знает весь мир. Их неисправность и является одной из основных версий крушения. Последние минуты записей бортовых самописцев предали огласке. Пилот Ту-154: «Закрылки, с*ка. Командир, падаем!» Эти элементы механизации крыла используются при взлете и посадке. Борт Минобороны дозаправлялся в Сочи, то есть за несколько часов до трагедии при посадке в аэропорту курорта они еще были исправны… Во время дозаправки на полосе работал ряд сервисных служб, значит, соблюдены технические регламенты осмотра лайнера перед продолжением полета.
В этой связи настораживает лишь тот факт, что к борту ТУ-154 имели доступ слишком много людей, среди которых мог завестись и засланный казачок, исполнивший ночной сценарий Шарм-эль-Шейха…
Считать трагедию заказным убийством нелогично. На борту самолета не было ничего и никого, представляющего смертельный интерес: артисты ансамбля им. Александрова, общественница Елизавета Глинка, руководитель департамента культуры Министерства обороны и его помощница, 9 журналистов и 8 военнослужащих… Минобороны обмолвилось, что в самолете могли находиться секретные депеши, но «потерять» их было бы проще уже в самой Сирии, чем так громко не довезти.
Плановое обслуживание ТУ-154 прошел этой осенью, что подтвердили в Минобороны РФ. Майор Роман Волков имел за плечами более 3 тыс. часов налета, а штурман – подполковник Александр Петухов – в 2011 году приложил все усилия, чтобы посадить известный «танцующий» Ту-154.
Авиакатастрофа в Сочи стала самой необъяснимой трагедией современности. Вероятно, из-за этого эксперты продолжают отвлекать внимание общественности, обнаружив недавно в квадрате крушения останки самолета времен Великой Отечественной.
И даже объявленная по результатам расследования причина вряд ли станет истинной. Ни одна из версий не выгодна России. Неисправность подтвердит критичный износ авиапарка, ошибка пилота, как и перегруз, подорвет авторитет нашей авиации. Удобнее всего сослаться будет на совокупность непреодолимых факторов.
История уже хранит подобные предания:
Ту-154, Алма-Ата, 1980 г. (погибли 166 человек):
«В 00:38 по местному времени Ту-154 совершил взлет из аэропорта Алма-Аты с магнитным курсом 230° и начал набор высоты. На высоте 120 метров при скорости 320 км/ч экипаж начал убирать механизацию крыла. На высоте 150 метров закрылки были выпущены на 5°, предкрылки на 12°, стабилизатор на –1°, шасси убраны. Самолет начал неожиданное быстрое снижение, появился правый крен в 18°. Экипаж начал действия по устранению крена, однако предотвратить потерю высоты не удалось. Менее чем через две минуты после начала разбега, несмотря на максимальную тягу двигателей, самолет с тангажом +6° на скорости 400 км/ч и с вертикальной скоростью 2-3 м/с столкнулся с поверхностью земли на пшеничном поле…»
Основные версии крушения ТУ-154, Сочи, 25 декабря (погибли 92 человека) |
Эксперты о крушении |
Техническая неисправность |
Экс-командующий фронтовой авиацией ВВС России Николай Антошкин: – Если даже на одном крыле выпустили закрылки, а на другом нет, это не такая страшная беда для самолета. Автоматика пересиливает это дело. Там гидроусилители в системе управления. Майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов: – Летчик спокойно мог передать информацию, включить сигнал бедствия, но этого не случилось. На экипаж я не могу грешить, а техника так резко не ломается. |
Ошибка пилотирования |
Авиаэксперт Вадим Лукашевич: – Невозможно, чтобы при ошибке пилотирования самолет разрушился в воздухе. Нужно сорвать его, например, в штопор, и это очень сложно было бы сделать. А если это техническая неисправность, то все равно не бывает таких неисправностей, которые приводят к разрушению в воздухе. |
Отказ работы двигателей из-за попадания посторонних предметов |
Экс-пилот Ил-96 Сергей Кнышов: – Чтобы что-то пошло не так, нужны 4-5 десятков крупных птиц. Даже если они попадут в двигатель, он может спомпажировать, то есть будет чувствоваться некая неустойчивость работы самолета, вибрация, но опытные пилоты могут легко исправить ситуацию. Даже если птицы повредили лопатки вентилятора, попав в тракт двигателя, нужно помнить, что у Ту-154 их 3... Опасность птицы представляют для однодвигательного самолета. |
Перегруз |
Минобороны: – Ту-154 выполнял функции «почтовика», перевозившего большой объем военных бумаг. Экс-пилот Ил-96 Сергей Кнышов: – Даже если пассажиры в сумме своей весили 9 тонн, еще багаж пусть будет 6 тонн, ну никак не набирается нужной массы для перегруза. Бывший командир военно-транспортного авиационного полка Минобороны России, полковник запаса Леонид Куплешников: – Оружие и боеприпасы возят транспортными самолетами, в Ту-154 – только личный состав, личные вещи и почта. Загрузку контролируют бортинженер и второй пилот. В Чкаловском служат самые опытные, они не допускают таких ошибок. |
Теракт |
НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ |
Читайте новости в нашем Телеграме.