Реклама: ООО «ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ «СОЧИ», ИНН 2367009555, ID: 915606

Бесчеловечный человек

Бесчеловечный человек

В по-настоящему смутные и напряженные времена, «НК» размышляет о том, откуда же в человеке столько агрессии.

Конрад Лоренц, австрийский ученый, один из основоположников этологии, и многие его ученики и последователи (Ирениус Эйбл-Эйбесфельд) говорит о филогенетических корнях агрессии человека, другими словами об их врожденности. Лоренц много лет провел изучая поведение разных видов животных и рыб в стаях, группах и прочих мультиколичественных "видовых институтах, а после, основываясь на огромный полученный теоретико-эмпирический массив переключился на изучение поведения людей. Его теории перекликаются с теориями инстинктивизма и неоинстинктивизма, из которых следует, что человеческая агрессия - это часть нашей первобытной сущности, эссенция нашего вида. Животные убивают других животных, двигаемые оборонительной функцией или же инстинктами, которые провоцирует голод, но никогда, животные не убивают просто так, для того чтобы получить удовольствие, удовлетворение, разрядку, так, как это испокон веков делают люди.

Эта теория поставлена под сомнение немецким психологом и психоаналитиком Эрихом Фроммом, который в своем труде "Анатомия человеческой деструктивности" утверждает, что точка зрения Лоренца и его последователей просто-напросто рационализирует людское чувство беспомощности перед агрессией. Сам Фромм рассматривает истоки человеческой агрессии с позиции неофрейдизма, переосмысливая и расширяя теорию Фрейда о мортидо - влечении к смерти, которое живет в каждом человеческом индивиде. Вот откуда в современном обществе жажда создавать все искусственное, все ненатуральное, вот этот культ поддельного вещизма, искусственного интеллекта, урбанизация - все это высвобождение скрытой энергии мортидо. Отталкиваясь от того, что в каждом человеке есть эта сокрушительная тяга к наслаждению распадом, разрушением и упадком, которая непременно проявится либо в саморазрушении, либо во внешней агрессии, Эрих Фромм приводит множество теорий и версий об их природе. Многие из этих версий кажутся актуальными, например, теория о том, что нарциссический тип личности чаще больше других склонен проявлять агрессию, притом не в индивидуальном порядке, а слагаясь в массы, формируя коллектив.
  
Это называется групповым нарциссизмом, и часто основу коллективного бессознательного такой самолюбующейся группы слагает девиз в стиле "мое государство - лучшее, моя религия - лучшая", которые формируются не от истинной и преданной любви к этим субъектам и идеологиям, а от потребности перенести свой нарциссизм с собственной персоны на какой-то внешний, лучше мощный и целостный фактор. Фромм говорит: "Оскорбление символов группового нарциссизма (например, знамени, личности кайзера, президента или посла) вызывает в народе реакцию столь бешеной агрессивности, что они готовы поддержать даже милитаристскую политику своих лидеров". Милитаристскую-политику-своих-лидеров, - в голову приходят кое-какие ассоциации, не правда ли?

Другой кажущийся реалистичным фактор - перенаселенность городов. Чем больше население, тем выше уровень агрессии, тут уже включается психология толпы. Испанский философ и социолог Хосе Ортега-и-Гассет, размышляя о "феномене стадности" в своем труде "Восстание масс" пишет: "Массовый человек ощущает себя совершенным". А вину этому он находит в таком понятии, как "душевный герметизм", - "Я утверждаю, что закупорка заурядных душ и породила то возмущение масс, которое становится серьезной проблемой для человечества".

Катя Штерн

Читайте новости в нашем Телеграме.
 
загрузка страницы...
Rambler's Top100