Реклама: ООО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СОЧИ», ИНН 2367009555, ID: 915606

Забытые герои Кубани

Забытые герои Кубани

Художник Платон Яковлевич Крутько, член Союза Художников СССР.

Уже много лет Платону Крутько не могут восстановить памятник в Анапе. Монумент полностью рассыпался от времени, а родственники не могут этим заняться по чисто финансовым причинам. В Администрации города уже очень давно "брали на особый контроль", обещали чуть ли не немедленно восстановить и поставить что-то такое, монументальное, но, как говорится, "а воз и ныне там".
Тем не менее, в прошлом данный художник был крупнейшим и лучшим пейзажистом Кубани, зафиксировавшим на своих полотнах одни из самых крупных событий своего времени, так как многим был свидетелем. Имел личное знакомство с весьма известной ныне Елизаветой Юрьевной Кузьминой-Караваевой ( в девичестве Пиленко) которая сейчас широко известна как "Мать Мария". (Имеется портрет Пиленко, написанный им кистью Крутько).

Из биографии художника

Родился он в Анапе. Отец Крутько плотничал, а мать была в обслуге в доме местного садовладельца Пиленко. Одарённость мальчика была отмечена всеми, но решающую роль сыграло попечительство над ним членов семьи Пиленко. Молодой юноша Платон Крутько был направлен при поддержке попечительских лиц города Анапы в Москву, в Императорское Центральное художественное промышленное Строгановское училище, которое благополучно окончил в 1907 году. Таким образом, Крутько был с малых лет знаком и с родом Пиленко, и лично с Марией.
Закончив «Строгановку», он в 1097 году возвращается в родную Анапу. Работает учителем рисования в училище, а потом в мужской гимназии. Он ощущал недостаток именно педагогического образования, из-за чего в 1912 году едет в Санкт-Петербург на летние дополнительные курсы для учителейрисования. Это были так называемые рисовальные классы А. Н. Смирнова, состоявшие в ведении Министерства торговли и промышленности. Курсы предусматривали знакомство с приемами черчения, лепки и чистописания, т. е. той замечательной каллиграфии, которой отличалось некогда написание значительных документов; изготовлением моделей и макетированием.


newkuban_anapa.jpg


Кстати когда-то в Анапском городском музее хранился замечательный макет Курзала, выполненный Платоном Яковлевичем. Но, к сожалению, он был истрёпан малолетними посетителями, так как не имел ограждения.

Платон Яковлевич любил петь и почти до конца дней своих участвовал в хоре Анапы. В начале века пел в церковном хоре и, можно предположить, что выполнял какие-то работы, связанные с убранством храма. Сохранился в черно-белой фотографии вид Свято-Онуфриевского храма, выполненный Крутько. Судьба подлинника этой работы, печальна: друг художника из Москвы, бывший в Анапе, попросил Платона Яковлевича дать ему эту работу «на время». Взамен он прислал фотографию. Картины пропадали и не только так: часто организаторы выставок в других городах страны, просто «забывали» их возвращать владельцу.

И таким образом утеряны многие картины Платона Яковлевича. Поэтому семья художника с некоторых пор начала с весьма большой неприязнью относиться ко всем предложениям отдать его картины на выставки за пределами города Анапы.

Но обладая широкой душой, художник по просьбам друзей писал для них картины, и многие из произведений Крутько таким образом разошлись по домам анапчан. Выполнял он для близких собственноручно и копии наиболее удачных своих картин. Например, такой как «Красные купальни». Одна из них выставлена в музее «Горгиппия».

Вот так и расходились его картины. А во время войны погибли рисунки, картины, остававшиеся дома, как погиб и дом художника, жившего до войны на улице Протапова (бывшая графа Гудовича) недалеко от Черноморской улицы.

newkuban_anapa2.jpg


Успех к нему пришёл рано

Вот описание впечатления от XVI периодической выставки художественного кружка Екатеринодара в 1918 году, участником которой был и Платон Яковлевич. Это было в начальный период Гражданской войны. «Когда жизнь кругом мрачна, — пишет автор, — когда душа истерзана действительностью, хорошо бывает уйти в мир искусства» (екатеринодарская газета «Проблеск», 2 июня 1918 года). Таким уголком мира и гармонии он называет картинную галерею Ф. А. Коваленко. И далее искусствоведческий обзор и обобщение: «Общее впечатление от массы выставленных пейзажей, акварелей довольно тусклое, мало прозрачности, экспрессии ( plainairism ). Редко кто из художников справляется с трудной задачей передачи света. Одной из лучших картин, да, пожалуй, и самой лучшей является «Море» (Крутько). Художник с тяготением к Бекленовской школе великолепно справился с передачей красочной гаммы на море. Прибрежные камни, освещенные лучами солнца, горят удивительными переливами тонов, а море блестит и искрится миллионами оттенков. Картина очень колоритна, удивительна Хороша его вещь «У лодок».

