Реклама: ИП Терентьев Павел Альбертович. ИНН 482613868955. ID: 915606

Таинственный мир французского мистицизма – в картинках

Таинственный мир французского мистицизма – в картинках

The magical world of Parisian mysticism – in pictures

Краснодар. 28 авг. - Новая Кубань. Забудьте о Код Да Винчи. Зачем искать тайные знаки в картинах Леонардо, если можно открыть их в современном искусстве?

Выставка музея Гуггенхайма «Мистический символизм» покажет удивительный мир Французского Символизма, который писатель и художественный критик Жозеф Пеладан продемонстрировал на своих выставках в 1890-е.

Карлос Швабе, постер для первого салона Ордена Розы†Креста, 1892

Carlos Schwabe, Poster for the First Salon de la Rose+Croix, 1892

Жозеф Пеладан не скрывал своего увлечения оккультизмом и магическими символами. В 1890-е в Салоне Ордена Розы†Креста в Париже он организовал серию выставок, посвященных тайнам субкультуры розенкрейцеров. В них приняли участие как ведущие художники современности, так и малоизвестные мечтатели, увлеченные его страстью к мистицизму.

0.jpg

Photograph: MOMA/SCALA, New York

Эдмо́н Франсуа́ Ама́н-Жан, 1892-1893

Edmond Aman-Jean Beatrix, about 1892-3

Родившийся в 1858 году в Лионе в католической семье, имеющей склонность к мистическим учениям, Жозеф Пеладен стал одним из основателей Каббалистического Ордена Розы†Креста. Но в 1890 году после ссоры с коллегами он был вынужден выйти из сообщества и основать свой собственный орден христианских Розенкрейцеров под названием Католический Орден Розы+Креста и эстетов Башни Грааля. Его галереи пользовались большой популярностью, а идеология символизма превратилась в модное направление искусства.
Photograph: Solomon R. Guggenheim Foundation
Шарль Морен, На заре труда, 1891

2.jpg
3.jpg

Charles Maurin, The Dawn of Labour, about 1891

В конце 19 века Салон Розы†Креста был окном в чудесный эксцентричный мир французского искусства. Период после расцвета импрессионизма включал в себя необычную смесь реализма и фантазии, когда художники стремились сделать мифическое искусство современным. Живопись Морена объединила нарастающие революционные стремления и чувственное мифическое видение мира.

Photograph: Musée d’art moderne et contemporain, Saint Étienne Métropole, France

Анри Мартен, Молодая святая, 1891

Henri Martin, Young Saint, 1891

Именно благодаря усилиям Жозефу Пеладена католический символизм стал чрезвычайно популярным во Франции. Базилика Сакре-Кёр, построенная на вершине холма Монмартр, являлась символом мистического возмещения за национальные грехи, оставшиеся у французов после войны с Пруссией 1870 года. А картины Анри Мартена, вдохновленного творчеством Поля Гогена, демонстрировали новую волну набожности.

4.jpg

5.jpg


Photograph: Musée des Beaux-Arts, Brest, France

Шарль Филиже, Мадонна с 2 ангелами, 1892 год

Charles Filiger, Madonna with Two Angels (or Madonna of the Fireflies), about 1892

Не только Мартен, но и Шарль Филиже был увлечен абстрактными формами и игрой цвета истинного гения Символизма Поля Гогена. Французский художник отдал дань уважения его работам, особенно крестьянским сельским пейзажам, наполненным серьезной религиозностью. Он вторил манифесту Гогена, призывающему мистический символизм «быть загадочным».


6.jpg

Photograph: Florent Chevrot/Courtesy Olivier Malingue

Ферна́н Кнопф, Я запираю дверь за собой (Затворница), 1891
Fernand Knopff, I Lock My Door Upon Myself, 1891

Все признаки Символизма, такие как стеклянный взгляд, мраморная голова и увядающие растения, были использованы Фернаном Кнопфом в его творчестве. А также художником был передан главный призыв «запереть наружную дверь, погрузиться в себя и поддаться воображению». Приемы, воплощенные не только в живописи, но и в литературе. Как например в романе Жориса Карла Гюисманса «Наоборот» 1882 года, где состоятельный эстет закрывает себя похожим образом, чтобы исследовать внутренний мир незнакомой духовности и извращенной чувственности.

12.jpg


Photograph: Bayerische Staatsgemäldesammlungen, Neue Pinakothek, Munich

Фердинанд Ходлер, Разочарованные души, 1892
Ferdinand Hodler, The Disappointed Souls, 1892

Символизм был по-настоящему европейским движением, объединяющим как влиятельных художественных критиков Парижа, так и величайших художников других стран Старого Света. Звезда конца 19 века из Швейцарии Фердинанд Ходлер позаимствовал приемы у мрачного любителя крайностей Эдварда Мунка и молодого Пабло Пикассо. Он внес в движение свое видение печали и тоски, написав полотно об умерших душах, находящихся в подвешенном состоянии.

Photograph: Kunstmuseum Bern/Museum of Fin, Switzerland

Жан Дельвиль, Смерть Орфея, 1893

Jean Delville, The Death of Orpheus, 1893

Художники со всей Европы в конце 19 века глубоко погружались в свои фантазии. Они обращались к легендам древности, и иконой их движения стал древнегреческий миф об Орфее, изображенный в восторженном сочетании золотого и голубого и повествующий о попытках героя спасти свою возлюбленную от смерти.

8.jpg

Photograph: Royal Museums of Fine Arts, Belgium, Brussels

Феликс Валлоттон, Чудесный вечер, 1892
Félix Vallotton, The Fine Evening (Le beau soir), 1892

Представители мистицизма всегда стремились усилить образы, наполнить их глубиной, превратить их в нечто символическое. Картина Феликса Валлоттона, явно выполненная под влиянием популярных во французском авангарде японских гравюр, напоминает творчество норвежского символиста Эдварда Мунка.


9.jpg

Photograph: Collection des Musées d’art et d’histoire de la Ville de Genève

Арманд Поинт, Благовещение или Ансилла Домини, 1895

Armand Point, The Annunciation or Ancilla Domini (L’Annonciation), 1895

Для французского мира искусств, символизм стал разрывом между реализмом и современным творчеством импрессионистов. Но в Британии Префаэлиты и их потомки обратились изучению мифов и христианства намного раньше. Картина Армонда Поинта показывает насколько парижские символисты задолжали Джону Милле, Уильяму Ханту и Данте Россети.

10.jpg


Photograph: Sotheby’s

Пьер Амеде Марсель-Беронно, Орфей в аду, 1897

Pierre Amedee Marcel-Beronneau, Orpheus in Hades, 1897
Мистические идеи Пеладена были похожи на творчество будущих абстрактных художников, таких как Пит Мондриан и Василий Кандинский. Но в Париже, Символизм привел к появлению сюрреалистов. Картина Пьера Амеде Марсель-Беронно, написанная под сильным влиянием Гюстава Моро, демонстрирует, как французский символизм застывает в недрах смерти, сна и подсознания. А в 1920-е в Париже просыпается и расцветает в сюрреализме.


11.jpg

Photograph: Claude Almodovar/Collection du Musée des Beaux-Arts, Marseille

Based on the materials Guardian.

https://www.theguardian.com/artanddesign/gallery/2017/aug/21/guggenheim-exhibition-mystical-symbolis...



Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100