Реклама: ИП Терентьев Павел Альбертович. ИНН 482613868955. ID: 915606

Член экспертного совета «Золотой маски» о фарсе, цинизме и лицемерии на фестивале «Кубань театральная»

Член экспертного совета «Золотой маски» о фарсе, цинизме и лицемерии на фестивале «Кубань театральная»

На днях завершился фестиваль «Кубань театральная», но к фестивалю осталось очень много вопросов как у театральной общественности, так и у профессионалов.

Мы поговорили с театральным критиком, членом экспертного совета «Золотой маски» сезона 2015-2016 гг. Александром Геннадьевым.

– Александр, ваши впечатления об увиденном?

– Очень противоречивые, так как такого нелепого и слабого фестиваля я за многие годы не видел.

– Извините, а в чем нелепость?

– Странности начались сразу. Вдруг, ни с того ни с сего, в жюри был введен главный режиссер Краснодарского академического театра драмы Константин Демидов, то есть руководитель театра участника оценивал бы спектакли, включая свои. Лишь после моего возмущения этим фактом Демидова устранили из жюри. Если раньше всегда формировалась организационная комиссия и все выбиралось коллегиально, то на сей раз оргкомитет был представлен лишь в лице директора театра драмы Ирины Репиной. По сути, она формировала жюри, расселяла, кормила-поила. Вам не кажется, что ситуация более чем странная? Хотя, с другой стороны, ее можно понять. Театр находится в загоне, и Ирина Николаевна решила устроить себе праздник. И впрямь, если не мы сами будем себя радовать, кто за нас еще похлопочет?! А на деле это прямое нарушение устава, не говоря уже об элементарной этике. Меня вообще удивила финальная пресс-конференция жюри, вернее одна из ее мизансцен. За столом аккуратно посередине, торжественно и гордо, я бы сказал, даже монументально восседала Репина. Представитель министерства культуры, притулившись у краешка стола, сидел тихо, незаметненько, хотя министерство культуры края – один из учредителей фестиваля.

– Кстати, на фестивале почему-то не было видно представителя от другого учредителя, Краснодарского отделения Союза театральных деятелей России?

– Перед началом пресс-конференции я встретил в фойе театра драмы председателя союза, который был просто в разъяренном состоянии. Я не знаю, что случилось, но глава СТД даже не остался на закрытии. По-разному можно относиться к нашему Театральному союзу, но полностью исключать учредителя из фестиваля, мне кажется, не очень порядочно. Выходит, что их взяли и устранили из «Кубани театральной».

– Что вы можете сказать о самом жюри?

– Ну, какой фестиваль, таковы и судьи. Салтыков-Щедрин отдыхает! Пафосная «речевичка» (специалист по сценической речи), директор областного театра кукол (на пятьдесят мест), другими словами завхоз, краснодарская телевизионщица, которая, как дед мороз, постоянно раздаривала какие-то книжки, загадочно улыбающийся клерк министерства культуры, два московских гостя, один из которых, видимо, от щедрого кубанского гостеприимства имел вид человека, измученного нарзаном, и очень жизнерадостная девушка с брегов Невы. В одной раме вся эта компания смотрелась очень забавно. Кубанская «телебабушка» на обсуждениях изнемогала то от дыма, то от неправильного названия спектакля, но больше всего ее возмущали казаки Кубани – очень громкие и агрессивные, бряцающие саблями. Впрочем, иного поведения от дилетантки ждать не приходилось. Меня еще поразил факт, что она и чиновник министерства приходили не на все просмотры. Говорят, что работы ими смотрелись по видео. Наверное, надо было просто разослать видеоматериалы всем, тем самым сэкономив на перелетах, отелях, банкетах, обедах, что стоит немалых средств. Да и, насколько мне известно, работа жюри неплохо оплачивается из бюджетных денег.

– А как вам сам уровень фестиваля?

– Ниже всякого санитарного уровня. В одну кучу свалили все, что можно было. Самодеятельность буквально воспарила на этом фестивале. Как, к примеру, можно ставить на одни весы Краснодарский музыкальный театр и адыгейский театр кукол или новороссийский коллектив, который вчера еще был любительским и, по сути, остался таковым. Это разные весовые категории во всех отношениях. Столько низкопробных спектаклей мне давно не приходилось видеть. Главная проблема даже не в отсутствии театральной культуры, а элементарно в дефиците нормальной режиссуры. Такое ощущение, что ее выжгли напалмом. Можно сделать скидку адыгейским театрам, которые принимали участие в фестивале: они всегда были бедны и скромны, их спасает лишь энтузиазм и честное отношение к своему делу.

– Вас устроило распределение призов?

– Жюри старалось отметить всех и при этом проигнорировать, наверно, самые профессиональные театры, как случилось с Краснодарским краевым театром кукол, который даже не был нигде упомянут. Это похоже на акцию, так как одно дело – вкус, а другое – уровень профессионализма, и когда сей критерий опускается за ненадобностью, то налицо спланированный бойкот. В этой связи я вспоминаю случай с одним из приезжавших несколько лет назад на наш фестиваль критиков, которому буквально чуть ли не с трапа самолета было указано, какой театр «любить», а какой «не любить». Театровед тогда возмутился и не стал участвовать в сомнительной кампании. На сей раз и краевой музыкальный театр оказался не в чести. Так, для отвода глаз кинули второстепенную премию, а ведь пусть даже в очень спорном спектакле «Наш маленький Париж» были интересные актерские работы – той же Марины Шульги, Алексея Григорьева.

DSCF1344.JPG
Фото Дмитрия Глущенко

– Поясните, что же все-таки случилось с премией Михаила Куликовского?

– Для меня до сих пор это остается загадкой. Как очень сбивчиво и невнятно, пряча глаза, попытались рассказать на пресс-конференции те же директор драмы и представитель министерства культуры, ее то ли отменили, то ли губернатор края Вениамин Кондратьев не выделил денег. А ведь эта премия – фишка фестиваля, его основная составляющая, даже гордость. И ликвидировав такое поощрение, фестиваль лишили всякого смысла. Вообще, кажется, «Кубань театральная» доведена до такой точки абсурда, все превращено в такой фарс, проводится с таким уровнем лицемерия и цинизма, что здравый смысл здесь уже искать не стоит. Фестиваль надо закрывать.

– А выход какой?

– Проводить другой фестиваль, не смешивая самодеятельность с профессионалами, и устраивать его не по разнарядке, а на добровольной основе и, возможно, не конкурс, так как состязания среди аутсайдеров – дело не очень веселое.

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100