В период Гражданской войны Платон Яковлевич был не только свидетелем событий, а иногда и их участником (в городском музее есть его воспоминания об этом). И, конечно же, он был художником, запечатлевшим кое-что из увиденного. Замечательно по своему художественному решению его историческое полотно: «Встреча красногвардейского отряда в марте 1918 г.». Кстати, об этой встрече рассказывает в своем очерке «Как я была городским головой» Елизавета Юрьевна Скобцова, урожденная Пиленко.

newkuban_anapa3.jpg


Вообще его картины настолько выразительны и точны, что для любого человека встреча с его работами — это как память об однажды увиденном. Они передают не только образы, но и настроения той эпохи, тех людей, что изображены на его полотнах, саму атмосферу события.

Да, в лице горожан Крутько был не только своим во всех отношениях, но и образованным человеком в среде интеллигенции. В 1917 году, в марте, когда в городе формировался Гражданский комитет как совещательный орган на местах до решения Учредительного собрания о форме правления в России, кандидатура учителя и художника П. Я. Крутько была введена в список членов и кандидатов комитета по числу голосов от союза учителей. Кстати, в списке Гражданского комитета почти рядом была фамилия дочери Ю. Д. Пиленко, так много сделавшей для семьи Крутько, — Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой, вошедшей в состав комитета от садовладельцев Анапы. Очевидно, что они знали друг друга.
Писал художник картины не только по событиям, происходящим вокруг него, но и на исторические темы. К таким относится большое полотно, хранящееся в городском музее - «Увоз в рабство», показывающее те времена, когда Анапа была турецкой крепостью и через неё шла торговля рабами — людьми,в том числе и русскими, попавшими в плен во время набегов на окружающие поселения.

В числе лучших работ, любимых самим автором, была картина «Разрушенная Анапа. 1945 год». В ней потрясает все: и документальность (он отображал то, что было - реальный вид тех разрушенных домов), и необычный взгляд сверху, так любимый художником,— панорама. Одним словом: трагическое полотно о родном городе. Эта работа, после публикации ее музеем, вошла иллюстрацией во многие издания о войне как один из самых сильных из документов об Анапе.

Таким образом, его творчество охватывает период больше ста лет существования Анапы — от тех времён, когда город был турецким, до эпохи СССР.

В 1945 году Платон Яковлевич был принят в краевое отделение художников. С 17 декабря 1949 года — он первый и единственный член Художественного Фонда СССР в Анапе. С этого времени он постоянный участник художественных выставок, но свою работу в школе не бросает. Он до конца работал в школе №1, откуда и ушёл на пенсию.

newkuban_anapa5.jpg

Многие ученики любили этого незлобивого, мягкого человека, отличавшегося тонким пониманием природы, которое совмещалось у него с колоритным малороссийским юмором в оценках ситуации, людей и окружающего его мира. Простоватая нарочитость хитреца сочеталась у него с внешней небрежностью и кажущейся обыденностью. Так, разъезжая на единственном городском автобусе (начало 60-х), он называл его «троллейбусом», а на вопрос «почему» отвечал: «Так, из уважения».

С музеем его связывала большая дружба, он много делал для создания тематических экспозиций (картины, портреты, макеты, рисунки). Но при этом, как вспоминают работники музея, подтрунивал в его своеобразной манере: «Вам же, музейщикам, надо, чтобы все было на картине: и виноградники, и город Анапа с главной улицей Ленина, по которой идет председатель райисполкома, — и добавлял, усмехаясь, — и отдает свои ценные указания». Так он парировал их просьбы, когда писал картину на тему виноградарства (Картина: «Вид на виноградники со стороны с. Су-Псех»). «Ой, не знаю, не знаю, ото, свяжись с вами».

К сожалению, огромное количество его картин погибло во время Великой Отечественной войны. Как в доме по ул. Протапова, где он тогда жил, так и в Краснодаре.

В Краснодаре, по описаниям очевидцев, картины из музея не успели вывезти. Фашисты устроили аукцион, где картины Крутько были удостоены самой высокой цены. Естественно, то, что увезли в Германию гитлеровцы, пропало безвозвратно. И, тем не менее, по тому, что сохранилось, по тому, что было написано после войны, хорошо видно, насколько высок был уровень художника.

И на фоне этого очень нехорошо смотрится "забывчивость" Анапской администрации, так и не восстановившей (а обещали сделать вообще новый) памятник этому замечательному художнику, составившему славуне только родному городу, но и всей Кубани.

Время разрушает связи. Но память о нашей земле живет в живописных творениях художника Анапы, бывшего ровесником прошлого сложного века.

Скромный памятник нашему художнику на высоком берегу старого кладбища уже рассыпался. Для родственников художника его восстановить почти непосильная задача.
Под угрозой забвения тот, чья жизнь и творчество стали памятником нашего времени.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100