Реклама: ИП Терентьев Павел Альбертович. ИНН 482613868955. ID: 915606

Игра в синема

Игра в синема

Кинематограф предсказывает будущее

Краснодар 2 марта. – Новая Кубань. Из огромного количества картин, снимавшихся до революции, до нас дошла только десятая часть. Этого очень мало, но и в том, что сохранилось, – бесценные свидетельства исчезнувшей эпохи.

Что снимали

Начнем с того, что снимали много. И все, что угодно. Мелодрамы, комедии, боевики и даже романсы, а точнее, их киноверсии. Была анимация, были и «серьезные» ленты.
По подсчетам специалистов, в 1915 году на российские экраны вышло почти четыреста фильмов, а в 1916 году полсотни отечественных кинокомпаний создали без малого полтысячи картин.

Но это как считать. В январе того же шестнадцатого года московский «Вечерний курьер» сообщал, что «за 1915 год выпущено русскими кинематографическими фабриками 1,344 драмы, 815 юмористических фильмов, 107 комедий и... 16 фарсов. Последнее обстоятельство объясняется скудостью творчества фарсовых авторов».

Разница в цифрах заключалась, скорее всего, в метраже фильмов. Как бы то ни было, «великий немой» манил к себе решительно всех: артистов театра, балетных танцовщиков, циркачей, писателей и авантюристов.

Сюжеты картин – на все вкусы. Как вам, к примеру, такой?

«В электро-театре «Кино-Арс» будет демонстрироваться новая монопольная картина «Трагедия семьи Набатовых», в которой особенный интерес вызывают переживания главного героя, впавшего под влиянием сильных потрясений в столь глубокий летаргический сон, что врач был введен в заблуждение и констатировал смерть. Несчастного уложили в гроб и, после совершения над ним чина погребения, поместили в фамильный склеп, который потом заперли, а через некоторое время мнимый покойник очнулся...»

Сам фильм не сохранился, неизвестно даже имя режиссера, но интрига впечатляет.

Качество же самих кинопроизведений оставим за скобками.

Газеты дружно сетовали на то, что «среди инсценировок такие картины, которые поставлены по произведениям, рождаемым каждодневно различными «писателями» и оплачиваемым по 10 рублей за сценарий. «Сочинителями» сценариев в Москве оказались нуждающиеся студенты».

Лысый против Антоши

Народ валом валил в зрительные залы, где бок о бок, мирно или не очень, уживались прачки и аристократы, учителя и сапожники, генералы и декаденты. Сборы от проката били все мыслимые рекорды.

На ходу рождались пословицы: «Кинематография, как оказывается, имеет не только свою литературу, но и скороговорки свои и пословицы. «Идея хороша, но только – ша...» Это относится к авторам сценариев, которым рекомендуется не разглашать «идеи» до получения гонорара, так как бывали случаи инсценирования кинопьес по ознакомлении лишь с сюжетом произведения».

И далее – «Хорошая «драма» не имеет хлама, но из-за хлама бывает драма», «Без немецких картинок – все же жив наш рынок», «Дождь» не ленту мочит, a цену морочит».
Чемпионы по популярности – комедийные короткометражки. Занесенный кинематографическим ветром в Россию француз Робер Рейнольдс смешил публику своим героем по имени Лысый. Названия этих кинозарисовок – самые незамысловатые: «Лысый и негр», «Лысый и прачка», «Лысый ищет огня», «Лысый кутит», «Лысый поздравляет тещу с днем ангела», «Лысый хотел иметь волосы».

Соперник неугомонного француза – поляк Пухальский. В его фарсах вовсю куролесил нелепый толстячок Антоша. «Антошу корсет погубил», «Антоша без шляпы», «Антоша борется с роскошью», «Антоша в щекотливом положении», «Антоша не умеет обращаться с порядочными женщинами», «Антоша – укротитель тещи».

Впрочем, и киностудия самого Пухальского называлась соответственно – «Люцифер».

Сочинский Голливуд

Режиссер Евгений Бауэр был до революции, что называется, нарасхват. Его переманивали из одной кинокомпании в другую.

И в конце концов он оказался в самой престижной российской фирме – «Торговый дом Ханжонкова».

За пять лет снял свыше восьмидесяти фильмов

И именно он открыл для отечественного кинематографа Сочи. Маленький город, который на тот момент мог стать русским Голливудом.

Звезд немого экрана: Веру Холодную, Веру Каралли,Ивана Мозжухина – привозил в «Кавказскую Ривьеру» Бауэр на съемки.

В июле 1916 года газеты писали:

«С участием артистки Императорских театров В. А. Каралли в Сочи закончены съемкой картины «Жизнь, побежденная смертью», «Умирающий лебедь» и «Возмездие»».
А через месяц:

«В Сочи и Крыму группой московских артистов: артисткой императорских театров В. А. Каралли, Рындиной, Максимовой, Полонским, Перестиани и другими – закончены съемки двадцати картин. Съемками руководил режиссер Е. Ф. Бауэр. Павильонные снимки будут закончены в Москве в августе и сентябре. Совершенно закончена картина «Жизнь, побежденная смертью».

С особенным нетерпением ждали «Умирающего лебедя» с несравненной Верой Каралли.

Бауэр явно хотел утереть нос американцам, снявших «Фенеллу» («Немая из Портичи») с Анной Павловой.

В одном из интервью Павлова, считавшая себя первой среди звезд мирового балета, заявила:

«В Америке я могу выступать только в нескольких больших городах. В Европе я выступала в Лондоне, Париже и других столицах. Война лишает меня возможности танцевать в настоящее время на родине и в воюющих странах. Кроме того, наиболее подходящим для артиста моментом для выступления перед кинематографом является то время, когда его карьера достигла зенита. Я уверена, что этот фильм удесятерит мою популярность».

Каралли была примой столичных театров, исполняя партию умирающего лебедя не хуже, а, по мнению балетоманов, гораздо лучше самой Павловой.

Поэтому сценарий писался «под Каралли» и с сюжетом, похожим на «Фенеллу». Только все действие разворачивается на берегу Черного моря, и зрители могли не только следить за трагической детективно-мистической интригой, но и любоваться видами старинного Сочи.

Экранные пророчества

«Умирающий лебедь» вышел в прокат в январе 1917 года. Он словно начинал писать киностраницу недобрых предсказаний для будущего Российской империи. А завершил ее другой фильм под символическим названием «Сатана ликующий».

Этот мрачный двухсерийный шедевр раннего Якова Протазанова настолько точно отразил предчувствие близящейся катастрофы, что оставалось ощущение какого-то зловещего предвидения.

Начиная от самого названия и образа Сатаны до актерского решения сложных драматических событий.

Рок неизбежен. Он наступает из небытия, чтобы завершить задуманное. Только мало кто догадывается о разработчике этого дьявольского плана.

Не случайно «Сатана ликующий» был запрещен к показу в целом ряде европейских стран, а в России вышел за неделю до октябрьских событий.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100